Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности и мотивации школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том чисе и игровых. Педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике школы, начиная с начального обучения. Игровые технологии имеют достаточно много преимуществ по сравнению с традиционными технологиями. когда речь идёт лишь об усвоении предметных знаний, умений и навыков (ЗУН). Игровые технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса в начальной.
Использование игровых технологий в учебно – воспитательном процессе позволяет повысить творческую активность и развить познавательные способности младших школьников. Для младшего школьника игра имеет особое значение. Ещё совсем недавно ведущей деятельностью ребёнка была игра. В начальной школе ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, но и игра не становится для него чем-либо забытым. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению информации на уроке. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы младшего школьника.
Активизацией познавательной деятельности школьников занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования «Игровые технологии как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».
Проблемой исследования является необходимость определения возможности формарования всег групп универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных в образовательном процессе начальной школы. В настоящее время ФГОС НОО регламентирует формирование трёх образовательных результатов, предметного, метапредметного и личностного, в отличие от традиционной модели, которая регламентировала лишь формирование ЗУН. При этом до сих пор не разработано достаточно дидактичеких, методических и оценочных средств, которые бы позволили говорить о том, что у школьника сформированы все три аспекта образовательного результата, который регламентирован ФГОС НОО.Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Цель работы: теоретически и экспериментально рассмотреть игровые технологии как средство развития универсальных учебных действий младших школьников.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: игровые технологии как средство развития универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: игровые технологии являются эффективным средством развития универсальных учебных действий младших школьников,
в том случае, если:
-игры соответствуют интересам и познавательным возможностям младших школьников;
- игры конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока;
-игровые ситуации создаются на отдельных этапах урока или урок проводится в игровой форме.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущност. игровых технологий.
2. Рассмотреть способы формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Описать педагогические условия использования игровых технологий для формирования УУД младших школьников.
4. Провести опытно экспериментальную работа по использованию игровых технологий для формирования УУД младших школьников.
5. Предложить рекомендации для педагогов по вопросам использования игровых технологий как средства формирования УУД младших школьников
Методы исследования: теоретические и практические.
Теоретические методы исследования: анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение.
Практические методы исследования: эксперимент, тестирование, наблюдение, беседа, анализ опыта педагогов.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы реализации игровых технологий как средства развития УУД младших школьников
1.1.Анализ сущности игровых технологий
Сущность игровых технологий в настоящее время чрезвычайно глубока. Игровые технологии сегодня пользуются большой популярностью не только в начальной школе. Данная образовательная технология популярна также у старшеклассников и её часто применяют для обучения взрослых людей. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях [16].
Б.Т. Лихачев определяет педагогическую технологию, как совокупность психолого-педагогических установок, содержащих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств. Педагогическая технология представляет собой методический инструментарий педагогического процесса. Г.К. Селевко писал, что игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. В таком опыте совершенствуется управление собственным поведением.
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) проблема активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках, приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Новый образовательный результат, который регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени, имеет насколько аспектов [2].
Если в традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора, то в условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане.
Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» [21, с.25]. При этом, изучение опыта работы учителей показывает, что в процессе обучения игровые приёмы для активизации познавательной деятельности используются иногда эпизодически и бессистемно. Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках.
Необходимо отметить, что современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации игровых технологий. При этом именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников, как показывает современная образовательная практика. Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Г.К. Селевко указывает на их отличие от игр обычных. В них присутствует наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей, педагогического результата. Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин «игровое обучение». Смысл этого заключается в следующем.
По форме работы – это игра. По содержанию – это учение. Тем не менее, это достаточно близкие понятия. Игровые технологии и игровое обучение подразумевают обучение в форме игры и осуществление воспитания. Г.К. Селевко высоко ценил игровые технологии и писал о том, что они призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Работать с проблемной ситуацией любому учителю не просто, в целом. для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех детей одновременно, особенно, если речь идёт об уроке. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [11].
Основу учебной деятельности в этом случае составляет игровое моделирование. Дети действуют по игровым правилам как и в ролевых играх. Игровая обстановка трансформирует позицию учителя, главная задача которого – выдать весь учебный материал. При этом, он выполняет роль организатора, помощника и участника общего игрового действия. Итоги игры модно рассматривать с двух сторон, игровой и учебно-познавательной.
Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению. В этой ситуации практически все дети достаточно активны и готовы высказывать своё личное мнение. Все участники процесса совместно анализируют ход и результаты игры
Фрагмент для ознакомления
3
Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
3. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. – Ставрополь: СГУ, 2003. – 373 с.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Грамота, 2000. – 937 с.
5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе [Текст]: лекции 5–8 / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. – М.: «Первое сентября», 2008. – 68 с.
6. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
7. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст]: пособие для подготовки детей к школе / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер Пресс, 2000. – 120с.
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 25.01.2023).
9. Коняева, Е.А. Краткий словарь педагогических понятий [Текст]: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во челяб-го пед. ун-та, 2012. – 131 с.
10. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2007. – No3. – С. 59-62.
11. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2001. – No 5. – С. 50-52.
12. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 25.01.2023).
13. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2004. – 278 с.
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 25.01.2023).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 25.01.2023).
16. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. – No9. – С. 19-24.
17. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
18. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 25.01.2023).
19. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: учебник / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
20. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
21. Фарбер, Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность [Текст] / Д.А. Фарбер. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 32с.
22. Фоминых, М.В. Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей / М.В. Фоминых. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 379-385. — URL: https://moluch.ru/archive/10/695/ (дата обращения: 25.01.2023).
23. Хапачева, С.М. Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности [Текст] / С.М. Хапачева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – No 10. – С. 134-137.
24. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.
25. Ярошенко, С.Н. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». – 2004. – No9. – С. 81-82.