Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования методов обучения персонала заключается в том, что компании постоянно сталкиваются с необходимостью повышения квалификации своих сотрудников. Исследования в этой области могут помочь компаниям выбрать наиболее эффективный метод обучения, что позволит повысить производительность и эффективность работы сотрудников, а также укрепить командный дух и повысить мотивацию.
Для результативной деятельности на предприятии должна вестись плановая работа по обучению персонала с целью подготовки к их возможному продвижению. Возможна и ротация кадров в связи с происходящими изменениями в хозяйственной деятельности.
Обучение персонала позволяет повышать квалификацию сотрудников, что в свою очередь способствует росту производительности труда и улучшению качества продукции или услуг. Регулярное обучение также помогает сохранять конкурентоспособность компании на рынке и приспосабливаться к изменяющимся условиям бизнеса.
Чтобы обеспечить эффективное повышение квалификации, необходимо иметь собственную модель системы, которая будет соответствовать специфике деятельности компании и потребностям ее сотрудников. Важно также использовать современные формы и методы обучения, которые позволят максимально эффективно использовать время и ресурсы компании.
При этом следует учитывать, что повышение квалификации - это не просто обучение, а обучение взрослых людей, которые уже имеют определенный опыт работы и эффективные способы выполнения своих задач. Поэтому важно создавать программы, которые будут учитывать этот опыт и помогать сотрудникам совершенствовать свои навыки.
Одной из основных функций повышения квалификации является восполнение дефицита квалифицированных сотрудников в компании. Также это может быть результативным образовательным посредником между рынком труда и рынком образовательных программ и услуг. Важно, чтобы компания умела находить баланс между потребностями своих сотрудников и требованиями рынка труда, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие бизнеса.
Таким образом, повышение квалификации является важным элементом развития компании и должно быть уделено достаточное внимание. Компания должна иметь собственную модель системы повышения квалификации, использовать современные формы и методы обучения, а также учитывать специфику деятельности компании и потребности ее сотрудников. Это позволит обеспечить эффективное функционирование и развитие бизнеса, а также повысить уровень квалификации сотрудников и улучшить их профессиональные навыки.
Объект исследования: методы обучения персонала.
Предмет исследования: эффективность различных методов обучения персонала, их достоинства и недостатки.
Цель исследования: определить наиболее эффективные методы обучения персонала, которые позволят повысить квалификацию сотрудников, улучшить их производительность и эффективность работы, а также укрепить командный дух и повысить мотивацию.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность обучения;
2. Изучить современные виды и методы обучения персонала;
3. Провести характеристику методов обучения на примере «DNS»;
4. Дать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в компании DNS.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность обучения
Обучение – это процесс приобретения знаний, умений и навыков, который происходит в результате общения человека с окружающей средой. В широком смысле обучение – это процесс изменения поведения человека под воздействием определенных условий, который приводит к улучшению качества жизни и решению задач .
Сущность обучения заключается в том, что это процесс активного взаимодействия между учеником и преподавателем, при котором ученик осваивает новые знания, умения и навыки. Обучение может происходить в различных формах: в классе, на лекциях, в интерактивном режиме, через онлайн-курсы или самостоятельно. Однако, независимо от формы, обучение предполагает наличие определенной методики и плана действий.
Основной целью обучения является развитие личности человека, расширение его кругозора и повышение уровня квалификации. Обучение помогает человеку адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и решать сложные задачи. В процессе обучения, ученик получает возможность развивать свои творческие способности, улучшать свои навыки и умения, а также осваивать новые знания.
Обучение является важной частью жизни любого человека, ведь оно позволяет не только получать новые знания и умения, но и улучшать качество жизни в целом. Необходимо постоянно совершенствоваться и развиваться, чтобы быть успешным в любой сфере деятельности. Обучение – это инструмент, который помогает достичь этой цели.
Обучение имеет огромное значение для развития общества в целом. Благодаря обучению, люди могут осваивать новые технологии, улучшать качество своей работы, повышать уровень жизни и прогрессировать в своих профессиональных и личных достижениях.
Обучение также является необходимым для сохранения культурного наследия и передачи знаний от одного поколения к другому. Без обучения мы бы не имели возможности сохранить и развивать науку, искусство, литературу и другие области знаний, которые составляют основу нашей культуры и цивилизации.
Обучение способствует развитию личности и формированию ее мировоззрения. Оно помогает людям понимать окружающий мир, развивать свою критическую мысль, учиться анализировать информацию и принимать обоснованные решения. Обучение должно быть доступным для всех людей, независимо от их возраста, социального статуса и финансового положения. Государство и общество должны создавать условия для обучения и поддерживать развитие образования, чтобы каждый человек имел возможность реализовать свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества .
Цели и задачи обучения персонала могут быть различными в зависимости от конкретной организации и ее потребностей. Однако, основными целями и задачами обучения персонала являются:
1. Повышение профессиональных навыков и знаний сотрудников для более эффективного выполнения своих задач.
2. Развитие лидерских качеств и управленческих навыков у руководящего персонала.
3. Подготовка сотрудников к изменениям в работе и внедрению новых технологий.
4. Обучение новых сотрудников для быстрой адаптации к работе в компании.
5. Улучшение коммуникационных навыков и развитие коллективного духа.
6. Повышение мотивации и удовлетворенности сотрудников.
7. Уменьшение количества ошибок и несоответствий в работе, что приводит к повышению качества продукции или услуг.
8. Подготовка сотрудников к более высоким должностям и росту в карьере.
Обучение персонала является инвестицией в будущее компании, которая может привести к значительному улучшению результатов бизнеса и укреплению ее позиций на рынке.
Проблемы обучения кадров могут быть различными и зависят от конкретной организации и ее потребностей. Однако, некоторые общие проблемы могут включать:
1. Недостаточная оценка потребностей в обучении: некоторые организации могут не проводить достаточного анализа, чтобы определить, какие именно навыки и знания нужны сотрудникам.
2. Недостаточное финансирование: обучение может быть дорогостоящим, особенно если требуется приглашение внешних экспертов или проведение обучения вне места работы.
3. Недостаточная мотивация сотрудников: некоторые сотрудники могут не видеть ценности в обучении или не понимать, как это может помочь им в их работе.
4. Недостаточное использование технологий: новые технологии могут помочь улучшить эффективность обучения, но некоторые организации могут не использовать их достаточно.
Для решения этих проблем можно предпринять следующие шаги:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197–ФЗ (ред. от 16.12.2019) // «Парламентская газета», № 2–5, 05.01.2002
2. Абдулхаирова, Э.М. Современные формы и методы повышения квалификации персонала организаций / Э.М. Абдулхаирова // В сборнике: Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития Сборник научных трудов. Под общей редакцией М.Н. Стефаненко. – 2018. – С. 8–13.
3. Агафонов, А.А. О необходимости обучения персонала и систематического повышения его квалификации / А.А. Агафонов // В сборнике: Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей II Международной научно–практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. – 2018. – С. 226–228.
4. Аглиева, В.Ф. Совершенствование системы обучения и повышения квалификации персонала / В.Ф. Аглиева // В сборнике: Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях Материалы XVIII Межвузовской научно–практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Под ред. А.Н. Грязнова. – 2018. – С. 10–13.
5. Архицкая, А.С. Зависимость экономической безопасности предприятия от квалификации персонала / А.С. Архицкая // В сборнике: Актуальные проблемы социально–гуманитарных исследований в экономике и управлении материалы IV Всероссийской научно–практической конференции профессорско–преподавательского состава и магистров факультета экономики и управления. –2018. – С. 29–33.
6. Багдасарян, М.В. Совершенствование системы обучения и повышения квалификации персонала / М.В. Багдасарян // В сборнике: Гуманитарные науки. Студенческий научный форум Электронный сборник статей по материалам XII студенческой международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 30–34.
7. Билалова, И.Р. Система обучения и повышения квалификации персонала / И.Р. Билалова // Экономика и социум. – 2018. – № 3 (46). – С. 141–144.
8. Билалова, И.Р. Проблемы обучения и повышения квалификации персонала на предприятии / И.Р. Билалова // Экономика и социум. – 2016. – № 5–1 (24). – С. 302–304
9. Боговеев, Р.А. Оценка квалификации производственного персонала на предприятиях агропромышленного комплекса / Р.А. Боговеев // Материалы Международной студенческой научно–практической конференции . Министерство сельского хозяйства РФ, Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева. – 2019. – С. 110–115.
10. Бойчук, К.В. Повышение квалификации персонала как фактор эффективного развития организации / К.В. Бойчук // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VII Всероссийской студенческой научно–практической конференции с международным участием. В 3–х частях. Под редакцией А.С. Хомченко. Институт естественных и социально–экономических наук. – 2018. – С. 162–164.
11. Бородин, И.А. Необходимость повышения квалификации персонала организации / И.А. Бородин // В сборнике: Современный взгляд на будущее управленческой науки Сборник трудов IV научно–практической конференции студентов и магистрантов факультета экономики и управления (отделения управления), посвященный 15–летию Кафедры кадровой политики и управления персоналом. – 2018. – С. 30–32.
12. Быкова, Д.И. Российский и международный опыт совершенствования системы профессионального обучения и повышения квалификации / Д.И. Быкова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 3 (37). – С. 51–53.
13. Вартанян, Э.Г. Повышение квалификации персонала на предприятии / Э.Г. Вартанян // Современные тенденции в научной деятельности. – 2017. – № 3. – С. 85–88.
14. Васильев, В.Л. Современные задачи и методы организации программ повышения квалификации персонала предприятия / В.Л. Васильев // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 7 (96). – С. 1017–1021.
15. Вираг, А.С. Повышение конкурентоспособности предприятия путем повышения квалификации персонала / А.С. Вираг, А.С. Боченкова, К.И. Телкова, А.А. Александров // Наука и современность : сб. материалов. – М., 2016. – С. 74–75.
16. Вострикова, Л.А. Методическое обеспечение аудита квалификации персонала / Л.А. Вострикова // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 1 (121). – С. 53–66.
17. Голубев, Б.К. Методы оценки квалификации персонала / Б.К. Голубев // В сборнике: Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Сборник статей Международной научно–практической конференции. – 2018. – С. 61–64.
18. Горленко, О. А. Управление персоналом : учебник для среднего профессионального образования / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 249 с.
19. Денежко, А.А. Совершенствование системы обучения и повышения квалификации персонала организации / А.А. Денежко // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: от теории к практике Материалы II международной научно–практической конференции, приуроченной ко Дню российской науки. – 2018. – С. 129–131.
20. Каптановская, О.М. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в организации / О.М. Каптановская // Молодежь и наука. – 2018. – № 2. – С. 47.
21. Карпухин, М.Ю. Современные способы и методы обучения и повышения квалификации / М.Ю. Карпухин // Молодежь и наука. – 2017. – № 3. – С. 76–79.
22. Кибанов, А.Я. Управление персоналом : теория и практика. Организация оплаты труда персонала : учебно–практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. М.: Проспект, 2016. – 64 с.
23. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в России: новые функции и новое в функциях. Монография / Под ред. А.Я. Кибанова. – Москва : ИНФРАМ, 2017. – 431с.
24. Кязимов, К. Г. Управление персоналом: профессиональное обучение и развитие : учебник для среднего профессионального образования / К. Г. Кязимов. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 202 с.
25. Ким. И.Е. Организация системы повышения квалификации персонала / И.Е. Ким // В сборнике: Социально–психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики Сборник материалов международных научно–практических конференций по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. – 2019. – С. 128–134.
26. Кузнецов, В.М. Влияние уровня и квалификации персонала на эффективность производства в сельскохозяйственных предприятиях / В.М. Кузнецов // В сборнике: Инновационные научные достижения в АПК Дальневосточного региона: теория и практика Сборник научных статей по материалам региональной научно–практической конференции. ФГБНУ СахНИИСХ. – 2018. – С. 23–32.
27. Кукина, Н.А. Необходимость повышения квалификации персонала / Н.А. Кукина // В сборнике: Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами Сборник научных статей по результатам IV Международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 151–159.
28. Кулакова, А.М. К вопросу о методах выявления потребностей в обучении, подготовке и повышении квалификации персонала / А.М. Кулагова, А.К. Соломко // Форум молодых ученых. – 2018. – № 9 (25). – С. 439–444.
29. Ларин, С.Н. Повышение квалификации персонала как ключевой фактор стратегического развития предприятия / С.Н. Ларин // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 38–3. – С. 46–52.
30. Литвиненко, Г.Н. Особенности разделения труда и квалификации персонала в условиях современного производства / Г.Н. Литвиненко // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 1 (90). – С. 738–743.
31. Литвинюк, А.А. Управление персоналом : учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк [и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 498 с.
32. Майорова, Т.В. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации персонала организации / Т.В. Майорова // Электронное издание. Магнитогорск, – 2019. – С. 85.
33. Мигачева, Г.Н. Повышение квалификации персонала / Г.Н. Мигачева // Евразийское Научное Объединение. – 2018. – № 2–1 (36). – С. 42–44.
34. Монгуш, О.Н. Подготовка и повышение квалификации персонала предприятия / О.Н. Монгуш // В сборнике: Современные научные исследования: актуальные вопросы и инновации. Сборник статей IV Международной научно–практической конференции. В 2 частях. – 2018. – С. 32–34.
35. Моргунов, Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение : учебник для вузов / Е. Б. Моргунов. – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 424 с
36. Никулин, Е.Н. Современные технологии формирования профессионализма управленческого персонала / Е.Н. Никулин // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2020. – № 1. – С. 58–61.