Фрагмент для ознакомления
2
Одной из важных категорий отношения к себе является самооценка. Это один из важнейших компонентов самосознания. Это понятие неодно-значно, оно подразумевает: удовлетворенность собой, самоуважение, приня-тие себя, позитивное отношение к себе, соответствие своему существующему и идеальному "я", также указывает на то, в какой степени индивид считает се-бя способным, значимым, успешным, достойным.
На данный момент наблюдается общая тенденция, характерная как для западной, так и для отечественной психологии, которая заключается в перво-степенной важности высокой самооценки для успешности человека. Дости-жение высокой самооценки стало такой же целью, как физическое здоровье, благополучие и свобода мысли. В результате этого многие исследователи са-мооценки пришли к выводу о том, что уровень самооценки является важней-шим личностным качеством, от которого зависят все жизненные трудности, за исключением биологических и физиологических проблем. Такой интерес к проблеме самооценки связана, прежде всего, с тем, что современная социаль-ная ситуация в мире приводит к значительному снижению самооценки людей по сравнению с тем, что было еще сто лет назад. Так, например, считают французские исследователи Р. Полети и Б. Доббс [18].
Подобных взглядов придерживаются британский психолог Н. Эмлер и американский Дж. Крокер, по мнению которых низкая самооценка личности приводит к всевозможным негативным проявлениям, начиная с высокомерия, и такими как агрессивное поведение, различного вида насилия по отношению к другим людям [15].
В отечественной психологии самооценка также является объектом изу-чения многих авторов, но в отличие от представителей западной психологии ее часто рассматривают в связи с такими понятиями как «самоотношение» и «образ Я».
С.Л. Рубинштейн исследует образ "Я" с позиции субъективности. Я-концепция - это продукт выражения системы отношений индивида к самому себе и миру, это сложная, многокомпонентная, многоуровневая система, объ-единенная переживаниями субъекта. Ценности, смыслы и цели, действия и поведение, эмоции и чувства, жизненные достижения, психическое здоровье и успех в деятельности, общение и познание, личный опыт и ожидания соот-ветствуют этому. Это сложное личностное образование и механизм, который объединяет индивидуальность, компоненты сознания, самосознания, самопо-знания, саморегуляции и представления о Себе. В процессе своего формиро-вания Я-концепция обогащается новыми образами "Я", которые первона-чально возникают на основе осознания человеком своих оценок другими, за-тем на основе соотнесения оценок других и своих собственных [19].
По мнению С.Л. Рубинштейна, для того чтобы развиваться, самосозна-ние проходит несколько стадий - от наивного незнания самого себя до глубо-кого самопознания, которое впоследствии сочетается с самоуважением [19].
Характеризуя процесс развития самоотношения, С.Л. Рубинштейн, про-водит его через ступени – от неведения в отношении себя до определенной и иногда резко меняющейся самооценке. Рефлексия и чувство своей индивиду-альности активизируется бессознательным желанием избавиться от детских идентификаций. Сознание своей особенности, непохожести на других вызы-вает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одино-чества [19].
Таким образом, самоотношение играет важную роль в становлении личности человека, его представлений о том, кем он является. Самоотноше-ние формирует личность человека, оно оказывает влияние на формирование личностной направленности, способствует самовыражению личности, ее успешности в процессе общения. Только в том случае, когда самоотношение человека позволяет ему успешно социализироваться, соответствует требова-ниям окружающего его общества, возможна полноценная адаптация к любым жизненным проблемам.
Самоотношение имеет свою структуру, оно включает в себя: самооцен-ку, эмоции, самообвинение, любовь к себе, чувство расположения, самоуни-чижение, самоуважение, принятие себя, неудовлетворенность собой и т.д.
Человек, у которого высокий уровень самоотношения, больше верит в себя и свои силы, что положительно сказывается на любой его деятельности. В случае негативного самоотношения наоборот наблюдаются трудности установления взаимоотношений с окружающими из-за недостаточной уве-ренности в собственных силах, веры в себя и ценности собственных действий для других людей.
1.3. Образ тела и самоотношение у девушек
В последнее время, в связи с развитием визуальной культуры, растет интерес к проблеме физической аттракции как к средству идентификации личности. Исследования по данной проблематике указывают на важнейшую роль внешности не только как фактора восприятия в эмоциональной и меж-личностной сфере, но и как мощнейшего катализатора в динамике жизненно-го пути индивида.
Такое влияние обусловлено тем, что тело человека является не просто данностью от природы, оно изменяется под влиянием индустрии СМИ под общепринятые эталоны красоты. В сознании людей значительно повысилась значимость внешности, поскольку физическая аттракция и соответствие со-циокультурным стандартам являются почти синонимами успешной самореа-лизующейся личности [9].
Проблема телесного перфекционизма активно связывается с психологи-ей потребительства. Навязчивая идея о том, что идеально стройное, подтяну-тое тело является ключом к успешной и счастливой жизни, характеризует со-временное общество. Такая идеология перерастает в массовую погоню за иде-алом, больше походящую на зависимость, которую Е.Т. Соколова определяет как нарциссический перфекционизм. В последствии данное отношение к внешности приводит к тому, что человек уже сам заставляет других людей заострять внимание в первую очередь на его внешности, а не на внутренних характеристиках [20].
Социокультурные факторы обусловливают не только идеал красоты, но и значимость данного параметра для человека. С.Е. Мартынов объясняет формирование идеала в сознании детей и подростков следующим образом: в обществе существует стереотип о том, что более красивые люди удачливее, счастливее и т.д. и СМИ пропагандируют этот стереотип. Поскольку усвоение представлений о внешности происходит в раннем возрасте, этот самый сте-реотип становится эстетическим идеалом ребенка/подростка [14].
Находясь под постоянным влиянием СМИ, которые все так же пропа-гандируют идеальные фигуры, девушки стремятся соответствовать им, при-бегая к изнурительным тренировкам или неправильному пищевому поведе-нию. При всем этом самооценка человека напрямую зависит от его оценки собственного тела, и в случае несоответствия тела идеальным образам наблю-дается ее резкое снижение, нередко приводящее к формированию комплекса неполноценности. У многих девушек на его почве развиваются тяжелые де-прессии, за которыми в самых неблагоприятных ситуациях могут идти суи-цидальные мысли и самоубийство [14].
Причиной формирования комплекса неполноценности чаще всего вы-ступает неадекватно заниженная самооценка. Однако человек, долгое время переживающий по поводу своего комплекса неполноценности, склонен к снижению своего личностного уровня, и через некоторое время низкая оцен-ка его качеств, возможностей и достоинств оказывается вполне адекватной.
Данные тезисы верны не только для телосложения, но и для таких ас-пектов внешности как цвет глаз, кожи и волос, разрез глаз, размер носа, фор-ма лица и так далее. Следовательно, с самого детства человек, сравнивая свои параметры и стандарты внешности, которые пропагандируются в обществе, практически обрекает себя на негативное самоотношение.
Однако роль социокультурных стандартов не является ключевой в иде-ализировании внешности. Согласно классическому положению культурно-исторической теории Л.С. Выготского, внешнее (социокультурные факторы) действует через внутренние причины и только в том случае, если эти воздей-ствия имеют отношение к внутренним состояниям системы, например, лич-ностной организации [6]. Ввиду этого стоит так же рассматривать личностные характеристики девушек, которые склонные постоянно улучшать свою внеш-ность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранская, Л.Т. Психологическая оценка результатов эффективности эстетической хирургии [Текст] / Л.Т. Баранская, С.С. Татаурова, А.Е. Ткаченко // Уральский медицинский журнал. – 2007. – № 4(32). – С. 20 – 27.
2. Баранская, Л.Т. Методика исследования образа тела [Текст]. Учебное пособие / Л.Т. Баранская, С.С. Татаурова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – 84 с.
3. Белогай, К.Н. Образ тела женщины в период ранней взрослости [Текст] / К.Н. Белогай // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2018. – № 4 (35). – С. 37 – 46.
4. Белогай, К.Н. Психология телесности: проблемы становления, направ-ления исследований, технологии психологической помощи [Текст] / К.Н. Белогай, И.С. Морозова. – Кемерово: Кемеровский государствен-ный университет, 2018. – 204 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]: монография / Р. Бернс, пер.с англ. // Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.2. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Книга по требованию, 2012. – 488с.
7. Горобец, Т.Н. Аутодеструктивное поведение кризисной личности [Текст] / Т.Н. Горобец. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 170 с.
8. Гурфинкель, В.С. Концепция схемы тела и моторный контроль [Текст] / В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик // Интеллектуальные процессы и их мо-делирование. Организация движений / Ред. А. В. Чернавский. – М.: «Наука», 1991. – 256с.
9. Карабина, Ю.С. Эталон физической привлекательности как социокуль-турный фактор образа телесного Я у женщин [Текст] / Ю.С. Карабина // Вестник Костромского государственного университета. – 2010. – №3. – С. 144 – 148.
10. Колышко, А.М. Психология самоотношения [Текст]: Уч. Пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
11. Кон, И. С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367с.
12. Корнеева Н.В. Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте [Текст] / Н.В. Корнеева, О.В. Сысоева. – Хабаровск, 2011. – 14с.
13. Лаврентьева, М.В. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я? Методическое руководство [Текст] / М.В. Лаврентьева, Е.Н. Лебе-денко. – М.: Книголюб, 2003. – 64 с.
14. Мартынов, С.Е. Средства массовой информации как фактор возникно-вения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте [Текст] / С.Е. Мартынов // Культурно историческая психология. – 2009. – № 4. – С. 105 – 115.
15. Молчанова, О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем [Текст] О.Н. Молчанова / Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. – 2012. – Выпуск 2. – С. 53 – 58.
16. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ, 2011. – 400с.
17. Пантилеев, С.Р. Самоотношение. Психология самосознания [Текст]. Хрестоматия / С.Р. Пантилеев. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – С. 208- 242.
18. Полети, Р. Самооценка. Основное благо [Текст] / Р. Полети, Б. Доббс. – М.: Изд. дом Мещерякова, 2008. – 128с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
20. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] / Е.Т. Соколова. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.
21. Сотникова, А.А. Проблема развития и формирования образа тела в пе-риод юности и ранней взрослости [Текст] / А.А. Сотникова // Актуаль-ные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №6. – С. 142 – 147.
22. Станковская, Е.Б. "Мое чужое тело": формы современного отношения женщины к себе в аспекте телесности [Текст] / Е.Б. Станковская // Мир психологии. – 2011. – №4 (68). – С. 112 – 119.
23. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. – М.: Изда-тельство московского университета, 1983. – 288 с.
24. Тхостов, А.Ш. Психология телесности [Текст] / А.Ш. Тхостов. – Москва: Смысл, 2007. – 287 с.
25. Чернобродов, Е.Р. Психология личности: самосознание, самоотноше-ние, самоопределение [Текст] / Е.Р. Чернобродов, О.Б. Дутчина, Е.В. Ситникова, Е.В. Кулеш, Ж.В. Кулеш, Г.Ю. Колесникова // Тихоокеан-ский государственный университет. – Хабаровск, 2016. – 175с.
26. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. – М.: Просвещение, 2009. – 144с.
27. Якимова, Л.С. Исследование феномена телесности в психологии [Текст] / Л.С. Якимова // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1385 – 1389.