Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием себя и противоположного пола. Гендерная тематика - новая для ДОО. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка - гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности. Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как родителей к ребёнку, так и ребёнка к родителям, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Исходя из этого, пункт 1.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на решение в том числе такой задачи как обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
В целом же внимание общества и государства к проблемам нравственного воспитания обусловлено тем, что в современном мире общественный информационный фон изменяет психологические стереотипы, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а в некоторых случая и полной, утрате истинно мужских качеств у мальчиков, и женских - у девочек, которые формируются в дошкольном возрасте. Таким образом, эта проблема является одной из самых актуальных на данный момент.
К тому же, актуальность определяется потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий.
Изучением данной проблемы занимались такие известные ученые как: доктор психологических наук, детский психолог Репина Татьяна Александровна; кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования пед. академии последипломного образования Прищепа Светлана Вениаминова; кандидат педагогических наук, старший преподаватель Рыбинского филиала ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Розова Лариса, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета Градусова Любовь Владимировна и др.
Объектом нашего исследования является процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода в условиях ДОО.
Предмет нашего исследования - гендерный подход в нравственном воспитании детей раннего возраста в ДОО.
Цель исследования - теоретическое обоснование использования гендерного подхода в нравственном воспитании в ДОО.
Для достижения цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1) Охарактеризовать понятия "гендер" и "гендерный подход"
2) Проанализировать нормативные документы, программы и опыт работы по реализации гендерного подхода в нравственном воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Нами применялись cледующие методы иccледования:
• теоретичеcкий анализ научно-методичеcкой литературы по проблеме иccледования;
Теоретической основой исследования являются работы доктора психологических наук, детского психолога Репиной Татьяны Александровны, книга "Проблема полоролевой социализаии детей"; кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования пед. академии последипломного образования Прищепы Светланы Вениаминовы родительская конференция "Здоровая крепкая семья - счастлив и я"; старшего преподавателя Рыбинского филиала ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Розовой Ларисы Борисовны научная статья "Генедерный подход в организации педагогического процесса в ДОО", доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета Градусовой Любови Владимировны учебное пособие "Гендерная педагогика" и др.
Глава I. Теоретические основы гендерного подхода в воспитании дошкольников.
1.1 Сущность понятий "гендер и "гендерный подход" в воспитании дошкольников.
В течение последних лет термин "гендер" и "гендерное воспитание стали всё чаще звучать не только в педагогических кругах, но и в средствах массовой информации, в обществе в целом. [23, с. 235] Но проблемы гендерного воспитания волнуют исследователей, педагогов и государство в целом уже давно. Внимание общества к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, a иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств y мальчиков и юношей и феминных - y девочек и девушек.[1, с. 494]
Сам термин "Гендер" появился в трудах американского историка Д. Скотта (1991). Согласно одним источникам слово "гендер" интегрируется как "род", по другим - "представление", "презентация".[7, с. 141]
Гендер указывает на то, как мы представляем себе свой биологический пол в социальном пространстве.
Гендер - это сложный социокультурный конструкт, включающий различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках мужчин и женщин, обусловленные и заданные обществом. [...]
Гендер включает в себя и другие понятия:
- гендерная идентичность – идентификация себя как представителя определенного пола, результатом которой является освоение определенных форм поведения мужчин или женщин, а также формирование личных качеств в соответствии с полом. [22, с. 175]
- гендерная роль - набор ожидаемых образцов (норм) поведения как для мужчин, так и для женщин, диктуемых обществом. [38, с. 153]
Гендерные роли передаются ребенку через наблюдение за типичными формами поведения мужчин и женщин. В процессе ребенок определяет себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих представлениях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Багина А.Н. Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: автореф. дис. М. 2007
2. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - М.: СПб.: Питер, 2006 - 431 с.
3. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997г., № 12.
4. Воронина О.А. Глоссарий по гендерному образованию // Гендерные исследования. Региональная антология исследований из восьми стран СНГ / Под общ. ред. И.Н. Тартаковской. - М.: Вариант, ИСГП, 2007. - С.443-511.
5. Гендерный подход в воспитании личности / Авт. - сост. Л.В. Астапович. - Мн.: Красико-Принт, 2011. - 128 с.
6. Гендерный подход в педагогике и образовании // Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. - С.165-188.
7. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992г., № 6.
8. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: Учебное пособие. - М.: Наука, 2011. - 176 с.
9. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в детском саду. М. 2009
10. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: "Просвещение", 1986. - 258 с.
11. Дронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М: Линка-Пресс,2009г.
12. Еремеева В.Д. Гендерное воспитание. Доклад, 2000г.
13. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два мира. СПб,2000г.
14. Ивановская С.А. Публикации. Реализация гендерного подхода в ДОО. М: Линка-Пресс, 2008г.
15. Каменская, Е.Н. Гендерный подход в педагогике / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д, 2006
16. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб,2000г.
17. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании.М., Педагогика,1986г.
18. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2001г.
19. Красова Е. Ю. Андрогиния // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. — М. : Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002.
20. Липницкая Л.В. Программа нравственного воспитания дошкольников: Методические разработки. - Минск, 2012 // Все для детского сада // http://www.ivalex. vistcom.ru/metod5. htm
21. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2001. - 607 с.
22. Митин А.Е. Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников С.Пб. 2009
23. Митрофанова Е.И. Интеграция как средство развития инновационной культуры педагогов. Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников: МДОО "Детский сад общеразвивающего вида № 5 "Солнечный", г. Курган / Курганский городской инновационно-методический центр // http://imc.3dn.ru/publ/internet_konferencija/tezisy/integrirovannyj_podkhod_v_gendernom_vospitanii_doshkolnikov/7-1-0-86
24. Михеева Е. Современная концепция дошкольного воспитания: новые подходы // Волшебный сад детства // Дошкольное образование в Оренбурге и в мире. - 2011. - 17 дек. // http://el-mikheeva.ru/sovremennoe-doshkolnoe-obrazovanie/sovremennaya-kontseptsiya-doshkolnogo-v
25. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издат. центр "Академия, 2002. - 192 с.
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М.: Высшее образование, МГППУ, 2009. - 460 с.
27. Папилова С.В. Гендерное воспитание в условиях дошкольного учреждения // http://festival.1september.ru/articles/551640/
28. Полоролевое воспитание дошкольников: Методическая копилка // http://charivna-kvitka. ucoz.ru/publ/metodicheskie_konsultacii/polo_rolevoe_vospitanie_doshkolnikov/4-1-0-2
29. Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против. Дошкольное воспитание, 2000г.
30. Субботский Е.В. Нравственное воспитание дошкольника // http://adalin. mospsy.ru/l_03_00/l0051. shtml
31. Таран И. И. Гендерная социализация дошкольников средствами физического воспитания автореф. дисс. 2007
32. Татаринцева Н.Е. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент. Дошкольное воспитание. 2009, №:6
33. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М., 2007г.
34. Тетенова В.Р., Баяндина Е.В. "Я мальчик, я девочка" // МАДОО "Детский сад № 6" г. Перми // Сайт "Воспитатель" // Режим доступа: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/ya-malchik-ya-devochka-mladshiy-vozrast.html
35. Толчина Н.А. Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника // http://festival.1september.ru/articles/603857/
36. Утенкова Н.А. "Народная сказка в системе воспитания дошкольников" (по материалам И.К. Зиминой) // Начальная школа - детский сад № 92 "Медвежонок" // http://www.bearcub.ru/consult. php? id_consult=13
37. Филиппова С.А. Мальчики и девочки дошкольного возраста. Здоровье дошкольников, № 6,2010г.
38. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С.Пб., 2001г.
39. Философский словарь / Под ред.М. М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1972. - 496 с.
40. Центр развития ребенка, МАДОО детский сад № 123 г. Тюмени // http://www.detsad123.ru/
41. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. М.,2006г.
42. Шелухина И.П. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста "Мальчики и девочки" // http://festival.1september.ru/articles/212333/