Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Первым и важнейшим условием формирования у ребенка условий успешной социальной адаптации является своевременное и полное овладение речью. Ограниченность, затруднение в речевом общении негативно влияет на формирование личности ребенка, приводит к психическим расстройствам, недоразвитию эмоционально-волевой сферы, развитию нежелательных черт характера: застенчивости, амбивалентности, замкнутости, негативизма. Неисправленные дефекты развития в дошкольном возрасте, безусловно, повлияют на школьную адаптацию, успеваемость и выбор будущей профессии.
В последнее время отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. Одной из наиболее распространенных форм речевой патологии является дизартрия. И для наиболее успешной коррекции логопед должен понимать, что структура работы при дизартрии определяется структурой дефекта.
У дошкольников со стертой дизартрией наблюдается недоразвитие темпо-ритмической стороны речи. Чаще у детей данной категории речь слишком медленная или быстрая, голос тихий. Дошкольники не соблюдают темп речи, не могут выразительно прочесть стихи. Все это определяет и особенности развития темпо-ритмической стороны речи.
Среди разнообразных средств коррекции темповой речи у дошкольников можно выделить четверостишья. Четкость, певучесть, краткость, выразительность, ритмичность четверостиший благоприятствует активному использованию их в логопедической работе с ребенком дошкольного возраста по коррекции темповой и ритмической стороны речи.
Целью исследования - теоретически обосновать и экспериментальной проверить возможности коррекции тема речи у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрии средствами четверостиший.
Объект исследования – процесс развития темповой речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Предмет исследования – использование четверостиший в коррекции темпа речи у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что четверостишия будут влиять на развитие темповой речи у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрии, если:
- будет проведена диагностика развития темповой речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией до педагогической работы;
- будет составлен комплекс логоритмических упражнений с использованием четверостиший, включающий развитием темпа речи, силы голоса, интонации;
- будет выявлена эффективность развития темповой речи посредством контрольной диагностики.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику уровня сформированности темповой речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
3. Разработать и апробировать комплекс упражнений для развития темповой речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием четверостиший.
Методы исследования: теоретический - анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий эксперименты), математическая обработка данных.
База исследования: МАДОУ д/с №40 г. Сарапула
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования
1.1. Дизартрия и её характеристика. Виды
Согласно общепринятому определению, дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, вследствие повреждения строения или функций черепно-мозговых нервов [7]. Очень важно понимать, что в произносительную сторону речи входят звукопроизношение и просодический компонент речевой деятельности, а именно ритм, темп, мелодика, интонация и речевое дыхание. И следует работать со всей произносительной стороной речи ребенка.
Первыми дизартрию определили как нарушение произносительной, просодической стороны речи и фонетико-фонематических компонентов, Л. С. Волкова и В. И. Селиверстов. А такие авторы, как Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова [15], [16], дали наиболее полное определение дизартрии, включая туда все артикуляционные нарушения, а также нарушения фонации и речевого дыхания, возникающие в результате нарушений на различных уровнях центральной нервной системы. Это означает, что в зависимости от места поражения будут наблюдаться различные клинические симптомы [4].
Изменения при дизартрии давно описаны многими авторами, такими как Оппенгейм, Л. Н. Шендерович и др., и объясняются повреждениями в переднем участке прецентральной извилины коры головного мозга, в передней центральной извилине, в надмаргинальной извилине, расположенной в нижней теменной доле и тесно связанной с угловатой извилиной и областью Вернике. Также среди причин возникновения дизартрии называют повреждения или недоразвитие пирамидных путей и экстрапирамидной системы, лобно-мозжечковых систем и соединяющих их волокон, мозжечка, ядер черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге. В зависимости от места поражения проявления дизартрии будут неодинаковыми [8].
Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основе лежит уровень разборчивости речи для окружающих, принцип локализации поражения головного мозга, а также синдромологический подход. Одна из самых первых попыток классифицировать дизартрию была предпринята Э.М. Мастюковой. Она произвела систематизацию детской дизартрии в соответствии с клиническим фоном, на котором была диагностирована речевая патология [16].
Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации видов дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена легкая псевдо-бульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, монотонно и невыразительно, нередко она характеризуется повышенной громкостью, замедленностью и напряженностью [8]. В данной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно–методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. – СПб. : Детство – пресс, 2015. – 48 с.
2. Алпатова, Н. С. Развитие речи у детей дошкольного возраста при стертой дизартрии / Н. С. Алпатова, О. М. Канавец, А. В. Ларионова // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2020. – № 3. – С. 429-435.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT : Астрель, 2016. – 254 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 320 с.;
5. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2018. – 287 с.
6. Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
7. Вальтеева, Е. В. Современные научные представления о стертой дизартрии / Е. В. Вальтеева // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. – № 5(36). – С. 16-18.
8. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : Периодика раннего развития. Эмоцион. предпосылки освоения яз. : Кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 159
9. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева и [др.]; под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 200 с.
10. Гребнева Е.А. К проблеме изучения стертой формы дизартрии у дошкольников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44426 (дата обращения: 10.05.2023).
11. Данилова, Е. А. Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией и стертой дизартрией / Е. А. Данилова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 1544-1551.
12. Жунушбаева, Ж. Особенности развития фонематического восприятия речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией / Ж. Жунушбаева, К. Орозбактиева, Н. Д. Кишикова // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2021. – № 1. – С. 144-148.
13. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей : [методическое пособие] / О. И. Лазаренко. - Москва : Сфера, 2009. - 64 с
14. Логопедия : методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов : в 5 кн. / [авт.-сост.: В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2007. – 479 с.
15. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии) : Учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2001. - 100, [
16. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда / Е.М. Масткова, М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1985. – 203 с.
17. Нестерова, Т.В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей / Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2019. – № 1(6). – С. 110-113.
18. Никитенко, А. А. Нарушения интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / А. А. Никитенко // Актуальные проблемы логопедии : сборник научных и научно-методических трудов / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Том Выпуск V. – Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2020. – С. 85-93.
19. Панченко, И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.00. - Москва, 1974. - 239 с.
20. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гагарина. - М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
21. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.
22. Шипицина, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Щипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.