Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество склонно ставить перед родителями новые, все более высокие требования в воспитании детей. В условиях быстро развивающихся технологий и информационного пространства, а также динамичного, постоянно меняющегося социального окружения, большая значимость в учебных учреждениях придаётся не только эффективной деятельности специалистов (педагогов, психологов, социальных работников), но и уровню психолого-педагогической культуры родителей, ведь именно семья в значительной степени определяет успешность процесса воспитания.
Исследованиями семейного воспитания и межличностных отношений родителей и детей психологи и педагоги занимаются уже десятки лет. Среди них такие отечественные и западные учёные как Ю.Е. Алешина, Э. Г. Добряков, Антонов А.И., Медков В.М, Э. Берджесс, X. Локк и другие.
Но в наше время важно понимать, что современные семьи становятся всё более непохожи одна на другую: у каждой из них свои социальные, экономические и дидактические проблемы и возможности, своё педагогическое видение и специфические ожидания к образованию.
Умение находить правильный контакт с ребенком, понимать его желания и потребности, говорить с ним на одном языке, строить гуманные формы взаимодействия и применять адекватные методы воспитания – вот что важно для современного родителя. Приобрести и развить эти навыки можно с помощью психолого-педагогических знаний и умений.
Поэтому выполнение задачи психолого-педагогического просвещения родителей должна строиться на новых формах и методах, с учётом их возможностей и ресурсов, а также их образовательной потребности и заинтересованности.
Таким образом, актуальной становится включенность родителей в педагогический процесс, а соответственно, и повышения их уровня психолого-педагогической культуры.
Тема исследования – Развитие психолого-педагогической культуры родителей.
Цель исследования – теоретическое изучение и практическая разработка методических рекомендаций, направленных на развитие психолого-педагогической культуры родителей старшеклассников.
Объект исследования – психолого-педагогическая культура родителей старшеклассников.
Предмет исследования – развитие психолого-педагогическая культура родителей старшеклассников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие психолого-педагогическая культура родителей будет способствовать полноценному воспитанию и развитию детей, включающая способность родителя к самоконтролю и к рефлексии.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Экспериментально определить и проанализировать уровень развития психолого-педагогической культуры среди родителей;
3. Разработать методические рекомендации по эффективному развитию психолого-педагогической культуры родителей старшеклассников.
Методы исследования: Методы теоретического исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования; методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование.
База исследования – МКОУ СОШ, д. Малый Конып, учащиеся 9-ого класса (10 человек) и их родители.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. История исследования семьи в российской науке
В Российской науке изучение института семьи и внутрисемейных отношений началось в конце XIX веке. Историки начали исследования древних летописей, литературных произведений, документов церковного происхождения, семейного кодекса «Домострой» - труда протопопа Сильвестра.
Одним из основоположников изучения брачно-семейных отношений в Древней Руси стал Н.М. Карамзин. Он описывал их как «рабские» по отношению мужчины к женщине, так как выкуп невесты у родителей был в то время обычаем. И.Ф. Эверс и А.М.Рейц [27] также доказывали существование формы брака, в которой устанавливалась практически безграничная власть мужа над своими женой и детьми. Можно сказать, что в это время в семейных отношениях преобладала форма наложничества.
Анализируя «Домострой», можно выделить следующие тезисы, актуальные для Руси XVI века:
- семья – это малая церковь, главой которой является мужчина, который обязан быть мудрым и опытным, отвечать за всех своих чад и домочадцев перед людьми и Богом;
- жене в семье отводится вторая по значимости роль после мужа, предписано подчиняться ему, но при этом быть верной помощницей и советчицей;
- детям тоже были предписаны наставления: относиться к родителям с почтением, не прекословить и слушаться;
- применять к детям телесные наказания не рекомендовалось, либо использовать их в самом крайнем случае, но нельзя было делать этого в порыве гнева.
Изучая представления о родительском воспитании в отечественной педагогике XVIII в., можно увидеть, что они исходили из идей гуманизма, веры в то, что у каждого может быть своя уникальная судьба. Эта тенденция формировалась под влиянием западной культуры, которая в тот момент очень активно перенималась правителями Российской империи. Это формировало представление о воспитании как действенном способе сделать людей совершенными и счастливыми в жизни и быту. Поэтому в своем содержании новый тип семейного воспитания, предложенный в работах отечественных мыслителей указанного периода, вбирает гуманистические идеи, характерные для западной педагогики. [14]
Ориентация на высокие нравственные ценности в семейных отношениях и воспитании детей сохраняется до Октябрьской революции 1917 года. И на следующем этапе институт семьи претерпевает сильные изменения.
После 1917 г. появляются публикации деструктивной направленности в отношении семьи и роли женщины. К примеру, А. М. Коллонтай выступала за свободу женщины от мужа, родителей, роли материнства. В одной их своих статей она раскрыла понятие семьи, как хозяйственной единицы, которая, с точки зрения народного хозяйства, должна быть признана не только беспомощной, но и вредной. Коммунистическое общество упраздняет семью, семья утрачивает значение хозяйственной ячейки [17].
В этот период психология и социология стали рассматриваться как лженауки.
И только с середины XX века тенденция на изучение семьи и воспитания детей возвращается в научные круги. Начинают появляться различные исследования, объясняющие мотивы вступления в брак, функционирование семьи как системы, особенности супружеских и детско-родительских отношений. В конце XX века начинается интеграция не только психологических и социологических наук, но и других областей: педагогики, истории, экономики, права и других. Совокупность в работе этих областей знания позволила получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой социальной группы.
Таким образом, мы видим огромный путь, который претерпел институт семьи и брака: начиная с позиции рабства, наложничества женщины, жесткого воспитания своих детей – к гуманизации воспитания и психологически грамотному выстраиванию партнёрских отношений.
1.2. Понятие семьи и психолого-педагогической культуры родителей
Понятие «семья» разными исследователями трактуется по-разному. К примеру, в Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. [23]
А.И. Антонов и В.М. Медков, современные исследователи, понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Е.А., Евдокимова А.И. Особенности современного семейного воспитания в России: ожидания и перспективы – Человек и образование, 2021.
2. Алексеева Е.П., Кибардина Л.П. Родительское собрание. - М., 2002.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304с.
4. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. - М., 1997.
5. Баринова, Е. С. Исследование психологической культуры семьи сквозь призму семейных отношений [Текст] / Карабанова О.А., Захарова Е.И., Чурбанова С.М. (ред.) Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов - Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. С. 312-320
6. Баумринд Д. Практическая психология. - М., 1995. - 411с.
7. Бочаров, В.Г. Социальная педагогика / В.Г. Бочаров. - М., 1994.
8. Валеева, М. М. Шубович. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. // Вестник Казанского технологического университета, 2009.
9. Вершинин, В.Н. Домашнее воспитание. Книга для учителей, воспитателей, родителей / В.Н. Вершинин. - Чебоксары, «Клио», 1998. - 200 с.
10. Гидденс Энтони. СОЦИОЛОГИЯ. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
11. Голеева Р.С. Уроки психологической культуры [Текст] / под ред. Голеевой Р. С. Ростов-на-Дону, 2000. 28 с
12. Еремкина, И. А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка [Текст] / И. А. Еремкина // I Региональная научно-практическая студенческая конференция «Проблемы теории и практики психологии развития». URL: http://econf.rae.ru/article/8004
13. Захарова, Е. И. Психологические проблемы современной семьи. Психологические проблемы современной семьи [Текст] / Е. И. Захарова: материалы 4-й международной конференции. 21-23 октября 2009г., Москва: Тезисы конференции/Под ред. Е. И. Захаровой, О. А. Карабановой. - М.: МГУ, 2009. - 803 с.
14. Золотницкий В. Т. Наставление сыну. Екатеринослав: Екатеринославская типография, 1796. - 44 с.
15. Ивлева, В. В. Семейная психология [Текст] / В.В. Ивлева. – Минск: Современная школа, 2006. – 606 с
16. Игошев, Б. М., Ларионова, И. А., Байлук, В. В. Семейная самореализация личности: семейное воспитание и самовоспитание студентов [Текст] / Б. М. Игошев, И. А. Ларионова, В. В. Байлук. Часть 2. Материалы студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 16 марта 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. - Часть 2, - 78 с.
17. Коллонтай, А. Семья и коммунистическое государство. Книгоиздательство „Коммунистъ“, Москва, 1918 г.
18. Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания. // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 9(39).
19. Мазалова М. А. Этапы развития элитного семейного воспитания и домашнего образования в России в XVIII - начале XX века // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 3 (31). С. 151-164.
20. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей [Текст] / Н. В. Микляева. М.: Айрис-пресс, 2006 г., 144 с
21. Митрикас А.Л. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора // Социологические исследования. 2004. № 5. С.65-73.
22. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9
23. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.
24. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: «Знание», 1981. - С.80-95.
25. Потаповская, О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей [Текст] / О. Потаповская // Дошкольное воспитание, 2006, №1, с. 14.
26. Пухов, С. В. Психологические типы отношений в семье // Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции [Текст] / С. В. Пухов. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23-24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2015. С. 80-89
27. Рейц, А. Опыт истории российских государственных и гражданских законов / А. Рейц. - М.: Унив. тип., 1836. - 414 с.
28. Рощевская, Е. В. Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка [Текст] / Е. В. Рощевская // Материалы международной научно-практической конференции 20–21 января 2011 года. – Пенза – Витебск – Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 90-95
29. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: «Педагогика», 2006.
30. Сурженко, Л. Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик / Л. Сурженко. СПб. Питер, 2011. - 240 с.
31. Сухобокова Н Формирование педагогических установок родителей // Дошкольное воспитание. -2009, №3, 101-106 с.
32. Хоменко И.А. Педагогическая стратегия развития семейного Воспитания//Социальная педагогика. – М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2013, 321-329 с.