Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие и виды декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство - широкая область искусства, охватывающая различные отрасли творческой деятельности, направлен-ные на создание художественных изделий с утилитарными и художествен-ными функциями. Собирательный термин условно объединяет два широ-ких вида искусства: декоративное и прикладное. В отличие от произведе-ний искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относя-щихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративного и прикладного творчества могут найти практическое применение в повсе-дневной жизни [12].
Произведения искусства ручной работы обладают рядом характери-стик: они обладают эстетическими свойствами; они созданы для художе-ственного эффекта; они используются для украшения повседневной жизни и интерьера. К таким произведениям относятся: одежда, декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные изделия и другие художественные изделия. В академической литературе, начиная со второй половины 19-го века, этот термин стал широко исполь-зоваться. В конце XIX века была установлена классификация отраслей де-коративного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике исполнения (резьба, живопись, вышивка, чеканка, литье, инкру-стация (роспись по различным породам дерева). Такая классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического принципа в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с про-изводством.
Выделяются следующие виды декоративно-прикладного искусства:
Аппликация - один из методов декоративно-прикладного искусства. Это слово происходит от латинского applicatio, что означает «приклады-вание». Художники и мастера приклеивают или пришивают к основанию детали из различных материалов — бумаги, ткани, кожи, сухих листьев, пластилина или фетра. Обычно фоном служит бумага, картон, дерево или ткань. По форме аппликация может быть объемной и плоской, по цвету - монохромной и многоцветной.
Гобелен - (фр. гобелен), или шпалера, - один из методов декоратив-ного искусства, двусторонний безворсовый ковер с сюжетом или орнамен-тальной композицией, сотканный вручную с помощью поперечных нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая изображение и саму ткань одновременно. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как ковер ручной работы, на котором картина и специально подготовленный картон более или менее известного художника воспроизводятся с использованием разноцветной шерсти и частично шелка [8].
Батик наносится на ткань вручную с помощью резервных составов.
На ткань — шелк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответ-ствующий цвет. Для получения четких границ на стыке красок использует-ся специальный фиксатор, который называется резерв (резервный состав на основе парафина, бензина, водной основы - в зависимости от выбран-ной техники, ткани и красок).
Набойка (набивка) - метод декоративно-прикладного искусства; узо-ры, монохромные и цветные узоры на ткани получаются вручную с ис-пользованием форм с рельефным рисунком и полученных таким образом образцов ткани (набивной ткани).
Формы для наполнения изготавливаются из резного дерева (манеры) или из набора медных пластин с гвоздиками, где узор получается из мед-ных пластин или проволоки. Набивка - это процесс нанесения на ткань формы, покрытой краской, и отбивания ее специальным молотком (киян-кой) (отсюда и название «набивка», «начинка»). Для многоцветных узоров количество печатных форм должно совпадать с количеством цветов.
Изготовление набивки - один из древнейших видов народного искус-ства, который встречается у многих народов: в Ближней и Центральной Азии, Индии, Иране, Европе и других.
Набивка неэффективна и почти полностью заменяется нанесением ри-сунка на ткань на печатных машинах. Он используется только на некото-рых изделиях ручной работы для воспроизведения крупных рисунков, по-вторяющиеся части которых не могут поместиться на валах печатных ма-шин, и для окраски штучных изделий (штор, скатертей). Характерные узоры народного наполнителя используются при создании современных декоративных тканей.
Бисероплетение - это метод декоративно-прикладного искусства, ру-коделия, ювелирного дела, в котором, в отличие от других техник, где оно используется (плетение из бисера, вязание из бисера, плетение из бисерной проволоки - так называемое плетение из бисера, мозаика из бисера и вы-шивка бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивным и технологическим элементом. Все остальные виды руко-делия и вышивки крестом (мозаика, вязание, плетение, вышивка, плетение из проволоки) возможны без бисера, но они потеряют часть своих декора-тивных навыков, вышивка бисером перестанет существовать. Это связано с тем, что технология изготовления бусин оригинальна [17].
Вышивка — это хорошо известное и широко используемое рукоде-лие, искусство украшения различных тканей и материалов различными узорами, от самых грубых и плотных тканей, таких как ткань, холст, кожа, до самых тонких тканей - батиста, муслина, марли, тюля.
Вязание - это процесс изготовления тканей или изделий (обычно одежды) из непрерывных нитей путем сгибания их в петли и соединения их вместе простыми инструментами вручную (крючком, спицами, иглой, вил-кой) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как тех-ника, относится к видам ткачества. Вязание бывает крючком и спицами.
Макраме - (фр. макраме, от арабского - тесьма, бахрома, кружево или от турецкого - платок или салфетка с бахромой) - техника плетения уз-лов.
Кружевоплетение - это сетчатая ткань, изготовленная из тканых ни-ток (льна, бумаги, шерсти и шелка). Существуют кружева, сшитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, вяжущие крючком и машин-ным способом.
Ковроткачество - это художественное текстильное изделие, обычно с красочными узорами, которое в основном используется для украшения и изоляции помещений, а также для обеспечения бесшумности. Художе-ственные особенности ковра определяются фактурой ткани (без ворса, войлок), природой материала (шерсть, шелк, лен, хлопок, войлок), каче-ством красителей, стиль ковра, его декоративный набор и композиция узора, цветовая гамма, формат, соотношение каймы и центрального поля ковра.
Квиллинг - скручивание бумаги (также квиллинг англ. quilling - от слова перо (перо птицы)) - это искусство создания плоских или объемных композиций из длинных и узких полосок бумаги, скрученных в спираль.
Готовые спирали приобретают другую форму, и таким образом по-лучаются элементы для квиллинга, также известные как модули. Они уже являются строительным материалом для создания произведений – картин, открыток, альбомов, рамок для картин, различных статуэток, часов, украшений, заколок. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также получило развитие в нескольких европейских странах [4].
Этот метод не требует значительных материальных затрат для нача-ла разработки. Однако невозможно просто скрутить бумагу, так как для получения достойного результата нужно проявить терпение, настойчи-вость, ловкость, аккуратность и, конечно же, развить навыки скручивания высококачественных модулей.
Скрапбукинг - (англ. scrapbooking, от англ. альбом для вырезок - форма искусства ручной работы, которая заключается в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Этот вид творчества - способ запоминания и сохранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, заме-ток и других запоминающихся мелочей, а также передачи отдельных ис-торий с помощью специальных визуальных и тактильных приемов вместо обычного повествования. Основная идея скрапбукинга - хранить фотогра-фии и другие памятные вещи о событиях в течение длительного времени для будущих поколений.
Керамика - (другой - греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганиче-ских материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавка-ми, изготовленные под воздействием высокой температуры с последую-щим охлаждением. В более узком смысле слово «керамика» означает обо-жженную глину.
Самая ранняя керамика использовалась в качестве посуды, сделан-ной из глины или из смесей с другими материалами. В настоящее время керамика используется в качестве материала в промышленности (машино-строение, приборостроение, авиационная промышленность), строитель-стве, искусстве, медицине и науке. В 20 веке были созданы новые керами-ческие материалы для использования в полупроводниковой промышлен-ности и других областях [17].
Мозаика - (французская мозаика, итал. мозаика от лат. (opus) musivum - это декоративно-прикладное и монументальное искусство раз-личных жанров, произведения которого предполагают формирование об-раза путем размещения, расстановки и закрепления на поверхности (обычно на плоскости) разноцветных камней, сала, керамической плитки и других материалов.
Ювелирное искусство - это термин, обозначающий результат и про-цесс творчества ювелиров, а также совокупность созданных ими украше-ний и произведений, которые в основном предназначены для личных украшений людей и изготовлены из ценных материалов, таких как драго-ценные металлы и драгоценные камни.
Лаковая миниатюра - это миниатюрная роспись на небольших пред-метах является разновидностью декоративно-прикладного и народного искусства. Такая роспись называется лакированной, потому что цветные и прозрачные лаки служат не только полноценными лакокрасочными мате-риалами, но и важным средством художественной выразительности произ-ведения. Они придают цветам глубину и силу, одновременно смягчая цве-та, комбинируя их, как бы вплетая изображение в мякоть самого продукта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творче-ской личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
3. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника [Текст] / Л.А. Большакова. – М.: Педагогика, 2001.
4. Бурменская, Г. Л. Одаренные дети [Текст] / Г. Л. Бурменская. – М.: «Прогресс», 1991
5. Ванслов, В. Всестороннее развитие личности и Виды искусства [Текст] / В. Ванслов. - М.: Педагогика,1966.
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Во-просы психологии. - 1990 №4.
7. Волгуснова, Е. А. Специфические особенности развития твор-ческого воображения у младших школьников [Текст] / Е. А. Волгуснова //Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2014. — Том 20, № 3. — С.44–47.
8. Волков, Б.С. Основные закономерности психического развития ребенка [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Б.и., 1994.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение,1967.
10. Гуревич, Г.С. Философский словарь [Текст] / Г.С. Гуревич. – М.: Олимп: АСТ, 1997.
11. Елизарова, Е. Декоративно-прикладное Искусство – детям [Текст] / Е. Елизарова. – М., 1997.
12. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
13. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренно-сти [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 444 с.
14. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные про-мыслы: Учеб.Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.
15. Капран, Н.А. Развитие творческих способностей (воображения и чувства композиции) детей старшего дошкольного возраста через ап-пликацию с использованием нетрадиционных техник// https://mcoip.ru/blog/2022/03/30/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-voobrazheniya-i-chuvstva-kompoziczii-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-applikacziyu-s-ispolzovaniem-netradiczionnyh-tehnik/
16. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1974.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь[Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2000.
18. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
19. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
20. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1988.
21. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче-нии [Текст] / А.М. Матюшкин. - М., 1972.
22. Мяснецев, В.Н. Способности и потребности [Текст] / В.Н. Мяс-нецев. - Л.: ЛТУ, 1960.
23. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества».
24. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985.
25. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – Воронеж: МОДЭК, 2004.
26. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст] / Туник Е.Е. – М., 2010.
27. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] / А.В. Хутор-ской. – СПб., 2001.
28. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности чело-века [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: 2019.