Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время, когда отмечается рост численности детей с задержкой психического развития от 11% до 25% от общей популяции, актуальным становится вопрос подготовки детей с особенностями в развитии к обучению в школе. Внедрение инклюзивного образования позволяет максимально социализировать детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе, а также при рациональном распределении нагрузки позволяет им усваивать общеобразовательные программы наравне с другими школьниками.
Мотивация учения включена в феномен готовности к обучению в школе, так как предпосылки к обучению, желание подражать старшим детям - основа процесса подготовки любого ребенка к школе.
Выявление особенностей учебной мотивации младших школьников занимает важное место в определении педагогом мер психолого-педагогического воздействия. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя, в первую очередь желание учиться и стремление к новой для ребенка деятельности, что формирует новую социальную позицию. Направленность на школьное обучение задает желание стать учеником, идти в школу и учиться, как это делают старшие дети. Те мотивационные предпосылки, которые формируются в процессе подготовки к школе, в дальнейшем, влияют на последующие достижения и трудности в обучении.
Кризис характерный для этой возрастной группы детей - кризис 7 лет. Он представлен формированием внутренней позиции школьника, являющейся центральным психологическим новообразованием, проявляющимся в стремлении к оцениваемой и общественно значимой деятельности.
К началу школьного обучения, ребенок должен быть подготовлен не только к усвоению знаний, но и к значительной перестройке всего образа жизни. К семи годам возникает иная внутренняя позиция, которую можно определить как потребности и стремления ребенка, связанные со школой.
Многие психологи справедливо утверждают, что если ребенок не готов к новой социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности к школе учиться ему трудно.
Цель исследования: теоретически изучить мотивационную готовность к школьному обучению старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: мотивационная готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: изучение мотивационной готовности к школьному обучению старших дошкольников с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить основные методы диагностики и пути формирования мотивационной готовности к школьному обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования: анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о мотивационной готовности к школьному обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Этапы проведения исследования.
1. Аналитический. Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Заключительно-обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись теоретические выводы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 15 источников.
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Проблема мотивационной сферы в психологии и педагогике
Мотивационный компонент определяет возникновение, направленность, методы осуществления и результат конкретных видов деятельности.
Под мотивационной готовностью будем понимать - систему мотивов и потребностей ребенка, проявляющихся в позитивном отношении к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к ее сторонам, непосредственно связанным с учением.
На современном этапе развития процесс концепции системы образования предъявляет и формирует новейшие требования к реализации и к процессу воспитания и обучения детей с задержкой психического развития, повышает поиски новых более эффективных и продуктивных психолого-педагогических подходов и методов к процессу системы образования. Проблема готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе приобретает особое значение и особую роль в области педагогики и психологии.
В последнее время в нормативных документах системы образования Российской Федерации повысилось внимание к готовности дошкольников к школьному обучению. Например, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» отмечается, что необходимо формировать самостоятельную, ответственную и социально мобильную личность, способную к нормальной социализации в обществе, что предполагает сформированность готовности дошкольников к обучению в школе.
Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции - школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Иначе - происходит изменение всей социальной ситуации развития ребенка.
Готовность ребенка к школьному обучению - сложное системное образование, включающее помимо предметно-специфической готовности (овладение счетом, чтением, иногда даже письмом) собственно психологическую готовность. Ведь именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.
На готовность дошкольника к обучению в школе равномерно оказывают влияние физиологический, социальный и психический компоненты развития ребенка. Это не разные виды готовности к школьному обучению, а разные аспекты ее проявления в различных формах активности.
В словаре «готовность к школьному обучению» трактуется как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Компонентами являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).
В отечественной науке теоретическое изучение
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабаева Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогики. - 2011. - №4. - С.93-95.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
4. Возрастная психология /авт.-сост.Н. Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка.- М.: ЭКСМО, 2003 – 400 с.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2003. - 255 с.
7. Долгова В.И., Мельникова Т.В. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе с учетом гендерных различий //Культура и образование: от теории к практике. 2016. Т.1. С.99 -105.
8. Дубровина Д.А. Психопрофилактика дезадаптации младших подростков в условиях общеобразовательного учреждения//Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области.-2014.-№5 (7).-С.75-77.
9. Капитанец Е.Г. Психологические детерминанты готовности ребенка к школе // Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 204 -208.
10. Капитанец Е.Г., Чимизгина Н.А. Особенности мотивации учения первоклассников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 15-21.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
12. Лобанова Е. Готовность к школе детей с ЗПР. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №2. - С. 47-54.
13. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
14. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - Т. 5. - № 5. - С. 712.
15. Ташина Т.М. Адаптация первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению // Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 1. - 2014. -Т.21. - С. 116-120