Фрагмент для ознакомления
2
Апперцепция - это зависимость восприятия от содержания психической жиз-ни человека, от опыта, знаний, интересов, установок и личностных особенно-стей. Когда мы смотрим на горящий огонь издалека, мы не чувствуем его тепла, но это качество также является частью восприятия. В зависимости от предыдущего опыта, знаний и профессиональной ориентации человек изби-рательно воспринимает различные аспекты предметов. Это связано с тем, что восприятие затрагивает человека в целом, с его собственным отношением к воспринимаемому объекту или явлению, с его собственными интересами, же-ланиями и чувствами. Чувства оказывают большое влияние на процесс вос-приятия, поскольку они могут либо сделать воспринимаемое ярче, либо оста-вить другой объект или явление в тени. При восприятии объекта следы про-шлых восприятий всегда активируются, так что один и тот же объект может восприниматься и воспроизводиться разными способами разными людьми с разным жизненным опытом и разными эмоциональными установками.
7. И, наконец, последнее свойство восприятия - это его постоянство. Это понимается как относительное постоянство воспринимаемых свойств и характеристик объекта или явления, то есть его цветов, форм и размеров, ко-торые сохраняются независимо от условий, в которых они воспринимаются. Постоянство - это свойство, которое позволяет нам распознавать объекты в любой среде. Мы можем воспринимать объект, который находится на неко-тором расстоянии от нас, а это означает, что размер, который мы видим, не соответствует истинному размеру объекта. В разных условиях освещения мы можем воспринимать цвет объекта немного по-разному. Если бы не было та-кого свойства, как постоянство, то при малейшем изменении условий, при которых объект воспринимается нами, мы бы каждый раз воспринимали его как новый объект, поскольку каждый раз менялись бы свойства, по которым мы узнаем объект. Мы перестали бы воспринимать мир как стабильный, он менялся бы каждый раз, и наше восприятие перестало бы служить нам сред-ством познания мира, ориентация в пространстве стала бы более сложной или даже невозможной. Следовательно, постоянство, заключающееся в том, что основные сенсорные свойства восприятия следуют за другими постоянными свойствами воспринимаемых объектов, помогает нам ориентироваться в окружающей реальности и правильно реагировать на ее изменения [16].
Таким образом, восприятие - это сложная перцептивная деятельность субъекта. Сложный и активный характер перцептивной деятельности обусло-вил ряд характеристик этой деятельности, которые мы уже обсуждали выше. Эта деятельность состоит из совместной работы многих органов чувств, ко-торая приводит к представлению о предмете или явлении. Перцептивная дея-тельность охватывает все уровни психической деятельности человека.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ПО МЕТОДИКЕ «РАСПОЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»
2.1 Восприятие времени как высшая психическая функция
В раннем онтогенезе восприятие времени представлено как естествен-ная психическая функция, звеньями которой являются естественные меха-низмы поддержания гомеостаза, а также ритмы биологической функции - та-кие как сердцебиение, дыхание, пульс. Эти механизмы человеческого тела обеспечивают кинестетические ощущения, которые являются основой для формирования временного восприятия - в частности, для формирования вос-приятия временных интервалов. Но не только биологический и субъективный опыт способствуют развитию восприятия времени как психической функции.
С первых дней жизни ребенок вовлечен в отношения со значимым взрослым. Взрослый постепенно помогает ребенку овладеть важнейшим психологическим инструментом - языком, который играет важную роль в формировании восприятия времени как высшей психической функции. Сле-довательно, восприятие времени - это психическая функция со сложной си-стемной структурой.
Процесс восприятия времени - это субъективное отражение физическо-го времени, а также способность человека оценивать характеристики физиче-ского времени, такие как продолжительность, последовательность и непре-рывность.
Восприятие времени включает в себя такие компоненты, как: - ориен-тация в текущем и прошедшем времени; - восприятие временных интервалов; - установление последовательности и одновременности событий; - временная перспектива. Восприятие временных интервалов как одного из звеньев функ-циональной системы восприятия времени предполагает способность индиви-да оценивать продолжительность временных интервалов; измерять и воспро-изводить интервалы определенной величины; сравнивать продолжительность различных временных интервалов.
2.2 Формирующий эксперимент в исследовании восприятия временных интервалов. Авторская методика «Расположи по порядку»
Формирующий эксперимент - это метод, позволяющий фиксировать постепенные изменения психических процессов в процессе активного воздей-ствия исследователя на испытуемого.
Целью данного метода является не установление степени сформирован-ности той или иной психической функции, а ее активное развитие в процессе локальной деятельности. В русской традиции формирующий эксперимент обычно используется при изучении условий, принципов и методов формиро-вания личности ребенка. Формирующий эксперимент состоит из этапов. Пер-вый этап предполагает установление фактического состояния, уровня разви-тия психического процесса, характеристики или атрибута, на которые иссле-дователь впоследствии будет оказывать влияние. На этом этапе проводится психодиагностика с помощью наблюдения, тестирования и других методов. На основе данных, полученных на первом этапе, экспериментатор разрабаты-вает план активного психолого-педагогического воздействия, основанный на теоретических представлениях о природе и движущих силах развития иссле-дуемого психического процесса. На втором этапе исследователь активно формирует исследуемую психическую функцию в процессе специально орга-низованного экспериментального обучения. На заключительном этапе и во время самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в хо-де которых экспериментатор отслеживает ход изменений и оценивает резуль-таты психолого-педагогического воздействия.
Методика «Расположи по порядку» направлена на оценку степени формирования представлений о продолжительности временных интервалов, а также взаимосвязи и последовательности различных временных интервалов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обладающих навыками чтения.
Конвейерный материал для техники содержит серию карточек с назва-ниями временных интервалов: секунда, минута, 60 секунд, час, 60 минут, день, 24 часа, неделя, 7 дней, месяц, год, 12 месяцев, столетие, тысячелетие. В дополнение к стандартным названиям временных интервалов набор карт включает термины, обозначающие более сложные временные соотношения: момент, ночь, осень, квартал.
В набор также входят карточки с терминами, которые не подпадают под категорию терминов, описывающих временные интервалы: солнце, холод, дождь, листопад, тысяча, сумерки. Эти карточки являются «помехами» и позволяют уточнить, способен ли ребенок отличать понятия времени от се-мантически похожих терминов. Другим «провокационным» фактором воз-действия на испытуемых в методе «упорядочивания» является изменчивость длины самих карточек. Изменчивость продолжительности стимулирующего материала позволяет определить, на что опирается ребенок, когда предпола-гает, что один временной интервал длиннее другого - на абстрактные пред-ставления о продолжительности или на визуальные особенности стимулиру-ющего материала.
Методика «Расположи по порядку» включает в себя три этапа, кото-рые можно сравнить с классическими этапами формирующего эксперимента.
В начале эксперимента исследователь показывает испытуемому карточ-ку из набора и спрашивает, знакомо ли ребенку слово, написанное на карточ-ке. Этот этап позволяет выявить существующие у ребенка представления о временных интервалах – определить, способен ли ребенок отличать понятия времени от «тревожных» понятий, может ли ребенок описать связи продол-жительности этих временных интервалов, создает ли он ассоциации с субъек-тивным опытом и прошлым опытом при оценке этих временных интервалов может. На этом этапе предлагается фиксированная инструкция: «У меня есть карточки, на которых написаны разные слова. Эти слова означают названия временных интервалов. Давайте прочитаем все названия. Вы знаете их все?»
Второй этап. На этом этапе исследователь помогает ребенку сформиро-вать представления о взаимосвязи временных понятий. С этой целью экспе-риментатор подробно описывает значение каждого термина, указанного на карточках. Время не подлежит чувственному созерцанию, оно всегда воспри-нимается косвенно - либо через активность, либо через чередование постоян-ных явлений, либо через пространственные свойства. Чтобы облегчить фор-мирование представлений о времени, необходимо воспользоваться поддерж-кой взаимосвязанных психических процессов: визуального и эффективного мышления («У меня есть два куба. Видишь, один больше другого? Мы назы-ваем маленький куб секундой, а большой куб - минутой. Тогда вам станет понятнее, чем отличаются секунда и минута – секундой меньше, а минутой больше»); визуальное мышление («Нарисуйте большой круг на листе бумаги. Подпишите, что этот круг называется «Неделя». И нарисуйте в нем 7 малень-ких кружочков - это все 7 дней, которые есть в неделе. Кстати, как тебя зо-вут?»); эмоционально заряженные переживания («Как это заканчивается каж-дый год? Правильно, в конце каждого года есть праздник, Новый год»). Тре-тий уровень. Этап проверки для создания временных представлений включает в себя две выборки. Инструкции для каждого были исправлены.
Первая выборка основана на процедуре сравнения. Экспериментатор предлагает испытуемому сравнить продолжительность двух временных ин-тервалов: он показывает испытуемому две карточки и спрашивает, какой временной интервал больше. Инструкция: «Пожалуйста, сравните эти терми-ны: какой временной интервал короче, а какой длиннее?» Мы последователь-но предлагаем для сравнения несколько периодов времени: 1) минута-век; 2) час - 60 минут; 3) неделя - 7 дней; 4) Секунда-день; 5) Век-столетие; 6) Век-тысячелетие; 7) 24 часа-7 дней; 8) месяц- Год; 9) Час -день; 10) Секунда-неделя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: Учебное посо-бие. [Текст]. - Мн.: Новое издание, 2008. - 217 с.
2. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред.Б. Мещеря-ков, В. Зинченко. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с. (Проект «Психо-логическая энциклопедия»).
3. Еникеев М.И. Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий психологический словарь. - М.: Юрид. лит., 1997. - 448с.
4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для ву-зов. [Текст]. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009. - 337 с.
5. Ермалаев М.В. Психология развития: Метод. пособие для студен-тов заочной и дистанционной форм обучения. - 2-е изд. - М.: Моск. психоло-го-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 376с. - (Серия «Б-ка психоло-га»).
6. Карпова А.В. Общая психология. Учебник. [Текст]. - М.: Гарда-рики, 2004. - 319 с.
7. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. пособие: В 3 - х ч. - Минск: Амалфея, 2004. - Ч.2. - 368с.
8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое раз-витие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилакти-ка и коррекция: Учеб. пособие. - Санкт - Петербург: Питер, 2004. - 480с.
9. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним: Учеб. - метод. пособие / Моск. психолого - социал. ин - т. - М.: Изд - во «Флинта», 1998.192с. (Б - кА шк. психолога).
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рож-дения до 17 лет: Учеб. пособие. - 4 - е изд. - М.: Изд - во ун - та Рос. Академии образования, 1998. - 176с.
11. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учеб. Пособие для сту-дентов высш. учеб. заведений. - СПб.: Питер, 2004. - 320с. - (Серия «Мастера психологии»).
12. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. Учебное пособие. [Текст]. - М.: Прогресс, 2005. - 208 с.
13. Майерс Д. Психология / Пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старо-войтова. - Минск: ООО «Попурри», 2001. - 848с.: ил. . Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - СПб.: Пи-тер, 2002. - 592с. - (Серия «Учебник нового века»).
14. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. [Текст]. - СПб.: Пи-тер, 2000. - 296 с.
15. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для сту-дентов психолого - пед. фак - тов. - М.: Ин - т практ. психологии, 1998. - 488с. - (Б-ка шк. психолога.).
16. Немов Р.С. «Психология»: учебное пособие для студентов выс-ших педагогических учебных заведений. В 3 томах, кн. 1. [Текст]. - М.: ВЛА-ДОС, 2005. - 483 с.
17. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3 - х кн. - 3 - е изд. - М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688с.
18. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка: Пер. с. англ. - 8 - е меж-дунар. изд. - СПб.: Питер, 2002. - 640с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
19. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Пед. о - во России. - 2 - е изд., М., 1999. - 442с.
20. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. Проф. А.В. Петровского. [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 415 с.
21. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб. пособие для студен-тов высш. учеб. заведений. - М: Акад. Проект, 2004. - 256с. - (Серия «Gaudeamus»).
22. Петровский. А.В., Ярошевский М.Г. «Психология». Словарь. 2е изд., [Текст]. - М.: Политиздат, 2007. - 514 с.
23. Психологическая энциклопедия: Пер. с англ. \ Под ред.Р. Корси-на, А. Адэрбаха. - 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 1096с.: ил. . Райс Филипп Психология подросткового и юношеского возраста. - 8 - е межунар. изд. - СПб.: Изд - во «Питер, 2000. - 624с., ил. - (Серия «Мастера психологии»).
24. Психология: Учебник для гуманит. вузов / Под ред В.Н. Дружи-нина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
25. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 656с. (Серия «Психологическая энциклопедия»).
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 720с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебник. [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 552 с.
28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник. [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 247 с.
29. Теплов Б.П. Психология. Учебник. [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 335 с.
30. Узнадзе Д.Н. Общая психология: пер. с груз. / отв. ред. И.В. Име-дадзе. - М: Смысл; Санкт - Петербург: Питер, 2004. - 413с. - (Серия «Живая классик.
31. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд - во Ин - та Психотерапии, 2003. - 480с. - (Серия «Советы психолога»).
32. Хрестоматия по общей психологии: Учеб. пособие для студентов вузов/ Отв. ред. В. В. Петухов; Ред. - сост. Ю.Б. Дормашев., С.А. Капустин. - М.: Рос психол. Общество, 1998. - Вып.111: Субъект познания. - 515с.
33. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие: Пер. с англ. - 5 - е изд. - СПб. Питер, 2003. - 928с. - (Серия «Мастера психологии»).