Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день Российская Федерация старательно пытается преобразоваться в правовое государство. Для этого активно реанимируются все сферы деятельности, в особенности – социальная. Именно данная область скрывает больше всего проблем, требующих особого внимания и детального подхода. В рамках социальной сферы выделяется такая проблема, как подростки с девиантным поведением.
На возникновение девиантного поведения подростков влияют следующие факторы: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей, увеличение количества безнадзорных детей и появление беспризорности как социального явления. Это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему девиантного поведения трудных подростков весьма актуальной.
Степень научной разработанности проблемы. Девиантное поведение несовершеннолетних – острый вопрос, обсуждаемый среди ученых. В отечественной науке проблема девиации начала формироваться в рамках социологии только в 70-х годах.
Одними из первых ученых, кто коснулся данной проблемы стали Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев, В.И. Кудрявцев. В основе девиантного поведения Я.И. Гилинский и В.И. Кудрявцев видели принцип порождения отклонений, в основном, за счет социальных факторов.
В настоящее время проблема девиантного поведения занимает значительное место в исследованиях криминологов А.А. Габиани, В.В. Лунеева, А.М. Яковлева, социологов, психологов Л.И. Божович, Б.С. Братусь, И.С. Кон, М.Г. Ярошевский и других ученых.
Существует достаточное количество теорий по данной проблематике. В этих теориях выделено несколько основных концепций понимания природы и сущности девиаций: социологическая, психологическая, биологическая.
Гипотеза исследования заключается в том, что многостороннее исследование личности «трудных» и «нетрудных» школьников и их учителей позволит выявить психологические причины трудного поведения, неуспеваемости.
Объект исследования - девиантное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – динамика развития тревожности, агрессивности, самооценки и коммуникативных особенностей подростков «группы риска».
Целью курсовой работы является определение факторов, влияющих развитие девиантного поведения у детей и подростков.
Задачи:
- определить состояние проблемы девиантного поведения подростков в современной психолого-педагогической литературе;
- рассмотреть причины становления девиантного поведения подростков;
- провести эмпирическое исследование склонности к девиациям у детей подросткового возраста;
- разработать программу коррекции девиантного поведения подростков.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории, методологии правовых аспектов в сфере девиантного поведения подростков.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1. Состояние проблемы девиантного поведения детей и подростков в современной психолого-педагогической литературе
Термин «девиантное поведение» происходит от латинского слова «deviation» - отклонение. Во многих источниках используется как синоним термину «отклоняющееся поведение». Однако, до сегодняшнего дня не единого определения термину «девиация», и «девиантное поведение», которое удовлетворяло бы и включало мнение большинства ученых.
Девиантное поведение подростков – это постоянно проявляющееся реакции и действия подростка, которые отклоняются от социально принятых и приемлемых общественных норм и которые влекут за собой формальные или неформальные санкции (начиная от непринятия подростка частью сверстников и заканчивая судебными разбирательствами).
Это определение было предложено Эмилем Дюркгеймом. Кроме того, он так же ввёл понятие аномии, которое проявляется в ощущении запутанности и дезориентации в социуме по причине личностных или общественно-политических кризисов. [26, c 104]
В.Т. Кондрашенко понимает нарушения поведения как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения). К нарушениям поведения автор относит девиантное поведение и нарушения поведения при нервно - психических заболеваниях. [13, c 77]
Ю.В. Кудрявцев пишет, что в сознании формирующейся или уже сформированной личности могут содержаться следующие дефекты, которые являются почвой для формирования социальных отклонений [15, c 65]:
1) незнание некоторых норм;
2) несогласие с рядом норм (в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, моральными убеждениями или личным опытом);
3) пренебрежение рядом норм.
По мнению Л.С. Выготского, норма представляет собой чисто отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев [6, c 52]. Имеется множество различных вариаций, уклонений от «нормы», и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинается область ненормального. Однако уклонения могут достигать таких количественно выраженных размеров, что можно говорить о ненормальном поведении.
Формы ненормального поведения могут встречаться и у нормальных людей, представляя собой временное и преходящее поведение, но могут встречаться у людей и как более продолжительные, даже постоянные формы их поведения.
П.С Сековец выделял три компонента девиации: 1) свойственное человеку поведение; 2) критерии оценки девиантного поведения; 3) реакция на поведение человека окружающих [23, c 11].
Ю.А. Клейберг указывает, что для определения отклонения от нормы необходимо учитывать ряд факторов [12, c 60]:
- ситуативность (в различных социальных ситуациях одно и то же поведение может рассматриваться как отклоняющееся или нет);
- фактор времени (с течением времени в обществе изменяется отношение к видам деятельности);
- рассогласование нормативных структур различных социальных систем;
- распространенность отклонения.
В.Д. Менделевич указывает, что значимыми критериями оценки нормативности и девиаций поведения человека являются следующие критерии: этнокультурный, гендерный, возрастной. [19, c 44]
В.В. Шпалинский считает, что изначально под понятием девиации поведения понималось любое отклонение от обще устоявшейся нормы, продиктованной социумом. И это было безоценочное понятие. Естественно, что сама граница нормы трансформировалась и трансформируется из-за существующих изменений в самом социуме. [29, c 47]
Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как любое поведение, отличающееся от общепринятых норм [10, c 24].
Однако, именно эта относительность в оценочном суждении и приводит к поздним обращениям к психологу с подобной проблематикой.
Таким образом, проанализировав концепции, сделаем вывод о том, что девиантное поведение может быть следствием духовных проблем, связанных с внутренними конфликтами и неадекватными психическими защитами, вредными привычками - действием, и имели неоднократное повторение, как внешнее, так и внутреннее.
Девиантное поведение понимается как отклонение от действующих в обществе социально-правовых и нравственных норм, как социально-дезадаптационное поведение, как поведение саморазрушительное, поскольку индивид приносит вред себе: психическая, социальная, духовная аутоагрессия, проявляющееся во вредном влиянии на психическое состояние и здоровье, общественный статус и социальные ценности личности, духовную сферу и ценности ориентации.
В свою очередь А.П. Краковский характеризует «тяжелых» старшеклассников, обладающих упорством, произволом, негативизмом, критицизмом, бравированием своими недостатками, немотивированными дикими поступками, противопоставлением себя учителю, грубостью. [14, c 92]
По мнению A.M. Медведева, к педагогически запущенным относятся «психически и физически здоровые дети, которые стали «тяжелыми» из-за неправильного воспитания или отсутствия его в течение длительного времени». [18, c 166]
Педагогически заброшенные - это дети с отклонениями, искажениями, с противоречивым отношением к собственным возможностям, товарищам, учителям, родителям, явлениям, которые их окружают.
По мнению В.П. Кащенко, уже по внешнему виду легко определить подростка с девиантным поведением. [11, c 25] Дефективность характера, считает исследователь, связана с такими физическими признаками как общая слабость, малокровие; эндокринные нарушения; неправильные пропорции головы; недостаточное или гипертрофир
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. / В.В. Абраменкова – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. – 416с.
2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Прогресс, 2006. - 230 c.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение. 2008. - 464 с.
4. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии/Н.В. Бордовсая.-М.,2015. – 432 с.
5. Вдовиченко В.П. Ценностные ориентации современной молодежи: обзор социол. исслед. // Шк. б-ка. - 2014. - № 3. - С. 1-16.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2009. – 108с.
7. Гайанова А. Р. Особенности становления «Я-концепции» школьников // Психология обучения, 2015. - № 8. - С. 54–67.
8. Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н., Морозова Н.Л., Тупарева Н.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2015. № 16 (20). С. 84-91.
9. Егорычева, И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: дис. ... канд. психол. наук / И.Д. Егорычева. -М., 2008. – 211с.
10. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - ТЦ Сфера. 2013. - 87 с.
11. Кащенко В.П.. Мурашов Г.В. Исключительные дети: Их изучение и воспитание. - М., 1929. - С.23
12. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие для вузов Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера. 2014. - 192 с.
13. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты [Текст] / ВТ. Кондрашенко. - Минск: Беларусь. 2008.- С. 77-83.
14. Краковский А.П. О подростках / А.П. Краковский. - М.: 2010. - 167 с.
15. Кудрявцев, В.Ю. Действие социальной нормы [Текст] В.Ю. Кудрявцев Юридическая психология: сост. и общ. редакция Т.Н. Курбатовой. - СПб.: Питер. 2011. - С. 65-74.
16. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. - М., 2003.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2013. – 352с.
18. Медведев, A.M. Хронотоп как схема понимания развития личности [Текст] / A.M. Медведев. Е.В. Шокина Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2013. - С. 166-171.
19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2015. - 445 с.
20. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
21. Панцырь С.Н., Новгородцева А.П. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения / С.Н. Панцырь// Культурно-историческая психология, 2013. №2. С. 64-72
22. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 528с.
23. Сековец П.С. К проблеме коррекционной работы с «трудными» детьми /П.С. Сековец// Проблемы школьного воспитания. -2008. -с. 11-18
24. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк. - М., 2012. - 90 с.
25. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 2009. - 96 с.
26. Трофимова Н.М. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие / - СПб.: Питер, 2010. - 304 с.
27. Узорова Т.М. Профилактика девиантного поведения в детстко- подростковой и молодежной среде // Актуальные вопросы теории и практики социальной работы: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда, 2015. – С. 108.
28. Хусаинова Н. Ю., Рахимова А. Ф. «Я-концепция» наркозависимого. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2016. - 108 с. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов, 2013.-780 с.
29. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов. М., «Просвещение», 2008.- 176с.
30. Эриксон, Э. Трагедия личности [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Алгоритм. Эксмо. 2008. - 256 с.