Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество требует от человека не только знаний и умений, но и навыков коммуникации, умения слушать и высказывать свои мысли. В связи с этим, дополнительное образование играет важную роль в формировании личности и развитии социальных навыков у детей и молодежи.
В современной педагогике существует огромное количество методов обучения, включая словесные методы, которые занимают важное место. Слово играет огромную роль в процессе познания, так как мы можем выражать наши знания о мире только благодаря ему. Однако, чтобы слово могло выполнять свою функцию, необходимо правильно им пользоваться.
Одним из ключевых элементов работы педагога дополнительного образования является использование словесных методов в общении с учениками. Это позволяет не только эффективно организовывать учебный процесс, но и создавать доверительные отношения между учениками и педагогом.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги – Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др. – выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными».
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью повышения квалификации педагогов дополнительного образования и развития их профессиональных навыков. Результаты исследования могут быть использованы для улучшения качества образовательного процесса и повышения эффективности работы педагогов.
Цель данной курсовой работы - изучить различные словесные методы, используемые педагогами дополнительного образования, и определить их эффективность в работе с учениками. В работе будут рассмотрены такие методы, как диалог, дискуссия, игровые технологии, и другие.
Объектом словесных методов в работе педагога дополнительного образования является процесс обучения и развития учащихся. Предметом же являются различные знания, умения и навыки, которые необходимо передать учащимся.
Одним из основных преимуществ словесных методов является возможность персонального общения педагога с каждым учащимся, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать методы обучения под его потребности. Кроме того, словесные методы могут быть использованы в любых условиях и не требуют специального оборудования или материалов.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы (21), общее количество страниц печатного текста – 39.
Глава 1. Теоретические основы словесных методов в работе педагога дополнительного образования
1.1. Понятие словесных методов в педагогике
Метод обучения - это один из главных компонентов учебного процесса, на который уделяется большое внимание исследователями, чтобы выяснить его сущность и функции. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь или способ достижения истины и ожидаемого результата. Таким образом, методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение дидактических задач.
Определение метода, отражает некоторые важные характеристики процесса обучения. Согласно словарным определениям, «метод» - это способ, а «способ» - это метод. На теоретическом уровне, понятие «метод» как научной категории теряет свой смысл, так как любой способ действия можно считать методом. Если мы включим понятие «метод обучения» в педагогическую теорию обучения, то нам придется принять трактовку метода как чего-то, что связано с сущностью обучения и отражает его направленность, которая реализуется в различных формах учебной деятельности. В этом случае, метод можно рассматривать как логическую форму норматива и определить его как модель единой деятельности преподавания и учения, которая конструируется с целью реализации в конкретных формах учебной работы и направлена на передачу обучающимся определенной части содержания образования и их усвоение (В. В. Краевский). Данная формулировка основывается на том, что метод - это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, которая направлена на решение дидактических задач [12].
Метод обучения представляет собой форму освоения учебного материала, которая включает как теоретические, так и практические аспекты, исходя из задач образования, воспитания и развития личности учащихся. Учитель выступает в роли посредника между знаниями, которые были зафиксированы в опыте человечества, и сознанием ребенка, который не обладает этими знаниями. Он предлагает путь познания, по которому должен идти ученик, чтобы усвоить определенные стороны опыта человечества. Однако, учитель не просто передает знания, а организует определенные пути, способы и приемы, которые помогают ученикам усвоить учебный материал [6]. Таким образом, метод обучения является способом деятельности, который направлен на передачу учебного материала и его усвоение детьми. В педагогике эту функцию методов называют способами преподавания.
Способы, которыми дети усваивают учебный материал, не всегда совпадают с методами преподавания. Поэтому в образовании выделяют способы познавательной деятельности учащихся, которые зависят от методов преподавания, но отличаются от них. Согласно Ю. К. Бабанскому, методы обучения представляют собой взаимодействие педагогов и учеников в решении задач образования, воспитания и развития. Таким образом, методы обучения можно рассматривать как способы учения. В педагогике методы обучения всегда рассматриваются как способы работы учителя и познавательной деятельности учащихся, направленные на выполнение учебных задач [2].
Методы обучения зависят от целей и содержания образования, а также имеют психологическое обоснование. Возрастные особенности усвоения знаний и развития личности оказывают значительное влияние на методы преподавания и учения. Глубокое понимание мыслительной деятельности учащихся и свойств личности помогает найти более эффективные способы обучения.
А. В. Луначарский подчеркивал важность методов обучения, отмечая, что от них зависит, будет ли учебный материал интересен и запоминающимся для детей или же вызовет у них скуку и отторжение. Метод обучения, по мнению И. П. Подласого, представляет собой организованную деятельность педагога и учеников, направленную на достижение поставленной цели. В свою очередь, В. А. Сластёнин определяет метод деятельности как способ ее осуществления, который помогает достичь поставленной цели.
Понимание термина «метод обучения» является очень сложным. Несмотря на то, что педагогами и психологами были предложены различные определения, можно выделить общие черты, объединяющие их взгляды. Большинство авторов рассматривают методы обучения как способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод преподавания - это упорядоченная последовательность действий учителя и ученика, направленная на достижение конкретных целей обучения и воспитания. С этой точки зрения, каждый метод обучения включает в себя как педагогическую работу учителя (изложение и объяснение нового материала), так и организацию активной учебно-познавательной деятельности учеников. [11].
Не менее сложным является вопрос классификации методов обучения. В настоящее время существует ряд классификаций, основанных на различных подходах, предложенных педагогами разных эпох.
Одной из наиболее распространенных в педагогике является классификация Е. Я. Голанта и Е. И. Перовского, которые делят все методы обучения на три большие группы: словесные, наглядные и практические. В основе этой классификации лежит характер учебной познавательной деятельности с точки зрения основных источников получения знаний. Если основным источником усвоения информации является словесный, без поддержки наглядных пособий или практических заданий, то все подобные методы обучения, несмотря на их различный предмет и тематику, будут схожи и образуют группу методов, называемых лингвистическими. Однако неправильное использование методов обучения может привести к плохим результатам, поэтому необходимо использовать комбинацию методов, так как ни один метод не может достичь поставленных задач и целей обучения [6].
Важно отметить, что неправильное применение методов обучения может привести к негативным результатам. Кроме того, для достижения цели обучения необходимо использовать несколько методов в сочетании, так как один метод не может решить все задачи.
Суть педагогического содержания метода обучения заключается в том, чтобы обеспечить единство всех его компонентов и аспектов. Метод становится педагогическим, когда определены место, значение и возможности каждого компонента для достижения образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения. Взаимосвязь между сущностью, принципами и методами обучения обеспечивает такое единство.
Таким образом, эффективность и результативность обучения зависят от методов, которые определяют творческий подход педагога, эффективность его работы, усвоение учебного материала и формирование личностных качеств ученика. Реализация задач развития умственных, нравственных, трудовых, эстетических и физических способностей младших школьников, особенно шестилетних детей, зависит от правильного применения методов обучения.
1.2 Словесные методы обучения и их классификация
Словесные методы широко применялись в разные периоды образовании и занимали главенствующее положение в системе методов обучения. Однако в настоящее время словесные методы часто критикуют и считают их устаревшими и неэффективными. Однако, при оценке этих методов необходимо быть объективными. Нельзя преувеличивать их значение, но также нельзя недооценивать их роль в общей системе обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова И. Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008. 368с.
2. Аминова, Д. З. Беседа как словесный метод обучения младших школьников / Д. З. Аминова, О. В. Гарифуллина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 20 ноября 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 53-55. – EDN YMNTZU.
3. Арон И. С. Педагогика : учебное пособие / И. С. Арон. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018 — 144 с. — ISBN 978-5-8158-2015-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.— URL: https://e.lanbook.com/book/112383 обращения: 16.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2002
5. Бурняшева Л. А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы: Методическое пособие / Л. А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2012. - 80 c.
6. Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2005.
7. Даниленкова Т. О., В. А. Сухомлинский о воспитании здорового ребенка в процессе обучения / Т. О. Даниленкова // Омский научный вестник. – 2010. – № 3.
8. Коджаспирова Г. А. Педагогика. Учебник. - М.: Гардарики, 2009. - 527с.
9. Осмоловская И. М. Словесные методы обучения / И.М. Осмоловская. - М.: Academia, 2017. - 256 c.
10. Методы, приемы, формы и средства организации деятельности учащихся в системе дополнительного образования. / В помощ методисту дополнительного образования, Симферополь, 2019
11. Ольхова, С. С. Не потеряли ли свою актуальность словесные методы обучения? / С. С. Ольхова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 02–04 декабря 2020 года / Под редакцией Т. А. Василенко. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 233-234. – EDN FNFJAZ.
12. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учебник / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2008.
13. Потехина Е. А. Введение в педагогическую деятельность: шпаргалка : [16+] / Е. А. Потехина ; Научная книга. – 2-е изд. – Саратов : Научная книга, 2020 – 32 с. : табл. – доступа: по URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=578522 (дата обращения 16.05.2023). – ISBN 978-5-9758-1998-7. – Текст : электронный.
14. Позднякова Ж. В. Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников / Ж.В. Позднякова. – М., 2015.
15. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. – М.: Академия, 2013.
16. Суворова, Т. А. Словесные методы обучения и их применение для обучающихся младшего школьного возраста / Т. А. Суворова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : Сборник материалов II Научно-практического семинара, Евпатория, 26–27 октября 2017 года. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 182-186. – EDN YNYXMF.
17. Юрченко А. И. Словесные методы обучения в процессе преподавания / А. И. Юрченко. – М., 2017.
18. Шевченко О. И., Науменко Д. А. Использование педагогических технологий в образовательном процессе с обучающимися в вузе // Интеграция науки и практики в современных условиях: сборник материалов XI Междкнар.научн.-практич. конф. (19 февраля 2018 г.). – Москва: Изд-во «Перо», 2018. – С. 72-77.
19. Шевченко О. И., Волков М. А. Методы и формы обучения студентов // Педагогические науки, 2018, https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-formy-obuc..
20. https://infourok.ru/sayti-dlya-attestuyuschihsya-uchiteley-3000901.html - сообщество для педагогов различных образовательных учреждений.