Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность использования в образовательном процессе по биологии практических методов, и в том числе метода самонаблюдения, обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, значимость практических методов указана в ФГОС и в Концепции преподавания биологии в школе [1; 2].
Во-вторых, использование самонаблюдений на уроках биологии для изучения организма человека, актуально из-за возрастных особенностей обучающихся.
В-третьих, в программе по биологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью самонаблюдения, а некоторые – только благодаря самонаблюдению.
В-четвертых, ухудшение здоровья учащихся, в связи с экологическими и экономическими причинами, обуславливает расширение использования здоровьесберегающих технологий. Метод самонаблюдения имеет большой потенциал в профилактике болезней и воспитании здорового образа жизни школьников. Самонаблюдения позволяют ученикам уже в подростковом возрасте задуматься о состоянии своего здоровья и его сохранении.
Проведение самонаблюдений предусмотрено основной образовательной программой [3] для достижения целей и задач, определенных стандартом образования.
Цель данной работы: выявить роль самонаблюдений при изучении организма человека в образовательном процессе по биологии в школе.
К задачам данной работы относятся:
1) охарактеризовать практические методы изучения организма человека в школьном курсе биологии;
2) выявить особенности метода самонаблюдений при изучении организма человека;
3) определить место самонаблюдений в образовательном процессе по биологии в школе;
4) представить примеры использования самонаблюдения при изучении организма человека в образовательном процессе по биологии в школе.
Для решения поставленных в исследовании задач был проведен теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, методике преподавания биологии.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, включающего 19 наименований.
Раздел 1. Практические методы обучения биологии
§ 1. Особенности и значение практических методов в образовательном процессе по биологии в школе
Методы обучения биологии разнообразны. Как видно из рисунка – 1 практические методы занимают особое место в преподавании биологии и отличаются от других методическими приемами [13].
В соответствии с ФГОС, практические работы по биологии включают в себя следующие виды деятельности: лабораторные работы; эксперименты;
наблюдения; работу с моделями и симуляциями; проектную деятельность.
С практическими методами обучения непосредственно связаны метапредметные и предметные результаты освоения биологии.
Содержательно все практические методы обучения биологии в школе можно разделить на несколько групп.
1. Наблюдение за поведением и деятельностью человека, а также изучении физических параметров, таких как рост, вес, пульс, давление и температура тела.
2. Эксперименты. Создание контролируемых условий для изучения конкретных физиологических процессов человека. Этапы школьного эксперимента повторяют этапы научного эксперимента. Например, изучение того, как физические упражнения влияют на пульс и давление крови.
3. Анатомические и физиологические исследования. Метод включает изучение структуры и функций органов на манекенах, скелетных моделях, анатомических атласах и видео материалах.
Рисунок – 1 Классификация методов обучения биологии
4. Изучение болезней и нарушений. Изучение симптомов, причин и методов лечения.
5. Изучение здорового образа жизни. Правильное питание, регулярные физические упражнения, сон и другие факторы, которые способствуют здоровому образу жизни.
При реализации практических методов обучения важно использовать наглядные средства обучения: анатомические модели (рисунок – 2) и атласы по анатомии.
Рисунок – 2 Модель сердца в разрезе (демонстрационная)
Практические методы обучения относятся к активным и интерактивным методам обучения [9].
Активные методы обучения – это комплекс организационно-педагогических и методически оправданных средств (условия, приемы, технологии, методы и др.) обучения, позволяющих эффективно активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся на основе компетентностного подхода к обучению. [18]
Интерактивный метод обучения похож на активный, но есть небольшие отличия. Во-первых, учебная деятельность школьников, в большей степени определяется ими совместно с учителем. Во-вторых, при интерактивном методе обучения предполагается большее взаимодействие между учениками.
Исходя из этого практические методы имеют ряд достоинств.
• Школьники активно участвуют в уроке, задают вопросы, формулируют выводы, высказывают свои мнения. Это приводит к тому, что учащиеся более глубоко погружаются в предмет и лучше запоминают информацию.
• Практические методы обучения в биологии помогают формированию у учащихся критического мышления и способности анализировать информацию, а также развитию коммуникативных навыков.
• Использование новейших технологий. практические методы обучения в биологии предполагают использование новейших технологий, таких как компьютерное моделирование и виртуальная реальность [7].
§ 2. Особенности метода самонаблюдения при изучении организма человека в школьном курсе биологии
В школьном курсе биологии организм человека изучается в 8 классе. Учащиеся 8 класса с точки зрения педагогической психологии относятся к группе подростков. Это важно учесть при выявлении роли самонаблюдений в образовательном процессе.
Антропологический подход впервые разработал, обосновал К.Д. Ушинский [17]. Это системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Понимание особенностей возраста обучающихся и учет этих особенностей в построении образовательного процесса по биологии, позволит повысить эффективность учебной деятельности учащихся (Таблица – 1). Кратко охарактеризуем подростковый возраст.
У учащихся этого возрастного периода очень ярко выражена двойственность поведения. Это обусловлено их нахождением на «нейтральной полосе» между детством и юностью.
Развитие личности происходит в различных видах деятельности. В подростковом возрасте сформированы навыки всех основных видов деятельности: познавательной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, игровой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения.
2. Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы. Электронный ресурс. https://docviewer.yandex.ru/view
3. Программа основного общего образования по биологии 5 – 9 классы (базовый уровень) концентрический курс. Электронный ресурс. https://prsgim.edu.yar.ru/
4. Бруновт, Е.П., Зверев, И.Д., Малахова, Г.Я., Маш, Р.Д., Реброва, Л.В., Соколова, Е.А. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973 – 383 с.
5. Воронин, Л.Г., Маш, Р.Д. Как использовать опыты, наблюдения и самонаблюдения при повторении учебного материала // Биология в школе. – 1985 – № 2 – С. 33-38.
6. Воронин, Л.Г., Маш, Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983, – 160 с.
7. Грановская, Р.М. Развитие ребенка и компьютерные игры/ Р.М. Грановская // Компьютерные инструменты в образовании. – 1998. – №3/4 – С.3-11.
8. Драгомилов, А.Г., Маш, Р.Д. Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2009 – 168 с.
9. Ковалева, Ю.М., Зыбина, Л.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии / Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №2 (63)
10. Колесов, Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Тематическое и поурочное планирование. – Изд. 3-е, стереотип. М.: Дрофа, 2004 – 176 с.
11. Колесов, Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Изд. 4-е, стереотип. М.: Дрофа, 2003 – 336 с.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989 – 255 с.
13. Макарова, О.Б., Сивохина, Л.Н. Методика обучения биологии: современные подходы / О.Б. Макарова, Л.Н. Сивохина. Монография. Часть 1 – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013 – 275 с.
14. Маш, Р.Д. Учить школьников приемам самонаблюдений //Биология в школе. – 1984 - №6. – с. 43-46.
15. Сонин, Н.И., Сапин, М.Р. Биология. Человек. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004
16. Сонин, Н.И., Сапин, М.Р. Биология. Человек. Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2005 – 158 с.
17. Ушинский, К.Д. Наука и искусство воспитания / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: 1994. – 208с.
18. Даутова, Ш. А. Система активных методов обучения в рамках ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-aktivnyh-metodov-obucheniya-v-ramkah-fgos-vtorogo-pokoleniya/viewer
19. Демесинова, Э. Интерактивные и активные методы обучения на уроках биологии. [Электронный ресурс] URL https://znanio.ru/media/doklad–na–temu–interaktivnye–i–aktivnye–metody–obucheniya–na–urokah–biologii–2610216