Фрагмент для ознакомления
2
Литературное чтение в начальной школе является учебным предметом, сочетающим в себе свойства развития и образного мышления и процессов логики, анализа, синтеза. Это предмет, ведущий детей в мир художественного слова, формирующий отношение к миру и человеку, к описанным в литературе явлениям, развивает эстетический вкус и интерес к чтению и книге, закладывает основы читательской культуры. Он призван приобщить детей к общечеловеческим, актуальным в любой культуре духовным ценностям.
На таких предметах, как литература, музыка, изобразительное искусство развивается образное мышление. В период обучения в начальной школе детское сердце и разум еще открыты для восприятия сказки, прежде всего в ее воспитательном аспекте. Особенно привлекательна для ребенка сказка литературная, которая зачастую сочетает в себе волшебные события с обстоятельствами повседневной жизни. Литературная сказка в лингвокульторологическом и жанровом аспекте, не может не привлекать внимание исследователей различных направлений: педагогов, психологов, специалистов лингвокультурологического анализа народного русского языка в целом. Это является особенно актуальным в настоящее время, когда в некотором смысле происходит, замещение, упрощение, сокращение и модификация русского языка в обществе развития цифровых технологий, интернета, космополитичности в мире.
Для сохранения истинной самобытности культуры и менталитета русского народа очень важным является сохранение языка, отраженной в языке культуры и народности. Для любого общества и для российского общества в частности это имеет большую актуальность и важность.
Вышесказанное подчеркивает актуальность и объясняет выбор темы исследования «Изучение жанровых разновидностей литературной сказки на уроках чтения в начальных классах».
Объект исследования: литературная сказка в жанровом аспекте.
Предмет исследования: особенности изучения жанровых разновидностей литературной сказки на уроках чтения в начальных классах.
Цель исследования: исследование особенностей жанровых разновидностей литературной сказки на уроках чтения в начальных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности сказки как литературного жанра.
2. Рассмотреть методику работы над сказкой в начальной школе.
3. Показать вариант диагностики работы над сказкой.
4. Представить конспекты уроков по изучению сказки в начальной школе.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, моделирование, анализ и синтез.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в исследовательской, лекционной, консультативной работе, в образовательно-воспитательной деятельности при работе с обучающимися в начальной школе.
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРОВОЙ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1.Особенности сказки как литературного жанра
При обращении к научной литературе в области фольклористики и литературоведения для определения понятия литературной сказки становится очевидным, что однозначного определения литературной сказки исследователи не дают. Под литературной сказкой может пониматься произведение автора, отвечающее идейно-эстетическим принципам фольклорной сказки, прозаическое либо поэтическое произведение, пользующееся идеями фольклорной эстетики (народная сказка, былина, легенда и др.), фантастическое произведение со счастливым концом и участием сказочных героев и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андерсен Х. Большая книга сказок. – М.:Эксмо, 2008. – 208 с.
2. Брауде Л.Ю. К истории понятия «Литературная сказка» // Изв. ЛИ СССР. Сер. лит. и яз. – 1977. – № 3. – С. 233-235.
3. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4-3 (34). – С. 70-74.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - в 4-х гг. – М., 1991. т.4.
5. Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов. – М., 1953. – С. 663.
6. Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. / Глав. ред. А. А. Сурков.,.– М.:Сов. энциклопедия, 1972. – С. 880-881.
7. Кривощапова Т.В.. Русская литературная сказка конца XIX- начала XX века: Учебное пособие по спецкурсу. – Акмола: Изд-во Акмолинского унта, 1995. – 80 с.
8. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: поэтическая система жанра в историческом развитии. Монография. – Томск: Изд-во Томского университета, 1982. – 195 с.
9. Леонова Т.Г. О некоторых аспектах изучения литературной сказки //Литературная сказка. История, теория, поэтика. М.: Изд-во МПГУ, 1996. С. 4-6.
10. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов). – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1992. – 128 с.
11. Маслова С.А. Современная литературная сказка и детская субкультура // Литературоведение. Филологические науки. – 2013. – С. 10-17.
12. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины XX века: проблемы поэтики. – М.: Мегатрон, 1997 – 381 с.
13. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Монография. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 200 с.
14. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика. – дисс. док. филологич. наук. – М., 2001. – 387 с.
15. Самоделова Е.А. Русская литературная сказка (Вступительная статья) // Русские сказки писателей XIX и XX веков. – М., 1995. – С. 5-34.
16. Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов. – М., 1953. – 523 с.
17. Толкиен Дж. P.P. О волшебных сказках // Лист работы Мелкина и другие сказки. – М.:РИФ, 1991. – С. 173-186.
18. Халуторных О.Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 1998. - 21 с.
19. Цикушева И.В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – Вып. 1 (29).
20. Чернышова С.А., Тарасова А.И. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения // Молодой ученый. – 2015. – № 22.1. – С. 72-74.
21. Якушина Л.С. Проблема чтения школьниками художественного произведения // Начальная школа: плюс-минус. – 2009. – №10. – С.31-37.