Фрагмент для ознакомления
2
С конца 18 века методы работы с бисером были расширены. Все модницы Европы начинают проявлять к нему интерес. Одежда, украшен-ная бисером, становится модной. В коллекциях Государственного Эрми-тажа хранится множество уникальных предметов того времени, которые благодаря этому прочному материалу до сих пор не утратили своей ярко-сти и привлекательности.
В конце 19-го и начале 20-го веков мир пережил большой расцвет страсти к бисеру. Женские сумочки, кошельки, сумки-чубуки, подстакан-ники изготавливались из бисера.
2.2 Методы и приемы работы в технике бисероплетения
Техникой плетения из бисера называется соединение бусин (рубки, бусин, стекляруса и пр.). С помощью одной из техник плетения: вязания, низания, ткачества и самого плетения из бисера. Продукт может быть из-готовлен с использованием различных технологий.
Методы и приемы работы с бисером разнообразны.
Одним из наиболее распространенных приемов создания бисером цветов является параллельное плетение (на английском языке эта техника называется викторианским методом).
Самый простой лепесток или лист по викторианскому методу вы-полняется следующим образом:
- Три бусинки должны быть нанизаны на проволоку длиной около 20-30 см.
- Затем один из концов проволоки пропускают через две бусинки на другую сторону, бусинки плотно притягиваются друг к другу — и полу-чается маленький треугольник. Концы проволоки должны быть примерно одинаковой длины.
- Затем три бусинки собираются на одном конце, а другой конец сно-ва идет ему навстречу, новый ряд хорошо натягивается на предыдущий.
- Затем таким же образом выполняется ряд из четырех бусинок. Ра-бота будет продолжена в соответствии с базовой схемой.
- Когда завершается последний ряд, концы проволоки плотно скру-чивают, чтобы лепесток не осыпался.
В технике параллельного плетения можно изготовить лепестки и ли-стья.
Техника игольчатая используется для изготовления тонких заострен-ных лепестков, тычинок, сосновых веточек, веточек пихты и т. д. Вот ее суть:
- Нанизываем шесть бусинок на проволоку длиной 20 см.
- Взяв один из концов проволоки, проденьте шестую бусинку и пройдите в противоположном направлении через оставшиеся пять буси-нок. Получается «игла».
- Нанизываем еще 6 бусинок и повторяем предыдущий шаг.
- Мы будем продолжать, пока вы не получите нужное количество «рокера».
- Количество бусинок варьируется в зависимости от желаемой длины «иглы».
Круговая (французская) методика. Чаще всего петельное плетение используется при изготовлении деревьев, тычинок и трав, но таким спосо-бом можно вырезать лепестки более простых цветов. Новичкам в бисе-роплетении лучше начать с этой техники. Она заключается в следующем:
- На проволоке собирается несколько бусинок, концы проволоки скручиваются вместе 4-5 раз. Получается листовка в форме кольца.
- Если нужно сделать тычинку, набирается бусинка и проволока скручивается до желаемой высоты тычинки.
- Количество циклов зависит от того, что именно вам нужно.
Круговая (французская) техника особенно эффективна при изготов-лении крупных лепестков и листьев. Техника французского ткачества, по-жалуй, самая распространенная среди техник плетения из бисера. Это не-удивительно, ведь цветы и листья, сделанные в нем, нежные и воздушные [7].
Эта техника также известна как плетение в форме дуги или круга. Считается, что это немного сложнее, чем параллельное плетение.
Этот метод особенно эффективен при изготовлении крупных лепест-ков и листьев. Техника сложна, и ее освоение может потребовать значи-тельных усилий.
- Делаем круглые лепестки и листья.
- Сделайте небольшую петлю на одном конце проволоки длиной 60-80 см и несколько раз закрутите проволоку под петлей.
- На другой (рабочий) конец проволоки, например, 5, вставьте коли-чество бусинок первого ряда, указанное в описании.
- Согните проволоку с петлей на расстоянии 15 см от конца и выбе-рите бусинки.
- Поместите четыре пальца левой руки в образовавшуюся складку проволоки, а правой рукой скрутите проволоку вплотную к пальцам на 1 см.
- Нанизывайте на проволоку на 2-3 бусинки больше, чем было набрано в первом ряду.
- Расположите второй ряд бусинок вплотную к первому ряду так, чтобы их конец был перпендикулярен первому ряду.
- Поверните рабочий конец провода поперек первого ряда, сохраняя прямой угол между проводами.
- Для третьего ряда соберите достаточно бусин, чтобы их можно бы-ло разместить с другой стороны, близко к первому ряду бусин.
- Поверните рабочий конец проволоки под первым рядом бусинок, сохраняя прямой угол.
- Аналогичным образом выполните ряд шагов, указанных в описа-нии.
- Если размер бусинок не позволяет этого сделать, вплетите конец нити между рядами бусинок на нижней стороне листа.
Несмотря на кажущуюся сложность, освоить любую методику и лю-бой прием довольно просто. Часто для создания цветочной композиции используется их сочетание. Например, цветы выполнены во французской технике, а листья сплетены параллельным плетением.
2.3 Выводы по специфике работы с детьми младшего среднего возрас-та на занятиях по бисероплетению
Прежде всего, бисероплетение – это эффективный, красочный и при-влекательный (для ребенка) метод (техника), который позволяет ему как демонстрировать, так и развивать свои объемно-пространственное вооб-ражение и творческие способности.
Несомненно, на данный момент существует множество методов опре-деления того, обладает ли ребенок воображением и творческими способ-ностями и может ли он развить эти навыки позже.
Однако таких методов, которые, с одной стороны, были бы привле-кательны для ребенка, с другой - понятны родителям и учителям (няне, воспитателю) и могли бы быть легко воспроизведены ими без сложной до-полнительной подготовки, недостаточно.
Маленький ребенок начинает жить как кинестетик. Вот почему услышанное или даже увиденное усваивается не так быстро и надежно, как то, что передается на практике.
Бисероплетение - это практичная техника. Ребенок выполняет опре-деленные действия - в данном случае он плетет какие-то изделия, и это за-нятие приводит к развитию определенных навыков и качеств. При этом у юных мастеров развиваются не только творческие способности, образное мышление, но и многие личностные качества, которые необходимы самому ребенку в школе (а затем и человеку в жизни) [5].
Нельзя забывать качества, которые мы развили в детстве, навыки, которые будут сопровождать нас в дальнейшей жизни. Мы показываем их, когда решаем все проблемы, которые возникают в нашей жизни, незави-симо от их конкретного содержания. Необходимые навыки в какой-то мере развиваются сами по себе в процессе работы.
Итак, что дают уроки бисероплетения детям младшего школьного возраста:
1. Развитие объемно-пространственного воображения и творческих способностей.
2. Проверка способности к творческому независимому мышлению.
Наблюдая за работой ребенка, можно определить, есть ли у него способности к нестандартному творческому мышлению - в зависимости от того, как и каким образом он решает задачу.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук (особенно важно для начальной школы).
Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет: «Сна-чала развиваются движения пальцев, затем происходит артикуляция сло-гов; все последующее улучшение речевых реакций напрямую зависит от степени движений пальцев. Есть все основания считать руку органом речи, таким же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки - это еще одна языковая область мозга».
4. Развитие личностных качеств, столь необходимых ребенку в шко-ле (а затем и взрослому человеку в жизни).
Он быстро развивается: объемно-пространственное воображение и логическое мышление, способность осуществлять свои мечты, умение ста-вить цели и достигать их, настойчивость, терпение, способность сосредо-точиться на конкретной задаче - все это чрезвычайно актуально для него.
5. Развивать способность применять свои творческие способности на практике, в реальной жизни (навык, которого часто не хватает нашей мо-лодежи).
На занятиях бисероплетения ребенок знакомится не только с некото-рыми продуктами, но, прежде всего, решает конкретные бытовые пробле-мы. Умение творчески решать проблемы, умение находить решения на стыке различных сфер деятельности, самостоятельность, компетентность, настойчивость, умение сосредоточиться на задаче - все эти качества необ-ходимы для достижения успеха в любой сфере деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа/ Л.Н. Азарова. – М.: Просве-щение, 1998. – 80с.
2. Базулина К. Л. Бисер – мастерим своими руками. – М.: Акаде-мия Развития, 2007. – 102 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как пробле-ма творчества/ Д.Б. Богоявленская. - Росто.в-на-Дону.: Дрофа, 2003. – 175с.
4. Виноградова Е. С. Большая книга бисера. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 432 с.
5. Врублевская, М.М. Дидактические условия развития одаренно-сти учащихся в общеобразовательной школе. // Психология и школа/ М.М. Врублевская. – М.: Просвещение, 2002. – 14с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 1997. – 156с.
7. Гречко, С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].
8. Давыдов, М.Ф. Психологическое развитие в младшем щколь-ном возрасте // Возрастная и педагогическая психология/ М.Ф. Давыдов. – М.: Дрофа, 1973. – 215с.
9. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творче-ства/ А. Я. Дудецкий. Смоленск, 1974. – 74с.
10. Запорожец, А.В. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольно-го возраста: развитие познавательных процессов/ А.В.Запорожец. Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1964. – 295с.
11. Ильичев, Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь/ Л.Ф. Ильичев. Н.Н. Федосеев. М.: Просвещение, 1983 г. – 649с.
12. Крутецкий В.Н. Психология/ В.Н. Крутецкий.-М.: Просвеще-ние, 1986 г. – 203с.
13. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5.
14. Литова З. А. Внеклассная работа по технологии. // Школа и производство. – 2000.- № 6. – С. 22-23.
15. Лук, А.Н. Психология творчества/ А.Н. Лук. - М.: Просвеще-ние, 1978. - 284с.
16. Путилина Н. А. Обучаю бисерному рукоделию текст. // Школа и производство. – 2001.- № 8. – С. 21-22.