Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ни одно общество не освобождено от убийств и разрушений. Привычные нам вооружения наполнены графическими сценами отвратительных пьяных драк на улицах, убийств на почве ревности и грабежей. Насилие пугает, тревожит и вызывает возмущение. Все мы хотим жить в мире с другими людьми. Мы надеемся достичь этой цели, выслушав противоположные стороны. Все без исключения искренне выступают против насилия. Все подчеркивают, что хотят, чтобы все споры решались мирным путем, и прибегают к насилию только в крайних случаях. Однако, как и в поговорке "благими намерениями вымощена дорога в ад", все попытки реализовать эти намерения заканчиваются неудачей. Разрыв между словами и делами очень очевиден. Такова реальность нашего времени.
Человечество интересуется феноменом агрессивности с незапамятных времен. И сегодня агрессивность является предметом научных и практических исследований. Статистика показывает, что люди все чаще ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним. Вопрос о том, почему люди ведут себя агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении веков и рассматривался с самых разных точек зрения (философия, поэзия, религия и т.д.). Агрессивность — это устойчивая черта личности, которая проявляется в деструктивном поведении, идущем вразрез с нормами и правилами сосуществования в обществе.
Актуальность данной темы: изучение феномена агрессивности, внедрение наиболее эффективных методов диагностики и коррекции уровня агрессивности человека, предупреждение проявлений агрессивности и минимизация вреда, наносимого агрессией окружающим. Так же важно понимание сущности агрессивности и ее истоков в целях исключения в дальнейшем причинения боли другому человеку, стремление содействовать предотвращению явных актов насилия во всем мире посредством лучшего понимания природы агрессивных действий.
Цель работы: изучить особенности человеческой агрессивности и методов ее диагностики.
Задачи:
1) изучить сущность и различие понятий агрессивности и агрессии;
1) выявить причины, влияющие на возникновение агрессивности;
3) рассмотреть основные методы диагностики агрессивности.
Теоретические основы: изучение трудов таких авторов, как: Банщикова Т. Н., Атанян Ю.М, Б. Крейхи, Ильин Е.П, Конрад Лоренц, Е.В. Волкова, Леонард Берковиц и других не менее известных авторов, изучающих проблему агрессивности.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Понятие агрессии и агрессивности
Слово агрессия происходит от латинского слова "aggredi", что означает "нападать".
Хотя это слово давно используется в европейских языках, оно не всегда имело одинаковое значение: до начала 19 века агрессивное поведение считалось как дружественным, так и враждебным. Позже значение изменилось и сузилось.
Проблема агрессии и агрессивности давно является одним из приоритетных направлений развития зарубежной (прежде всего американской) психологии. В силу социальных причин понятен растущий интерес к этой теме среди психологов стран бывшего СССР. Так, в конце 1990-х - начале 2000-х годов психологи Украины, Беларуси и России провели ряд теоретических и эмпирических исследований, направленных на выявление специфических факторов агрессии и агрессивности в различных социально-демографических группах. Однако эти исследования часто "наталкиваются" на теоретические и методологические проблемы.
Необходимо проводить различие между "агрессией" и "агрессивностью".
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, которое нарушает нормы (правила) совместной жизни людей в обществе, наносит вред объекту нападения (живому или неживому), причиняет физический вред или психологический дискомфорт человеку.
Агрессивность — это черта личности, которая проявляется как готовность к агрессивным действиям и склонность воспринимать и интерпретировать поведение других людей как враждебное. Агрессия может определять общие поведенческие тенденции благодаря своей гибкости и встроенности в структуру личности.
На сегодняшний день в психологических теориях представлены различные подходы к описанию природы агрессии.
Согласно определению, предложенному А.Х. Бассом, агрессия — это любое поведение, связанное с угрозой для других или причиняющее вред (1).
Е.В. Змановская определяет агрессию как любую тенденцию (импульс), проявляющуюся в реальном поведении и даже в фантазиях с целью подчинить или доминировать над другими [6].
Несмотря на определения агрессии разными авторами, идея причинения вреда (ущерба) другим объектам всегда существовала на практике: как отмечает А.А. Реан, вред (ущерб) человеку может быть нанесен и путем повреждения неодушевленных предметов, от которых зависит физическое и психологическое благополучие человека [13].
Согласно Э. Фромму, агрессия имеет как адаптивную или доброкачественную функцию, так и деструктивную. Агрессия способствует поддержанию жизни и является ответом на угрозу, которая необходима для поддержания жизни. Э. Фромм предположил, что существует два типа агрессивного поведения
1. доброкачественная агрессия
2. злокачественная агрессия
Э. Фромм считал, что человек психологически культурен только в той степени, в какой он может контролировать спонтанность. Когда механизм контроля ослаблен, человек становится более склонным к злокачественной агрессии, которая является синонимом деструктивности и жестокости [17].
Как и Фромм, психологи сейчас различают два типа агрессии и придают им почти одинаковое значение:
- Конструктивная агрессия (открытое выражение агрессивных импульсов в социально приемлемой форме, реализуемое через соответствующие поведенческие навыки, стереотипизацию эмоциональных реакций, открытость социальному опыту и способность к саморегуляции и изменению поведения);
- Деструктивная агрессия (включает прямые проявления агрессии, связанные с нарушением морально-этических норм, неадекватным вниманием к требованиям реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем, а также элементы криминального и делинквентного поведения).
Т.Р. Румянцева предполагает, что степень агрессивного поведения определяется по отношению к нормам, которые представляют собой своеобразный механизм контроля за определенным поведением. Понятие нормы формируется в процессе социализации детей. Поэтому поведение может считаться агрессивным при наличии двух основных условий:
1. когда оно имеет негативные последствия для жертвы;
2. когда нарушаются нормы поведения.
Однако критерии разграничения доброкачественной и злокачественной агрессии и сегодня остаются шаткими из-за сложности выделения объективно важных и менее важных интересов.
Агрессия проявляется в самых разных формах.
Существует два основных типа проявлений агрессивности:
• Целенаправленная агрессия
• Инструментальная агрессия
Первая осуществляется как заранее спланированное действие, как осуществление нападения.
Как заранее спланированное действие, первый акт агрессии направлен на причинение вреда или ущерба объекту нападения. Второй акт — это действие, осуществляемое как средство достижения цели и само по себе не является агрессивным актом.
В работе Л.М. Семенюк определяет агрессию как целенаправленное и деструктивное поведение, нарушающее нормы и правила существования человека в обществе, наносящее ущерб одушевленным или неодушевленным предметам, причиняющее физический вред или психологический дискомфорт другим людям [16]; С.В. Невенчанный определяет агрессию как мотивированное деструктивное поведение, направленное против культуры и мотивированное деструктивное поведение в отношении одушевленных или неодушевленных предметов, нарушающее социальные нормы общества и причиняющее физический вред или психологический дискомфорт людям [8].
Среди форм агрессивных реакций, приводимых в различных источниках, следует отметить следующие
• Физическая агрессия (нападение) - применение физической силы против другого человека.
• Косвенная агрессия - действия, направленные косвенно на других (сплетни, злые шутки) и кого-либо еще.
• Нежелательные вспышки гнева (крики, топанье ногами, стучание кулаками по столам, удары по людям и т.д.)
• Вербальная агрессия является выражением негативных эмоций и может принимать следующие формы (крики, вопли, ссоры) и выражение негативных эмоций через содержание вербальных реакций (например, угрозы, преследования, ругательства).
• Раздражительность - попытка показать малейший намек на неуважение, резкость или грубость.
• Негативизм - оппозиционное поведение, обычно направленное против авторитета или руководства.
Это поведение в оппозиции к авторитету или руководству. Оно может варьироваться от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных законов и практики.
При изучении и разграничении агрессивности, ученые сталкивались со следующими проблемами и вопросами:
1. Вопрос о природе агрессивности. В психологии приняты различные подходы к пониманию этого феномена, а в некоторых исследованиях его фактически приравнивают к агрессии. Другими словами, какова природа агрессивности, является ли она поведением, чертой характера, привычкой или состоянием?
2. Вопрос о структуре агрессивности (каковы структурные компоненты в агрессивности) логически вытекает из предыдущего вопроса.
3. Вопрос о типах агрессивности заключается в том, является ли агрессивность психологически "однородным" (однофакторным) явлением или лучше выделить несколько типов (и какие критерии использовать).
4. Проблема оценки агрессивности связана с рядом моральных, образовательных и социально-психологических вопросов. Например, следует ли подавлять агрессивность или она может быть позитивной и помогать людям социально адаптироваться?
Многогранный подход к пониманию агрессивности четко представлен в "Словаре психологии" А. Либера, который предлагает несколько определений, включая проявления агрессивности, склонность к враждебному и агрессивному поведению, напористость, склонность к энергичному и целенаправленному поведению, стремление к социальному контролю и т.д. [1].
Прежде всего, необходимо упомянуть о соотношении понятий "агрессия" и "агрессивность".
Советский криминолог А. Ратинов был одним из первых, кто предложил разграничить эти явления. Этот ученый рассматривал агрессивность как черту личности, позицию индивида, которая проявляется в виде наличия деструктивных тенденций (темперамента) в сфере межличностных отношений и предпочтения использования насильственных средств для их реализации.
Агрессия же понималась А. Латыновым как проявление агрессивности в деструктивном поведении [5]. Позже российский психолог А. Реан обосновал разницу между этими двумя явлениями. По его мнению, агрессия — это поведение (поступки), а агрессивность
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: [пер. с англ.] : в 2 т. / А. Ребер. – Т. 1. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 592 с.
2. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: [пер. с нем.] / Х. Хекхаузен. – М. : Педагогика, 1986. – Т. 1. – 408 с.
3. Хохлова, Е.В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза :автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е.В. Хохлова. – Нижний Новгород, 2008. – 26 с.
4. Ратинов, А.Р. К ядру личности преступника / А.Р. Ратинов // Актуальные проблемы уголовного права и крими- нологии. – М. : Изд-во Всесоюз. ин-та по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1981. –С. 67–86.
5. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психол. журн. – 1996. – Т. 17. – No 5. – С. 3–18.
6. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.04 / С.Л. Соловьева. – СПб., 1994. – 600 с.
7. Садовская, А.В. Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности [Электронный ресурс] / А.В. Садовская. – Режим доступа: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1156821&s=122103000. – Дата обращения: 7.06.2023
8. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: [пер. с англ.] / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.
9. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК,1995. – 356 с.
10. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. –256 с.
11. Налчаджян, А. Агрессивность человека / А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
12. Ениколопов, С.Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения / С.Н. Ениколопов // Дети и наси-лие : материалы Всерос. науч-практ. конф., Москва–Санкт-Перербург, 2–8 окт. 1994 г. – Екатеринбург, 1996. – С. 28–32.
13. Психология личности: слов.-справ. / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. – Киев: Рута, 2001. – 320 с.
14. 16. Вострокнутов, Н.В. Агрессивное поведение детей и подростков и социально-психологическая личностная деформация / Н.В. Вострокнутов // Дети России: насилие и защита: материалы Всерос. науч-практ. конф., Москва, 1–3 октября 1997 г. – М., 1997. – С. 100–108.
15. Чураев, Э.Н. Социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев и ее психокоррекция: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Э.Н. Чураев. – М., 2005. – 24 с.
16. Шалагинова, К.С. Возможности приложения системного подхода к работе с агрессивными школьниками /К.С. Шалагинова // Ананьевские чтения-2009: материалы науч. конф. / под ред. Л.А. Цветковой, В.М. Аллах- вердова. – СПб., 2009. – Вып. 2. Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных обла- стях психологии. – С. 551–553.
17. Реан, А.А. Аутоагрессивный паттерн личности / А.А. Реан // Ананьевские чтения-1998: тезисы науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Крылова. – СПбУ, 1998. – С. 137–139.
18. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 1998. – 96 с.
19. Чепелева, Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: автореф. дис. ... канд. пси- хол. наук: 19.00.01 / Л.М. Чепелева. – Краснодар, 2001. – 22 с.
20. Васильченко, Н.А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков: автореф. дис. ... канд. пси- хол. наук: 19.00.01 / Н.А. Васильченко. – Краснодар, 2005. – 22 с.
21. Щербаха, С.А. Влияние агрессивности личности на ее отношение к правонарушениям: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.06 / С.А. Щербаха. – Сочи, 2003. – 26 с.
22. Гнидин, О.П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.07 / О.П. Гнидин. – Ставрополь, 2008. – 22 с.
23. Бызова, В.М. Опыт использования HAND-ТЕСТА в этнопсихологии / В.М. Бызова // Психол. журн. – 1997. – Т. 18. – No 4. – С. 110–117.
24. Голенищева, Е.Л. Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Е.Л. Голенищева. – СПб., 2005. – 20 c.
25. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2007. – 480 с.
26. Серебрянников, В.В. От воинственности к миролюбию / В.В. Серебрянников // Социол. исслед. – 2002. – No 5. – С. 81–88.
27. Коренева, А.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Коренева. – М., 2004. – 16 с.
28. Лачугина, Ю.Н. Агрессивность в структуре личности и профессиональной деятельности руководителя: авто- реф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.Н. Лачугина. – Ульяновск, 2003. – 24 с.
29. Шестакова, Е.Г. Агрессивность в структуре личности: интегративный подход: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.Г. Шестакова. – Пермь, 2011. – 24 с.
30. 40. Шейнов, В.П. Детерминанты ассертивного поведения / В.П. Шейнов // Психол. журн. – 2015. – Т. 36. – No 3. – С. 28–37.