Фрагмент для ознакомления
2
Изучение профессиональной личностной характеристики руководителя общедоступной библиотеки является одним из ключевых факторов для определения эффективности его работы. Это позволяет не только выявить сильные и слабые стороны работы руководителя, но и определить потребности в обучении и развитии, которые помогут ему стать более эффективным в своей работе.
Следует отметить, что профессиональная личностная характеристика руководителя общедоступной библиотеки должна учитывать как общепринятые требования к руководителям, так и специфические особенности библиотечной сферы.
Среди общепринятых требований к руководителям можно выделить такие качества, как умение руководить коллективом, принимать решения, обладать высокой квалификацией в своей области, быть коммуникабельным и т.д. Однако, при изучении профессиональной личностной характеристики руководителя библиотеки, следует учитывать и специфические особенности данной профессии. Например, библиотечная деятельность предполагает работу с различными категориями пользователей, а значит, руководитель библиотеки должен обладать педагогической квалификацией, уметь находить индивидуальный подход к каждому пользователю, понимать особенности различных возрастных групп и т.д.
Руководитель общедоступной библиотеки должен быть готов к работе с новыми технологиями и обладать знаниями в области информационных технологий, так как они играют важную роль в современной библиотечной деятельности.
Таким образом, профессиональная личностная характеристика руководителя общедоступной библиотеки является сложным и многогранным понятием, которое должно учитывать как общепринятые требования к руководителям, так и специфические особенности библиотечной сферы.
Для того чтобы провести комплексное и объективное исследование профессиональной личностной характеристики руководителя общедоступной библиотеки, необходимо использовать различные методы и инструменты, такие как:
1. Опросники и анкеты. Они позволяют собрать информацию о личностных качествах руководителя, его мотивации, уровне удовлетворенности работой и отношениях с коллегами и подчиненными.
2. Интервью. Это метод, при котором исследователь может задавать уточняющие вопросы и получать более глубокую информацию о личности руководителя, его профессиональном опыте и подходах к решению проблем.
3. Методы наблюдения. Используются для изучения поведения руководителя в различных ситуациях, его способности к организации работы и взаимодействию с коллегами и подчиненными.
4. Тесты и методики. Они позволяют измерить уровень различных личностных качеств, таких как интеллект, коммуникабельность, уровень стрессоустойчивости, лидерские качества и др.
5. Анализ документов. Позволяет изучить профессиональный опыт руководителя, его достижения и сильные стороны, а также выявить возможные проблемы в работе [4].
Комбинация этих методов и инструментов позволяет получить комплексную информацию о профессиональной личностной характеристике руководителя общедоступной библиотеки и сформировать рекомендации по улучшению работы библиотеки и отбору кандидатов на должность руководителя.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что профессиональная личностная характеристика руководителя является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность управления библиотекой. Руководитель библиотеки, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности и соответствующими личностными качествами, способен успешно реализовывать задачи по развитию библиотечного учреждения и повышению качества предоставляемых услуг.
2.2. Профессиональные компетенции руководителя общедоступной библиотеки в отечественном библиотековедении
Знание основ библиотековедения является необходимым, чтобы понимать ценность и значение книги, историю развития библиотечной деятельности, принципы построения библиотечного фонда, основные направления библиотечной работы. Руководитель библиотеки должен быть грамотным и компетентным в вопросах организации библиотеки, чтобы смочь обеспечить высокий уровень ее работы и качественное обслуживание читателей.
Библиотечная технология также играет важную роль в работе руководителя библиотеки, который должен знать, как использовать различные электронные и информационные ресурсы, уметь работать с библиотечной автоматизированной системой, а также разбираться в вопросах обеспечения информационной безопасности.
Руководитель библиотеки должен иметь опыт в организации культурно-просветительских мероприятий, уметь работать с читателями, знать, какие мероприятия и услуги наиболее востребованы в своей библиотеке и в обществе в целом. Важно также уметь организовывать работу с партнерами, проводить совместные мероприятия и создавать положительный имидж библиотеки в глазах общественности [18].
В целом, профессиональные компетенции руководителя общедоступной библиотеки включают не только общие навыки управления и организации, но и специальные знания и умения в области библиотечного дела, необходимые для эффективной работы и развития библиотеки.
Руководитель общедоступной библиотеки должен обладать исключительными лидерскими качествами, такими как умение вдохновлять, мотивировать и организовывать коллектив. Эти компетенции позволят ему создать команду, готовую работать вместе на достижение общих целей и задач библиотеки. Также необходимыми профессиональными навыками являются знание современных технологий и инструментов, используемых в библиотечной работе, умение ориентироваться в информационном пространстве и умение работать с данными. Руководитель общедоступной библиотеки должен обладать знаниями в области маркетинга и PR-технологий, чтобы эффективно продвигать библиотечные услуги и привлекать новых пользователей. Важным аспектом является также знание правовых аспектов библиотечной деятельности, а также государственной и региональной политики в сфере культуры и образования. Наконец, руководитель общедоступной библиотеки должен обладать организаторскими навыками, чтобы управлять библиотечной коллекцией, оптимизировать библиотечные процессы, управлять бюджетом и принимать решения в сложных ситуациях. Все эти навыки и компетенции являются необходимыми для успешной работы руководителя общедоступной библиотеки в отечественном библиотековедении.
Некоторые из конкретных профессиональных компетенций, которыми должен обладать руководитель общедоступной библиотеки, могут включать в себя:
– знание и умение применять современные технологии и методы информационной работы, в том числе автоматизации библиотечного учета и обслуживания пользователей;
– умение планировать бюджет, составлять отчеты о финансовой деятельности библиотеки и вести деловую переписку;
– опыт работы с различными типами пользователей, в том числе людьми с ограниченными возможностями и социально уязвимыми группами;
– способность организовывать и проводить культурно-просветительские мероприятия для различных категорий пользователей, включая детей, подростков и взрослых;
– знание методов и технологий формирования и организации библиотечного фонда, в том числе электронных ресурсов;
– опыт работы с партнерами и способность устанавливать и поддерживать партнерские отношения с другими библиотеками, культурными учреждениями и организациями;
– умение проводить анализ пользовательских потребностей и адаптировать библиотечное пространство и услуги под эти потребности.
Примеры могут включать в себя:
– Руководитель библиотеки, который внедрил новую систему автоматизации библиотечного учета и обслуживания, уменьшив тем самым нагрузку на сотрудников библиотеки и улучшив качество обслуживания пользователей.
– Руководитель библиотеки, который успешно привлекал финансовые ресурсы для библиотеки, например, путем организации совместных проектов с другими культурными учреждениями или путем привлечения средств от частных спонсоров.
– Руководитель библиотеки, который разработал и успешно реализовал программы для социально уязвимых групп, таких как дети-сироты или люди с ограниченными возможностями.
– Руководитель библиотеки, который успешно организовывал и развивал библиотеку, обладает не только профессиональными компетенциями, но и рядом личностных качеств, необходимых для эффективного руководства.
Один из ярких примеров такого руководителя - Елена Молчанова, которая возглавляла библиотеку имени А. С. Пушкина в городе Владимире с 1998 по 2018 год. Под ее руководством библиотека значительно развивалась и стала одним из лидеров среди культурных учреждений города. Она не только заботилась о формировании современного библиотечного фонда и создании комфортных условий для посетителей, но и активно проводила разнообразные мероприятия, популяризирующие чтение и культуру. Ее организаторские способности, коммуникабельность и вдохновляющий подход к работе помогли библиотеке стать центром культурной жизни города.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраева, Ю. Б. Проблемы повышения профессиональной̆ компетенции руководителей̆ библиотек / Ю. Б. Авраева // Библио сфера. - 2013. - No 2. - С. 30–33.
2. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие О. А. Баева. - М.: Новое знание, 2002. - 367 с.- ISBN 5-94735-007-6
3. Бороздина, Г. В. Психология делового общения Г. В. Бороздина. - М.: Инфра-М, 2002.-239с.- (Высшее образование).- ISBN5-16-001093-9
4. Боумен Дж. Не бери последний пончик. Новые правила бизнес-этикета Боумен Дж.- СПб.- Питер, 2010.- 304с.- ISBN 978-5-987-00111-5
5. Бочарникова, Е. С. Профессиональное развитие библиотечных специалистов / Е. С. Бочарникова // Науч. и техн. бки. - 2006. - No 6. - С. 41–45.
6. Жадько, Н. В. Лидерами не рождаются. Как раскрыть скрытые ресурсы / Н. В. Жадько // Библ. дело. - 2006. - No 10. - С. 37–38. 4. Захаренко, М. П. Влияние региональных особенностей̆ на кадровый̆ потенциал библиотечной̆ отрасли: по результатам комплексного изучения мотивации молодых специалистов / М. П. Захаренко // Социолог и психолог в библиотеке : сб. ст. и материалов / Рос. гос. бка для молодёжи ; ред.сост. М. М. Самохина. - Москва, 2012. - Вып. VIII. - С. 90–108.
7. Захаренко, М. П. Привлекательность библиотечной̆ профессии для молодёжи: опыт социологического исследования / М. П. Захаренко // Библиотековедение. - 2010. - No 3. - С. 113–117.
8. Кузин, Ф. А. Культура делового общения: практ. пособие Ф. А. Кузин. - М.: Ось, 1998. - 239 с.- ISBN 5-86894-082-2
9. Леонов, Н. И. Психология делового общения: учеб. пособие Н. И. Леонов. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2005. - 255 с.- (Библиотека психолога).- ISBN 5-89502-670-2
10. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию Льюис Ричард Д. пер с англ. Т. А. Нестина.- М.: Дело, 1999. - 440с. - ISBN 8-5788-086-2
11. Мальханова, И. В. Деловое общение: учебное пособие И. В. Мальханова.- М.: Академический Проспект, 2008.- 246с.- ISBN 978-5-459-00615-5
12. Маркова, В. Н. Диагностика управленческих навыков библиотечных менеджеров / В. Н. Маркова, Е. А. Чернышёва // Науч. и техн. бки. - 2005. - No 8. - С. 66–72.
13. Мокшанцев, Р. И. Психология переговоров: Учеб. Пособие Р. И. Мокшанцев. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 350с. - ISBN 5-16 -000851-9
14. Непп М. Невербальное общение: учебник М. Непп, Д. Холл.- СПб.: Прайм - Еврознак, 2004.- 256с. - (Главный учебник).- ISBN 5-93878-128-0
15. Пасмуров, А. Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку А. Я. Пасмуров. - Москва, 2006 - 265с.- ISBN 5-469-01393-6
16. Профессиональные компетенции [Электронный̆ ресурс] // Портал Smart education. - Режим доступа: http://www.smartedu.comhttp: //www.smartedu.com/index.php?option=com_content&view=article &id=701&Itemid=525.
17. Ромашкина, Т. А. Сотрудничество Дальневосточной̆ государственной̆ научной̆ библиотеки с Национальной̆ библиотекой̆ Беларуси в рамках исследовательского проекта / Т. А. Ромаш кина // Культура и наука Дальнего Востока : науч.практ. журн. - 2016. - No 2 (20). - С. 116–119.
18. Стернин, И. А. Практическая риторика И. А. Стернин. - Москва: Академия, 2006. - 268с. -.- ISBN 5-7695-3192-4 (В пер.)
19. Сукиасян, Э. Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. бки. - 2005. - No 2. - С. 40–43.
20. Суслова, И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: учеб. пособие для вузов и колледжей / И. М. Сус лова. - 2 изд., дораб. и доп. - Москва: Профиздат : Издво МГУКИ, 2003. - 136 с.
21. Шеламова, Г. М. Этикет делового общения Г. М. Шеламова. - М.: Академия, 2005.- 187с.- ISBN 5-7695 -1948-7