Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В концепции единого образовательного пространства одним из важнейших вопросов является обеспечение внедрения государственных образовательных стандартов для всех людей с ограниченными возможностями. Нарушения его развития (физического или психического) без особых условий препятствуют разработке образовательных программ. Эти условия интерпретируются как "индивидуальные условия обучения", предусматривающие специальные учебные программы, методы и технические средства.
Понятие "умственная отсталость" объединяет различные виды патологий, проявляющихся в основном отсутствием умственной активности, недоразвитостью и оригинальностью, которые занимают решающее центральное место в общем недоразвитии психики ребенка.
Согласно медицинской классификации, дети с задержкой психического развития отличаются от расстройств центральной нервной системы степенью, положением и тяжестью (слабость, немощность, тупость). Проводится различие между типичными и атипичными формами умственной отсталости, сложными и простыми (М. Г. Блюмина, П. С. Лебединская. В настоящее время эта классификация соответствует Международной классификации замедленного деления интеллектуального развития на легкое, среднее или ярко выраженное, тяжелое и глубокое. В данном исследовании нас интересовали дети с легкой и умеренной умственной отсталостью (слабостями), как основная команда учащихся специальных образовательных школ (коррекционных), школ-интернатов VIII типа.
Данные психологических исследований показывают, что дети с задержкой психического развития характеризуются незавершенностью, в том числе психологии в целом и познавательной деятельности в частности. Нарушение процессов восприятия (К.И. Вересоцкая, Журавлева, М. В. Зверева, И. М. Соловьев и др.), памяти (И. В. Белакова, А. В. Григонис, Л. В. Занков, В. А. Сумарокова и др.), мышления (Г. М. Дульнев, М.П. Матасов, Б. И. Пинский, П. А. Процко, С.Х. И. Шиф, В.В.), выступление (А. Г. Ерилова, П. К. Луткина, В. Г. Петров, В. А. Тур и др.): Все это отличает детей с ограниченными интеллектуальными возможностями от их сверстников с нормальным интеллектуальным развитием.
На данный момент вся наша система образования, и особенно школьная система, остро сталкивается с проблемой повышения качества знаний. В этом смысле проблема формирования познавательных интересов у студентов обострилась.
Вопрос интереса к восприятию в педагогике в последние годы стал очень актуальным. Это связано с дидактикой, а, следовательно, и с практикой преподавания, которая все больше основывается на характере ученика.
Существуют исследования познавательного интереса и познавательных потребностей, проведенные Л. И. Божович, Б.С. Ильиным, Н.Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и другими, непосредственно посвященные теме познавательного интереса в работах следующих мастеров: К. Д. Ушинского.
Познавательный интерес является важным фактором в обучении. В то же время — это решающий фактор в формировании личности. Познавательный интерес существенно влияет на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.
Поэтому вопрос формирования познавательных потребностей и интересов учащегося приобретает особую остроту, если он является ребенком с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Актуальность формирования познавательных интересов у учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями обусловлена обновлением учебных материалов, установлением заданий для формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний.
Вопросы об особенностях познавательной деятельности и личности учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями хорошо разработаны в дефектологии. Этот вопрос решали такие исследователи, как В. Г. Петров, И. Шефт, Б. И. Пинск. И. М. Соловий, С. С. Корсаков, Г. Е. Сухарева, М. Г. Блюмина, С. Уэлл
Объект нашего исследования: процесс формирования когнитивных способностей у молодых студентов с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Предмет: методики развития познавательных интересов младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках русского языка и математики.
Цель: теоретическое и практическое изучение особенностей формирования когнитивных преимуществ у младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Задачи исследования:
1. Анализ педагогической психологической литературы и методологии по вопросам исследования.
. Теоретически анализируются особенности развития когнитивных способностей у младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Исследовательская гипотеза. Использование специальных методик для развития когнитивных способностей младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями будет способствовать эффективному формированию когнитивных способностей, таких как комплексное личностное образование.
1 глава. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательных интересов младших школьников с ОВЗ
1.1 Научно теоретическое обоснование проблемы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ
Интеллектуальная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на восприятие окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как интеллект, мышление, память, внимание и речь. Л.С. Готскритто писал, что умственное развитие привносит нечто новое, чего можно было достичь независимо, создавая новые особенности разума и переводя развивающуюся умственную деятельность с более низкого уровня на более высокий уровень на линии
Всем известно, что человек развивается только в своем собственном бизнесе. Человек может научиться плавать только в воде, а ребенок может научиться работать только с помощью этого занятия. Проблема мотивации к развитию ребенка рассматривается в контексте концепции первичной деятельности. В школьном возрасте образование является основным видом деятельности. Чтобы понять тип интеллектуальной деятельности, вам нужно знать ее специфическую структуру. Структура обучения включает в себя те же элементы, что и в любой деятельности: цели, предназначение, действия, ресурсы, результаты, оценки.
Для студентов цели обучения становятся движущей силой образовательной деятельности. Вот почему начало преподавания придает смысл его внутренней мотивации. Если мы не хотим, чтобы школа была быдлом для ребенка с первых лет обучения, мы должны тщательно пробуждать цель обучения не "снаружи", а в самом процессе обучения.
Цель ребенка - учиться в деталях, потому что он хочет учиться, чтобы получать удовольствие от самообучения.
Учебная деятельность не дается ребенку с самого начала, ее нужно воспитывать. Как и любая деятельность, преподавание осуществляется в соответствии с определенной процедурой. Анализ различий в описании учебного процесса в разных концепциях приведен в работе И. И. Ил
Теория педагогической деятельности всегда поднимает вопрос о включении оценочной деятельности в процесс обучения. Это представлено в теории дидактической деятельности, известной как теория постепенного формирования психических функций, которая основана на работах П. Гальперина. В свете этой теории Н.Ф. Тал-Тал
Смысл создания интеллектуальной деятельности заключается в интересе к знаниям. Вопросы, представляющие интерес для отношения к образованию, являются актуальными и распространенными. Основная тема, на которой сосредоточилось наше преподавание, - это вопрос о том, откуда берется интеллектуальный интерес к образовательному процессу, об источниках и методах мотивации, о взаимозависимости учебной мотивации с методами интеллектуальной деятельности. Он был наследником. И. Щукина и др. с этой проблемой.
Образовательный процесс должен осуществляться при условии, что учащийся вовлечен в интеллектуальную деятельность, которая желательна, что делает его готовым к участию. Студент сам работает с учебными материалами и только в этом случае это включается эстетично и прочно, а также в курс интеллектуального развития студента, формируется способность к обучению и организации. К.К. Ушинский описывает это так: "Действие должно быть со мной, мне интересно, исходить из моей души. «Интеллектуальные преимущества студентов позволяют осуществлять внешнее и внутреннее обучение, что способствует созданию интеллектуальной активности.
Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Таким образом, ясно, что интеллектуальный интерес учащегося возникает только тогда, когда учебная деятельность успешна. Таким образом, повышая интерес к учебным предметам и пробуждая стремление к обучению, повышая потребность учащегося заниматься интеллектуальной деятельностью, мы формируем интеллектуальный интерес.
Интеллектуальная деятельность очень разнообразна и многогранна, поэтому она стала предметом обширных исследований не только в сфере образования.
Философский взгляд на понятие "интеллектуальная деятельность" предполагает своего рода внутреннее противоречие. Дело в том, что установки - это специфический вид человеческой деятельности в целом. Само понятие "деятельность" в философии (профессора Батищев, Леонтьев, "рассматриваемый как особая форма позитивного отношения человека к окружающему миру, его содержанием является его смещение во времени и трансформация".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровская, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2012. - 208 c.
10 . Бардиер, Г., Ромазан, И., Чередникова, Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. - СПб.: ДОРВАЛЬ, 2013. - 96 с.
11. Битянова, М.Р., Азарова, Т.В., Афанасьева, Е.И. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. - 352 с.
12. Борисова, Н.В., Прушинский, С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. - Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 412 с.
13. Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т В. Варенова. - М.: Форум, 2015. - 272 с.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 589 с.
15. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2013. - 1008 с.
16. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2010. - 815 с.
17. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2015. - 261 с.
18. Голиков, Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе / Н.А. Голиков // Педагогическая техника, 2016. - №6. - С. 93-99.
19. Гудкова, Т.В. Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП / Т.В. Гудкова // Проблемы и перспективы развития образования (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, январь, 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 95-97.
20. Гудкова, Т.В. Психолого-педагогический опыт работы по использованию полифункциональной среды сенсорной комнаты в системе сопровождения ребенка с ОВЗ / Т.В. Гудкова // Педагогический профессионализм в образовании: сб. науч. тру- дов XI Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18-19 февраля 2015 г.) / под ред. Е.В. Андриенко. - Часть 1. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 194-203.
21. Гудкова, Т.В., Тверетина, М.А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ: из опыта работы / Т.В. Гудкова, М.А. Тверетина // Сибирский учитель. - 2016. С. 37-40.
22. Демьянчук, Р.В. Педагогическая психология инклюзивного образования / Р.В. Демьянчук / Инклюзивное образование: от педагогической теории к практике. Всероссийская научно- практическая конференция: материалы и доклады (СПб., 23-24 апр. 2015 г.) // ГБ ПОУ Охтинский колледж; [под общ. ред. И.С. Макарьева]. - СПб.: ГБ ПОУ Охтинский колледж, 2015. - 223 с.
23. Жигорева, М.В., Левченко, И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Леченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 208 с.
24. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов.- 2-е изд., перераб. / С.Д. Забрамная. - М.: Владос, 1995. - 112 с.
25. Зейгарник, Б.В., Шиф, Ж.И, Соловьев, И.М. Патопсихология / Б.В Зейгарник, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев. - М.: Инфра-М, 2010. - 365 с.