Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Контекст развития ребенка в современном обществе кардинально изменился. Напряженные социальные, экономические, демографические и экологические проблемы привели ко все более негативным тенденциям в развитии личности подрастающего поколения. Особую озабоченность вызывает постепенное отчуждение детей и рост психической растерянности, жестокости, агрессии и потенциальной конфликтности. Эти тенденции наиболее очевидны в подростковом возрасте.
Подростки переходят из детства во взрослую жизнь, но не принадлежат полностью ни к одной из сторон. Специфика их социальной ситуации и жизненного мира выражается и в их психологии, для которой характерны внутренние противоречия, неопределенный уровень амбиций и растущая застенчивость, а также агрессивность, конфликтность и склонность к принятию крайних позиций и взглядов.
В подростковом возрасте сложные и противоречивые характеристики растущих людей, а также внутренние и внешние условия их развития могут создавать ситуации, нарушающие нормальный процесс развития личности и создающие объективные предпосылки для возникновения и выражения агрессии и конфликта.
Конфликт - это такая особенность взаимодействия, при которой взаимно обусловленные и обменивающиеся действия не могут сосуществовать в неизменной форме и требуют определенной организации. В то же время каждый конфликт - это реализованное противоречие, т.е. противостояние ценностей, установок и мотивов, проявляющееся во взаимодействии. Конфликты характеризуются противостоянием в форме обмена мнениями, действий или деятельности, направленных на защиту собственных интересов путем ограничения деятельности другого, нанесения морального или материального ущерба, а также негативным отношением к другому. Эмоции доминируют над решениями о том, как вести себя и общаться. В результате чрезмерного давления все ресурсы дела мобилизуются для достижения победы над другой стороной.
В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком.
Агрессия в личностных характеристиках подростков развивается в основном как протест против непонимания со стороны взрослых, а неудовлетворенность своим положением в обществе выражается в соответствующем поведении. Важную роль в этой мотивации играют негативные чувства и эмоции, такие как гнев, страх, месть и враждебность. Связанное с этими эмоциями агрессивное поведение молодых людей проявляется в драках, нападениях, оскорблениях и причинении физического вреда.
Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, эмоциональной и поведенческой нестабильностью. Поэтому целесообразно изучить существующие уровни конфликтов и разработать индивидуальные и групповые меры по снижению конфликтов и агрессии у подростков.
Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков
Объект исследования: агрессивность подростков
Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы агрессивности, конфликтности подростков.
2. Подбор диагностических методик для изучения конфликтности и агрессивности подростков.
3. Проведение экспериментального исследования агрессивности и конфликтности, типов поведения в конфликтной ситуации подростков.
4. Анализ полученных данных исследования, формулировка выводов.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого педагогической литературы
Эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Анализ феномена агрессии и агрессивности в трудах зарубежных и отечественных психологов и педагогов
В современных условиях развития общества резко обострились различные социальные проблемы. Среди этих проблем рассматривается проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивное поведение – это воздействие одного субъекта на другого с целью подорвать его психическое или физическое состояние. Следует различать понятия «агрессивное поведение», представляющее собой внешне выраженное действие, и понятие «агрессия», более широкое в психологическом смысле [5].
В переводе с латыни слово «агрессия» означает «нападение». Это явление связано с негативными эмоциями, с негативными мотивами и деструктивными действиями. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории:
1. Агрессия – как модель поведения человека. В этом аспекте понятие «агрессия» связано, прежде всего, с негативными эмоциональными проявлениями — яростью, гневом, ненавистью и с мотивами — желанием обидеть, унизить. С.Ю. Чижова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам человеческого существования и способное вызывать как физические повреждения, так и психологический стресс (состояние страха, тревоги, депрессии).
2. Агрессия, в основе которой лежат целенаправленные действия. В этом аспекте понятие «агрессия» подразумевает совершение определенного действия, в результате которого агрессор наносит умышленный ущерб своему противнику.
С учетом этих результатов агрессию следует определить, как целенаправленное коммуникативное действие, которое направлено на вызывание негативных эмоционально-психологических состояний у объекта вербального воздействия.
На сегодняшний день в определение понятия «агрессия» добавлены новые данные из смежных научных областей. Так, в своей работе психолог Э. Фромм использует термин «агрессия» для обозначения поведения, которое связано с самозащитой, с реакцией на угрозы. Он рассматривает агрессию как нанесение ущерба не только живому существу, но и различным неодушевленным предметам. Так, Ф. Алан описывает агрессию как «внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам».
Л. Берковиц определяет агрессию как сильную активность, стремление самоутвердиться. Э. Уилсон считает, что агрессия – это физическое действие или угроза такого действия со стороны одного человека в отношении свободы другого человека.
Аналогичное определение дает А. Бандура: «Агрессия не всегда является целенаправленной реакцией одного индивида, причиняющей физический или моральный вред другому индивидууму», а Э. Аронсон определяет агрессию, исходя из концепции намерения, как поведение, направленное на причинение вреда или боли другому человеку. Ю.Б. Можгинский под агрессией понимает «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу».
Современная психология определяет термин «агрессия» как доминирующее, настойчивое, атакующее и вредоносное поведение, интегрируя при этом такие разные по форме и сути поведенческие акты, как сплетни, злые шутки, злые фантазии, многочисленные деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб. Речь, 2012- 336с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2018. - 528 c.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - М.: Проспект, 2016. - 336 c.
4. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников / Р. Р. Ахмедбекова Текст: непосредственный //Начальная школа плюс до и после. – 2011 – № 9 – С. 35–39
5. Баннова М.А. Управление конфликтами в организации / М.А. Баннова // Мировая наука. — 2019. — № 3 (24). — С. 99-101.
6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Международная педагогическая академия, 2004 с. – 358 с.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2016. – С. 575.
8. Деккушева А.Д. Факторы конфликта и их характеристика / А.Д. Декушева // Научные проблемы гуманитарных исследований, — 2019. — № 3. — С. 217–223.
9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - М.: Питер, 2018. - 368 c.
10. Иванова, О.А. Конфликтология в социальной работе: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Иванова, Н.Н. Суртаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 282 c.
11. Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова Текст: непосредственный //Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016 – №34-1 – С.135-139
12. Канатаев Ю.А. Психология конфликта [Текст]/ Ю.А. Канатаев. — М.: ВАХЗ, 2015. — 379 с.
13. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 2020. - 176 c.
14. Леонов Н.И. Основы конфликтологии [Текст]: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. — Ижевск, 2019 - 418 с.
15. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников Учебно-методическое пособие / Сост Л.В. Шипова. Текст: непосредственный// – Cаратов, 2016 – 56 с.
16. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии / С.Я. Рубинштейн Текст: непосредственный// – М.: Флинта, 2015– 628 с.
17. Степанов Е.И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. Учебное пособие / Е.И. Степанов. - М.: ЛКИ, 2019. - 176 c.
18. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация аторов и писателей «ТАНДЕМ», ЭКСМОС, 2018. - 272 c.
19. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 c.