Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сегодня в системе развития образования происходят значительные изменения, касающиеся воспитания и развития личности ребенка. Одним из приоритетов федеральных государственных стандартов начального образования является развитие у ребенка способности соотносить свое поведение с общепринятыми этическими и моральными нормами, оценивать собственные поступки и высказывания, проявлять самостоятельность и инициативу в жизнедеятельности.
Наиболее чувствительным периодом для формирования самооценки детей является младший школьный возраст. В этот период у детей активно развивается самоощущение, осознание мотивов своего поведения и поступков, собственных потребностей. Поэтому формирование самооценки у детей младшего школьного возраста является одной из основных задач образования.
Следует отметить, что в каждом возрасте на развитие самооценки в значительной степени влияет деятельность, которая играет доминирующую роль в этом возрасте.
На начальной ступени обучения доминирующим видом деятельности является обучение. Развитие самооценки определяется тем, как происходит обучение, и напрямую связано с академической успеваемостью и успехами в учебе. Игры, занятия и общение постоянно привлекают внимание детей и ставят их в ситуации, когда они должны каким-то образом соотнести себя с другими, чтобы оценить свою способность что-то сделать, выполнить определенные условия или правила или продемонстрировать определенные качества личности.
Эти положения подразумевают развитие ученика как объекта учебной деятельности, что невозможно без развития объективной и осмысленной самооценки, которая является частью основы для дальнейшего самопонимания и самовоспитания.
В этом отношении родителям и учителям отводится очень важная роль в формировании самооценки детей младшего школьного возраста. Именно взрослые создают и воспитывают основу для объективной самооценки детей.
По вопросу самооценки проведено много исследований. Теоретические и практические аспекты данной темы отражены в трудах отечественных и зарубежных авторов (В.И. Долгова, Л.И. Божович, А.В. Захарова, Л.С. Выготский, А.И. Липкина, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Чернышова, В.С. Мухина, К.О. Роджерс, М.И. Лисина, и др.).
Так, например, Л. С. Выготский [3] считал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка. Именно в период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие за счет учебной деятельности, новой позиции – позиции ученика, нового психического образования – рефлексии, которым ребенок только начинает овладевать. Именно в этот период ребенок впитывает, накапливает знания о других и о самом себе.
По мнению А. И. Липкиной [9] у младших школьников обнаруживаются все виды самооценки (адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения), которые имеют свою специфику.
Таким образом, актуальность темы исследования зависит от противоречия между растущей потребностью системы образования в формировании объективной самооценки у детей младшего школьного возраста и практическими предложениями требований учителей, которые оказывают существенное влияние на формирование самооценки детей в процессе обучения.
Цель исследования – Изучить особенности самооценку детей младшего школьного возраста
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности самооценка детей младшего школьного возраста.
Задачи
1.Рассмотреть понятия «самооценка» в отечественной и зарубежной психологии.
2.Изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
3.Дать представление особенностям самооценки в младшем школьном возрасте;
4.Провести диагностику уровня самооценки детей в младшем школьном возрасте;
Гипотеза исследования: если систематически использовать специальные приемы в работе с младшими школьниками, то это приведет к развитию у них адекватной самооценки.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы
Практические: диагностика по методикам: Дембо-Рубинштейн, модифицированной А. М. Прихожан, «Лесенка» В. Г. Щур, «Нарисуй себя» З. Василяускайте и А. М. Прихожан, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Самооценка личности как предмет изучения отечественной, и зарубежной психологии
Многие российские психологи обращались к проблеме самооценки. Самооценка - это ценность, которую человек придает определенным аспектам самого себя, своей личности, деятельности и поведению в целом. Самооценка основывается на личной системе смыслов человека и принятой им системе ценностей. Самооценка формируется при активном участии человека и отражает специфику его внутреннего мира.
Н.А. Менчинская подчеркивает, что самооценка играет важную роль в учебной деятельности каждого ученика. Самооценка является важным личностным параметром психической деятельности, позволяющим осуществлять функцию саморегуляции поведения путем определения желательности (или нежелательности) того или иного действия. Самооценка оказывает значительное влияние на успешность деятельности.
Исследования, проведенные А.И. Липкиной под руководством Н.А. Менчинской, показали, что неадекватная самооценка (как завышенная, так и недостаточная) отрицательно влияет как на процесс, так и на результат учебной деятельности [8, 9].
Л.И. Божович указывает, что в раннем и дошкольном возрасте самооценка формируется под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакция взрослого является важнейшим регулятором поведения ребенка. Учителя обладают большим авторитетом и влиянием, чем родители. К концу начальной школы дети в большей степени подвержены влиянию мнений и суждений своих сверстников. А к концу средней школы формируется относительно стабильная самооценка и ожидания, связанные с самооценкой" [2].
Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки.
По мнению М.И. Личиной, самооценку в целом следует описывать не количественно (насколько она высока), а качественно (ее состав и окраску (положительная или отрицательная, полная или неполная и т.д.). Конкретная самооценка - это выражение отношения ребенка к успешности своего личного частного поведения [9].
Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению Бороздиной Л.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности.
Б.Г. Ананьев подчеркивает, что решающим в формировании представлений о себе является коллективная жизнь и правильное развитие оценочных отношений для формирования самооценки [1].
Самооценка формируется в процессе жизнедеятельности личности, выполняет важную функцию в ее развитии и является регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как характеристику личности, выполняющую определенные функции в ее развитии и определяющую то, как человек ведет себя, поступает и относится к окружающим.
По мнению Д.Б. Эрконина, на этапе младшего школьного возраста управление поведением человека приобретает "внутренний механизм". Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и своим возможностям; Е.И. Савонько утверждает, что функция самооценки как регулятора поведения развивается вместе с другими психологическими характеристиками ребенка и приобретает качественную специфику в каждом возрасте. Развитие этой функции самооценки ученые связывают с формированием ее устойчивости. Это связано с тем, что стабильная самооценка представляет собой уже сформированное отношение человека к самому себе и может оказывать существенное влияние на его поведение [17].
Самооценка человека влияет на то, как он общается, на его отношения с другими людьми, на успешность его деятельности и дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку чувство морального удовлетворения. Самооценка, и в частности высокий уровень компетентности и способностей человека, представляет собой амбиции, определяемые как уровень задач, которые человек ставит перед собой в жизни и считает себя способным их выполнить.
Неудачи и успехи сильнее всего ощущаются в тех видах деятельности, на которые дети возлагают большие надежды и которые они считают главными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2017. – 288 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. - (Мастера психологии).
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001. 284 с.
4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. М.: Педагогика, 2003. 316 с.
5. Зайцев С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопр. психол.- 2009ю- № 5. - с. 54-63.
6. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. – С. 90-99.
7. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. -М: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
8. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 1971. – 236 с.
9. Липкина А. И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. – 1981. - №3. – С. 79.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1997. – 456 с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.,2014.
12. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб. : Речь, 2001. – 512 с. – (Детская психология и психотерапия).
13. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника //Начальная школа. – 1998. - №1. - С. 25-30.
14. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб. : «Питер», 2005. 389 с.
15. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – 2-е изд. доп. и переработ. (Учебно-методическое пособие). - М.: МПСИ, 2002. – 144 с.
16. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 2012.
17. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.