Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ
1.1. Основные термины и содержание тренинга. Обязательные элементы и методы работы в тренинге
Тренинг - это активный метод обучения, направленный на развитие знаний, навыков и умений, а также социальных установок по устрашению девиантного поведения.
Тренинг - это форма интерактивного обучения, целью которого является развитие навыков межличностного общения и навыков профессионального поведения в общении [5, с. 162-187].
Обучение можно рассматривать с точки зрения различных парадигм:
1.Как особая форма обучения, с помощью положительного подкрепления формируются необходимые модели поведения, а с помощью отрицательного подкрепления «стираются» нежелательные;
2.Как форма активного обучения, его целью является передача знаний и развитие определенных навыков и умений;
3.Как метод создания условий для самораскрытия участников, самостоятельного поиска путей решения собственных психологических проблем.
Первым человеком, который использовал тренинг, был Дейл Карнеги, основавший «Dale Carnegie Training» в 1912 году. В этом центре проводились (и проводятся до сих пор) обучающие курсы по развитию навыков публичных выступлений, уверенности в себе и взаимодействию между людьми.
Известный социальный психолог К. Левин также внес значительный вклад в тренинг как форму обучения. В 1946 году К.Левин и его коллеги создали учебные группы, направленные на улучшение навыков общения. Они заметили, что члены группы получили большую пользу от анализа своего собственного опыта в группе.
Успешная работа студентов К. Левина привела к созданию Национальной учебной лаборатории в Соединенных Штатах. В этой лаборатории была создана группа по обучению базовым навыкам. T-groups обучали менеджеров, распорядителей и политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, лидерским навыкам, разрешению организационных конфликтов и укреплению групповой сплоченности.
Не существует единой и общепризнанной классификации тренингов, которые можно разделить по разным причинам, но основные виды тренингов можно выделить по критериям воздействия и направления изменений: тренинг навыков, психотерапия, социальная психология, предпринимательство [12, с. 142-164].
Тренинг как способ устранения девиантологии направлен на формирование и развитие определенного навыка. Большинство бизнес-тренингов включают в себя обучение навыкам, таким как ведение переговоров, самопрезентация и навыки продаж.
Психотерапевтический тренинг (более правильное название – «психотерапевтическая группа») направлен на изменение сознания. Эти группы включают в себя существующие направления психотерапии: психосоциальные, гештальт-группы, телесно-ориентированные группы, танцевальную и лечебную физкультуру.
Психосоциальный тренинг занимает промежуточное положение и направлен на изменение формирования сознания и навыков. Данный тренинг обычно направлен на изменение социальных установок и развитие навыков и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг (и его наиболее отличительная форма – «корпоративное обучение») развивает навыки сотрудников, успешно выполняет бизнес-задачи, повышает эффективность производственной деятельности и управляет взаимодействием.
Корпоративное обучение - это обширный и сложный процесс, который затрагивает все аспекты бизнеса (корпоративную деятельность, организацию) и требует системного подхода. Структура бизнес-тренинга может включать обучение продажам и обслуживанию клиентов, обучение навыкам управления, обучение руководству на рабочем месте, обучение командообразованию, обучение тайм-менеджменту, обучение внедрению корпоративной культуры [3, с. 44-67].
Методы, приемы и технички обучения разнообразны. К ним относятся: групповые обсуждения - совместное обсуждение и анализ ситуации, проблемы или задачи, связанной с проблемой. Групповые обсуждения могут быть структурированными или неструктурированными (ход зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм - один из наиболее эффективных способов стимулирования творческой деятельности. Из общего количества высказанных идей выберите наиболее удачную, которую можно использовать на практике
Выбор наилучших, психосоциальных, методических и практических техник и приемов в обучении зависит от целей и содержания тренинга, характеристик группы, возможностей и специализации. Существует огромное разнообразие видов тренинга, и выбранный метод сильно влияет на то, как будет решена проблема тренинга, и как долго продлится эффект от тренинга после завершения.
1.2. Технология разработки и структура социально-психологической программы тренинга
Главная задача при составлении тренинга - четко сформулировать его результаты. Для этого важно определить цели и задачи обучения. В соответствии с ними необходимо выбирать средства [5, с. 162-187].
Шаг 1. Описание ожиданий и формулировка целей: следует определить навыки и знания, которыми учащиеся должны овладеть в результате.
Шаг 2. Поиск информации: сбор информации, необходимой для обучения.
Шаг 3. Метод выбора: необходимо описать инструменты и средства для использования этой информации и навыков.
Шаг 4. Написание сценария.
Шаг 5. Запланированное тестирование и коррекция.
Шаг 6. Проведение тренинга.
Шаг 7. Обработка результатов.
Учебные модули - это структурные единицы для построения обучения. Каждый модуль представляет собой общую тему и учебный комплекс, основанный на взаимосвязанных процедурах (методах работы тренера). Каждое отдельное подразделение необходимо для решения конкретных образовательных задач путем создания ситуаций, влияющих на исследовательскую группу [10, с. 23-64].
Блок (учебный модуль) - это структурная единица, представляющая собой набор взаимосвязанных программ и инструментов, предназначенных для решения учебных задач путем создания определенной ситуации влияния в группе.
Основные формы тренинга:
1.Мини-лекции. Если лекция в традиционном понимании - это неторопливый монолог преподавателя, детальная проработка и пассивная аудитория, то на тренинге, как правило, она интенсивная и интерактивная. Это форма работы, которая занимает до 15 минут.
2.Модернизация - это название рабочего метода, который позволяет группе совместно разрабатывать новые концепции. Важно отметить, что эта концепция основана на общих стандартах, и все слушатели могут одинаково применять эти стандарты.
3.Фасилитация используется для получения общей картины мнений участников по одному вопросу. Обычно такого рода работа проводится в начале небольшой встречи перед обсуждением новой темы. Таким образом, лектор пробуждает аудиторию, они более активно включаются в процесс, и их мышление активизируется. Руководствуясь глубоким пониманием мнений всей аудитории, можно сосредоточиться на тех точках зрения, которые могут быть представлены в виде новых материалов и т.д.
Тематическое исследование разновидностей обучающих игр
Метод Case Study «тематического исследования» стал чрезвычайно распространенным в 1970-х и 1980-х годах. Он появился в Гарвардской школе бизнеса (впервые в 1924 году). Сначала система использовалась для изучения экономики, но позже она пришла в медицину, юриспруденцию, математику и другие науки [2, с. 32-41].
Case Study до сих пор широко используется на Западе. Как правило, ему посвящено 35-40% всего учебного времени: в бизнес—школе Чикагского университета - 25%, в Колумбийской бизнес—школе - 30%, а в Уортон - все 40%.
Шаг 1. Группа получает задание.
Например, необходимо описать кейсы, связанные с темой исследования работы компании. Важно соответствовать следующим требованиям:
1.Включить конкретные вопросы, подлежащие анализу;
2.Спровоцировать дебаты;
3.Предложить несколько вариантов решения проблемы и т.д.
Описание ситуации должно включать:
1.Должности и роли главных действующих лиц (директоров, сотрудников и т.д.);
2.Факты, характеризующие основные этапы мероприятия и реакции участников («Вы назначены новым руководителем отдела; у компании сложная ситуация на рынке, ваши задачи заключаются в следующем. Ваши новые сотрудники реагируют таким образом»).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Геранюшкина, Г.П. Процессуальные проблемы социально-психологического тренинга в вузе / Г.П. Геранюшкина // Психология в экономике и управлении. - 2019. - № 1. - С. 73-76.
2. Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия: учеб. пособие / Т.С. Кабаченко. - М.: Пед. общ. России, 2020. - 544 с.
3. Кохановская, И.А. Социально-психологический тренинг как активный метод практической психологии среди подростков / И.А. Кохановская // Скиф. - 2021. -№ 2 (54). - С. 237-240.
4. Круглик, С.В. Формирование аутопсихологической компетентности средствами социально-психологического тренинга / С.В. Круглик // Высшее образование в России. - 2021. -№ 10. - С. 160-163.
5. Линчевский, Э.Э. Проблемы, связанные с использованием активных форм обучения. Попытка классификации / Э.Э. Линчевский // Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. - СПб.: Вита, 2021. - С. 110-112.
6. Макаров, Ю.В. Психологическое воздействие как социально-психологическая проблема / Ю.В. Макарова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2021. - № . - С. 43-50.
7. Макаров, Ю.В. Социально-психологическая технологизация тренингов / Ю.В. Макаров // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2019. - № 3-4. - С. 147-156.
8. Макшанов, С.И. Психогимнастика в тренинге. Каталог / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Е.В. Сидоренко. - СПб.: Образование, 2020. -102 с.
9. Мамина, В.П. Социально-психологический тренинг как способ мотивации сотрудников / B.П. Мамина // E-Scio. - 2021. - № 3 (54). - 4 с.
10. Одиночкина, Е.В. Социально-психологический тренинг как инструмент коррекции антивитальных переживаний у студентов-первокурсников / Е.В. Одиночкина // Интерактивная наука. - 2021. - № 1 (56). - С. 26-29.
11. Павлова, А.К. Социально-психологические аспекты тренингов личностного роста / А.К. Павлова // Скиф. - 2021. - № 12-1 (40). - C.296-299.
12. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПб-ГУП, 2020. - 533 с.
13. Пеша, А.В. Подходы к оценке эффективности тренингового воздействия в отечественных и зарубежных исследованиях / А.В. Пеша, О.А. Коропец // Психология и психотехника. - 2021. - № 3. - С. 44-52.
14. Терехова, Е.А. Возможности социально-психологического тренинга в профессиональной подготовке / Е.А. Терехова // Вестник магистратуры. - 2019. - № 4-3 (79). - С. 99-101.
15. Цырендоржиев, А.Э. Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения / А.Э. Цырендоржиев // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2019. - № 2. -С. 61-64.
16. Чуланова, О.Л. Федорова, Г.В. Graduate recruitment в системе адаптации персонала / О.Л. Чуланова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2021. - №1 (7). - С. 15-26.
17. Шеметов, П.В. Управление в организации и ее психологический климат на основе тренингов / П.В. Шеметов. - М.: Омега-Л, 2021. – 175 с.
18. Ясвин, В.А. Тренинг общения: 30-летний опыт проектирования и проведения / В.А. Ясвин // Сборник научных трудов «Общение в эпоху. – 2021. № 1. – С. 15-26.
19. Sobol, I. Research Of The Personnel Adaptation System In Modern Russian Companies / I. Sobol // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. - 2019. - Р. 21-26.
20. Siletti, E., Guerci, M. The impact of human resource management practices and corporate sustainability on organizational ethical climates: An employee perspective / E. Siletti // Journal of Business Ethics. - 2020. - № 2. - Р. 325-342.