Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для понимания функциональ-ных возможностей ребенка в процессе воспитания и обучения важно вы-явить возрастные и индивидуальные особенности психофизиологических функций и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе их реали-зации. Одним из важнейших навыков ребенка, необходимых для обеспече-ния эффективности образовательной деятельности, является развитие письменной речи. Овладение письменной речью связано с развитием двух навыков - письмо - это перевод фонем в графические элементы, соответ-ствующие буквам, а чтение - это «процесс восстановления звуковой формы слов в соответствии с их графической моделью».
Чтение, с помощью которого дети получают наибольшее количество информации, играет большую роль в приобретении знаний. Его значение возрастает в условиях существующей системы образования, которая пред-полагает развитие дифференциации и индивидуализации обучения и уве-личение доли самообразования учащихся. В этих условиях особенно важ-но правильно использовать чтение как средство получения новых знаний. Между тем известно, что не все дети овладевают навыками чтения на уровне требований школьной программы и в срок. По данным Научно-исследовательского института возрастной физиологии РАО, до 40% детей заканчивают начальную школу с трудностями в обучении. Наиболее рас-пространенными трудностями являются формирование навыков письма и чтения.
Умение читать изучают во многих странах учителя, лингвисты, де-фектологи языка, психиатры, неврологи, нейробиологи. Проводится большая работа не только по выявлению причин нарушений чтения, но и по прогнозированию этого расстройства, разрабатываются методы его коррекции. Следует отметить, что большая часть исследований направлена на выявление патологических нарушений чтения - различных типов дислексии. Несколько публикаций, в основном педагогического или нейропсихологического характера, предназначены для старшеклассников, которые испытывают трудности с овладением этим навыком.
Невозможно решить проблему выявления нарушений чтения и поис-ка причин их возникновения без учета многосоставного характера этого процесса. Одно и то же внешне выраженное расстройство может иметь разные внутренние компоненты и, кроме того, в начальной фазе обучения и соответствующей фазе онтогенеза в функциональной структуре нейрофи-зиологической системы все еще могут присутствовать неоформленные свя-зи. Таким образом, возраст 6-7 лет называют сенситивным периодом раз-вития системы зрительного восприятия, которая играет важную роль в зрительном восприятии текста, совершенствование которой продолжается на последующих этапах онтогенеза. Чтение как сознательно организован-ная целенаправленная деятельность зависит от степени формирования про-граммной единицы мозга - переднеассоциативных областей коры головно-го мозга, морфологическое и функциональное созревание которых про-должается до 20 лет.
Идея системной организации психических функций предполагает, что развитие навыков чтения основано на улучшении функциональной ор-ганизации интегративной деятельности мозга, что приводит к качествен-ным изменениям характеристик навыков чтения: скорости, точности и по-нимания. Оценивая чтение как результат постепенно развивающегося навыка, в механизмах формирования которого задействованы различные структуры мозга, следует отметить, что возрастные и индивидуальные особенности организации мозга определяют способность ребенка к обуче-нию чтению.
Естественно думать, что степень морфофункциональной зрелости мозга на разных этапах развития ребенка зависит от особенностей органи-зации процесса чтения, его психо- и электрофизиологических коррелятов. Особенности чтения как сложного когнитивного навыка, состоящего из комплекса взаимосвязанных когнитивных процессов, создают определен-ные трудности в выявлении определенных функциональных систем, обес-печивающих его реализацию. Невозможно отделить визуальное и фонети-ческое восприятие, интеграционные процессы анализа и синтеза графиче-ских единиц и их смыслового содержания, произвольное внимание и функции планирования, регулирования и контроля собственной деятель-ности, используя только анализ самого процесса чтения. Поэтому для изу-чения многосоставной функциональной организации мозга в процессе раз-вития навыков чтения был выбран метод электрофизиологического иссле-дования, позволяющий определить взаимосвязанную активность мозговых структур во время чтения у детей. Гетерохронность и период зрелости различных психофизиологических функций, участвующих в формирова-нии способности к чтению, определяют необходимость изучения интегра-тивной активности мозга в процессе чтения на разных этапах онтогенеза и на разных этапах формирования этой способности. Исследования по этому плану немногочисленны и противоречивы. Современное состояние про-блемы делает актуальным изучение психофизиологических механизмов формирования навыка чтения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизиро-вать полученные данные.
Проблема исследования - выявить психофизиологические аспекты процесса чтения.
Объектом исследования является процесс чтения.
Предметом исследования являются основы и принципы определе-ния психофизиологических аспектов процесса чтения.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для обучения процессу чтения с точки зрения психофизиологических аспектов нормы и патологии.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть общую характеристику процессов чтения;
- изучить чтение как вид речевой деятельности;
- детально проанализировать психофизиологическую характеристи-ку процесса чтения;
- проанализировать нормы и патологии психофизиологических ас-пектов процесса чтения;
- рассмотреть рекомендации по исправлению патологических аспек-тов процесса чтения у младших школьников.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
1.1 Общая характеристика процессов чтения
Процесс чтения включает в себя две стороны: техническую и смысло-вую.
Техническая сторона включает в себя: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамику (увеличение) скорости чтения, правильное чтение.
Семантика включает в себя выразительность и понимание (осозна-ние).
Главное - понимать и осознавать то, что вы читаете, потому что ре-бенок учится читать, чтобы узнать что-то новое. Техническая сторона ре-монтируется и обслуживается в первую очередь. Но чтобы использовать чтение как инструмент для извлечения информации, нужно научиться чи-тать, чтобы достичь навыка в этом процессе, то есть навыка, доведенного до автоматизма. Ребенок, который читает по слогам, понимает чтение ху-же, чем его сверстник, который читает быстро.
Существует взаимосвязь между методом чтения и скоростью, скоро-стью и динамикой. Сейчас дети уже приходят в школу читать, но у них разные методы чтения. Некоторые читают по слогам, другие - по слогам и целым словам; другие - по целым словам и отдельным сложным словам по слогам, четвертые обладают способностью читать целые слова и группы слов. Таким образом, дети находятся на разных этапах овладения техни-кой чтения. И чем несовершеннее метод, тем медленнее ребенок читает. А в школе происходит следующее: ребенок читает по слогам, и ему предлага-ют прочитать текст, который не соответствует сложности его техники, и даже набрать скорость. В настоящее время невозможно набирать учеников с таким же уровнем подготовки. Это означает, что необходимо работать с ребенком на соответствующем этапе его способностей. Например, если ре-бенок читает по слогам, вам нужно произносить с ним как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов, а также читать тексты с небольшим объемом. Когда ребенок читает по слогам и целыми словами, необходимо произносить слова с простой и сложной слоговой структурой. Размер текста может быть увеличен. Постепенно ребенок начинает читать целые слова и группы слов. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы сде-лать этот метод стабильным, то есть достичь способности к чтению.
Схематически это можно представить следующим образом:
1. Слог + слог
2. Слог + слово
3. Слово + слог
4. Целое слово (группы слов).
Дети справляются с этой задачей по-разному: кто-то быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждом этапе. Но ни один из них не может пе-репрыгнуть ни через один уровень, все они проходят эти уровни.
Постепенно ребенок читает лучше и быстрее, его успеваемость фик-сируется учителем, который следит за динамикой чтения и сравнивает ско-рость чтения за любой период времени. Психологи доказали, что скорость чтения и его динамика взаимосвязаны: для детей, которые читают со ско-ростью 20 слов в минуту и, кроме того, скорость чтения увеличивалась медленнее, чем у детей, которые читали 70 слов (30 предложений) в мину-ту. Как упоминалось ранее, техническая сторона также включает удобочи-таемость [12].
Правильное чтение - это чтение без ошибок: пропусков, замен, не-точностей. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладе-ния навыком
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник / Ю.И. Алек-сандров. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.
2. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, вып. 70, с. 106.
3. Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психо-логия: Ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 340c.
4. Васильков А.М., Белов В.Г. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека // Вопросы психологии. 2003. - №11. С.12-19.
5. Глушко А.Н. Дифференциальная психология и психодиагно-стика. М.: Астрель, 2006. 452 с.
6. Гусева Н.Ю. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Н.Ю. Гусева. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. - 204 с.
7. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М: Аспект Пресс, 2004. - 368 с. С. 295-323, 55-99.
8. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953, с. 31
9. Кабардов, М.К. Языковые способности: психология, психофи-зиология, педагогика / М.К. Кабардов. - М.: Смысл, 2013. - 400 c.
10. Ляксо, Е.Е. Психофизиология: Учебник для студентов учре-ждений высшего профессионального образования / Е.Е. Ляксо, А.Д. Нозд-рачев. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 336 c.
11. Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марюти-на, О.Ю. Ермолаев. - М: МПСИ, 2007. - С. 198-206, 136-150.
12. Осипова, В.Н. Возрастная физиология и психофизиология / В.Н. Осипова. - М.: МГИУ, 2010. - 190 c.
13. Титов, В.А. ВПС: Психофизиология. КЛ. / В.А. Титов. - М.: А-Приор, 2007. - 176 c.
14. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие / М.М. Филиппов. - К.: МАУП, 2006. - 240 с.
15. Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
16. Шостак, В.И. Психофизиология. 2-е изд. / В.И. Шостак, С.А. Лытаев. - СПб.: Элби, 2009. - 352 c.
17. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты.- Вопро-сы психологии, 1956, № 5, с. 39