Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современной школы – это воспитание и развитие школьников. Считается, что детство и юность – это самое благоприятное время для развития и воспитания чувств любви к своей Родине и своему краю. Хорошо зная историю своего края, школьник всегда будет проявлять по отношению к ней свои самые патриотичные чувства. Современные педагоги используют самые разнообразные педагогические технологии. Чтобы сформировать у каждого школьника любовь к своей малой и большой родине. Наиболее популярными в образовательной среде сегодня являются проектно-исследовательские технологии.
Каждый человек должен знать историю своей Родины и младший возраст – это самое подходящее время для воспитания чувства любви к ней. Школьник должен испытывать чувство гордости за неё и свой народ, уважать великие подвиги и свершения своего народа. Именно школа играет огромную роль в таком воспитании. Начинать эти процессы необходимо с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы и подражают учителю во всем.
Педагоги в своей образовательной практике сегодня используют самые разнообразные приёмы, методики и технологии. Не все из них являются обязательными. Что касается проектных и исследовательских технологий – они регламентированы требованием ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная от дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузами.
Цель работы: теоретически и практически изучить возможности использования краеведческого материала в проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Объект исследования: Проектно-исследовательская деятельность.
Предмет исследования: процесс организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников на основе краеведческого материала.
Задачи исследования:
1.Провести анализ понятия проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях ФГОС НОО.
2.Изучить психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3.Рассмотреть организационно-педагогические условия использования краеведческого материала в проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
4. Описать опыт работы учителей практиков по использованию краеведческого материала в проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, анализ текстов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ понятия проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях ФГОС НОО
В современном образовании присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать лишь то, что трансляции педагогом знаний по своему предмету будет сегодня в образовательном процессе совершенно недостаточно. И главная задача учителя сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную деятельность школьников.
Учебный или исследовательский проект сегодня – это требование ФГОС, как для начальной школы, так и для полной средней школы. Это хорошая альтернатива традиционному обучению, поскольку использование современных обучающих и развивающих технологий позволят обеспечить возможность школьнику самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность. Занятия с проектами должны стать в образовательном процессе неотъемлемым компонентом, как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности. Проектная учебная деятельность является сегодня неотъемлемым компонентом системы образования и развития учащихся. Проектирование учеников может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано. Оно позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда. Педагогу это помогает создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Педагоги, в свою очередь, должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над другими проектами [2]. Метод проектов является методом практического целенаправленного действия. Он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Метод проектов является педагогической технологией, которая актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе. Если рассматривать проектно-исследовательские технологии по отношению к использованию краеведческого материала. В этом случае часто говорят про проекты экологические, или проекты, связанные с нравственно – патриотическим воспитанием. Преимущество проектных технологий заключается в том, что этот метод идёт от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.
Метод проектов – это один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Он позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Это технология, которая обеспечивает рост личности ребенка и позволяет фиксировать этот рост. Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся младшего школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности [18]. К целям проектной деятельности относят следующие цели:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.03.2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=ldk6e0g8tt363574734 (дата обращения: 13.03.2023).
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2 (дата обращения: 13.03.2023).
4. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]. URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitaniya/
5. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2013. – 192 с.
6. Алексенцева И.А. Формирование нравственной культуры младших школьников посредством экологического воспитания. [Электрон.ресурс] // Косова Е. М. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601764/ (дата обращения: 03.05.2023).
7. Быков А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова/ Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 03.05.2023).
8. Вылегжанина Е. А. Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку / Е. А. Вылегжанина, С. П. Фоминская / Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47895/ (дата обращения: 03.05.2023).
9. Головня Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время / Е. В. Головня. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26981/ (дата обращения: 03.05.2023).
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
11. Груничева Е.В. Развитие экологической культуры в рамках сотрудничества с родителями учащихся как субъектами образовательного процесса. [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://viro.edu.ru/attachments/article/4072/Grunicheva%20E.V..pdf (дата обращения: 03.05.2023).
12. Курбатова А.С. Влияние педагогических факторов на нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1. С.185-188. Режим доступа: https://expeducation.ru/ra/article/view?id=9416 (дата обращения: 03.05.2023).
13. Курбатова А. С. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Ханова Т.Г. // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=25796 (дата обращения: 03.05.2023).
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РАО, 2015. – 176 с.
15. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/635/ (дата обращения: 03.05.2023).
16. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] / В.Г. Максимов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
17. Нарышкина В.С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7-х классов / В. С. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13584/ (дата обращения: 03.05.2023).
18. Панова В.Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова / Образование и воспитание. - 2015. - № 2 (2). - С. 43-45. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 03.05.2023).
19. Пашкевич И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирования, разработка занятий [Текст] / И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
20. Райцева Е. В. Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников / Е. В. Райцева. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 83-85. - URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2553/ (дата обращения: 03.05.2023).
21. Русакова Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.Г. Русакова // Педагогика. – 2009. – No2. – С. 74-80.
22. Савотина Н.А. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития [Текст] / Н.А. Савотина // Воспитание школьников. –2013. – No5. – С. 17-18.
23. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. [Текст] /В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
24. Слипченко Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражданина Родины [Текст] / Ф.Ф. Слипченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.
25. Строгонова Л.В. Нам дороги эти позабыть нельзя [Текст] / Л.В. Строгонова, Н.Л. Кербицкова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с.
26. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. – М.: Приор, 2005. – 224 с.
27. Филиппова Т. С. Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников / Т. С. Филиппова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11220/ (дата обращения: 03.05.2023).
28. Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О. П. Храпова, С. И. Лепёхина / Молодой ученый. - 2011. - № 6 (29). - Т. 2. - С. 169-171. - URL: https://moluch.ru/archive/29/3348/ (дата обращения: 03.05.2023).
29. Шеховцова Л.Д. Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы) / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова, Н. А. Овсянникова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2771/ (дата обращения: 03.05.2023).