Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде помимо знаний, умений и навыков педагоги формируют у школьников универсальные учебные действия. Эти процессы на каждой образовательной ступени регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и это актуально для любого образовательного уровня, начиная от дошкольного образования.
Развитие и активизация мыслительных операций и мыслительной деятельности младших школьников также регламентируется требованиями ФГОС НОО. Требованиями ФГОС начального общего образования также предусмотрено повышение качества образовательного процесса. При определённых условиях, прежде всего, с помощью инновационных педагогических технологий, в том числе, игровых, к которым часто относят использование кроссвордов на уроках, можно обеспечить активизацию мыслительной и познавательной деятельности младших школьников. Применение новых технологий в учебно – воспитательном процессе, способствует усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что это стимулирует мыслительные процессы всех учеников, не зависимо от их возраста.
В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития и активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроках.
Цель работы: изучить и обосновать использование кроссвордов как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
Объект исследования: процесс активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
Предмет исследования: кроссворд как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Описать организационно – педагогические условия активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством кроссворда.
4. Предложить методические рекомендации по активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством кроссворда.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством кроссворда
1.1. Анализ понятия активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках
Умственное развитие и развитие мышления является самым значимым аспектом в развитии личности младших школьников. Речь идёт о познавательной сфере ребёнка, о качествах его ума, творческой инициативе и самостоятельности. Трансформация общего образования повлекла за собой модель новой начальной школы. Происходит постепенный переход от традиционной установки на формирование знаний, умений и навыков к воспитанию личностных качеств субъекта и формирование умения учиться самостоятельно. Можно уверенно говорить о том, что приоритетной целью образования в современной школе является личностное развитие субъекта. При этом, сущность такого обучения заключается в создании условий, при которых ребенок становится его субъектом [11].
Образовательный процесс в начальной школе должен сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению. В школе сегодня должны быть созданы все условия для максимальной реализации каждого ребёнка. Специалисты рассматривают процесс мышления и мыслительной деятельности следующим образом:
-как движение от незнания к знанию;
-от непонятного к понятному;
-от неотчетливого к ясному и отчетливому.
В данном случае представлена лишь одна сторона мышления. Вторая сторона мышления может рассматривать противоположное движение, от понятного, к непонятному. Процесс мышления характеризуется возникновением у субъекта неясных знаний, догадок и вопросов. Этот процесс проистекает одновременно с процессом формирования ясного знания. В этом заключается суть саморазвития процесса мышления и мыслительной деятельности. Чтобы этот процесс запустить, необходимо кардинально изменить всю логику построения обучения. Постепенно изменяются сами формы взаимодействия учителя и ученика.
Главной целью в этом процессе становится раскрытие принципов действий, и при этом, единственно возможным типом активности является мыслительная деятельность субъекта. Подобного рода процессы всегда развёрнуты во времени. Конечные образовательные результаты могут быть зафиксированы лишь к концу, какого - либо заданного периода обучения. Тем не менее, чтобы обеспечить эффективный ход формирования мыслительной деятельности ребёнка, учителю важно видеть каждого ученика на всех его этапах работы.
В процессе формирования мыслительной деятельности детей учитель учит их анализировать, синтезировать, сравнивать, упорядочивать, классифицировать предметы и понятия, давать определение понятий и др. Ребёнок учится логически правильно рассуждать и делать при этом собственные умозаключения. Все эти процессы достаточно важны при активизации мыслительной деятельности младших школьников. Они нужны каждому ученику на каждом уроке и на каждом учебном предмете. Эти свойства мышления каждого субъекта обучения крайне необходимо развивать как необходимые, чтобы иметь в дальнейшем возможность решать всевозможные теоретические, практические, проблемные, качественные, количественные и иные задачи.
Учителям хорошо известно, что одним из важнейших условий построения процесса обучения, которое способствовало бы развитию мыслительных процессов, является пробуждение самостоятельной мысли ребенка. Необходимо развить в нём побуждение к самостоятельному поиску решения всех тех вопросов, которые возникают перед ним в процессе учения. Все без исключения психологи указывают на важную роль развития мыслительных процессов для каждого школьника.
С. Л. Рубинштейн считал, что за усвоением знаний всегда стоит процесс мышления [16]. Над этой проблемой работали В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин и др. Само по себе содержание образования не обеспечивает в необходимой мере полноценного развития мышления школьников. Для этого необходимо специальное формирование приемов мыслительной деятельности. Реализовать это может лишь тот педагог, который до конца понимает ценность каждой, из существующих мыслительных операций. Для этого педагогу необходимо владеть специальными педагогическими методиками, в основе которых лежат:
-последовательность;
-алгоритмичность;
-системность формирования мыслительных процессов.
Существует специально разработанная система научно обоснованных мер по формированию мыслительных процессов у младших школьников. Психологи отмечают особенность процесса мышления младших школьников, которая заключается в наличии и взаимодействии сразу 3-х форм мышления:
1. Наглядно-действенное.
2. Наглядно-образное.
3. Словесно-логическое.
Совокупность данных 3-х форм мышления позволяет обеспечить устойчивое развитие логического мышления младшего школьника, что в свою очередь предполагает формирование логических приемов мышления. Логические приёмы мышления называют мыслительными процессами. Под мышлением понимают обобщенное и опосредованное отражение действительности [3].
Основой понимания является суждение, как простой акт мышления. Сложной формой мышления будет являться умозаключение. На основе суждений и умозаключений выделяют ряд умственных мыслительных процессов:
1. Анализ.
2. Синтез.
3. Сравнение.
4. Умение выделять главное.
Под анализом понимают мысленное расчленение предмета, явления, понятия, с последующим выделением его отдельных частей, признаков и свойств. Под синтезом понимают мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Сравнение – это установление сходства и различия между предметом или явлением действительности. При этом всегда необходимо уметь выделять главное и правильно обозначать второстепенное.
Мыслительные процессы играют важную роль не только в процессе обучения. Привычка логически мыслить, крайне необходима человеку в каждодневных попытках адаптации к реальной жизни. Мыслительные процессы в учебной деятельности формируются лишь на прочной основе освоенных знаний, сформированных умений и навыков. Традиционная знаниевая модель подразумевала усвоение знаний и формирование на их основе практических умений и устойчивых навыков, которые характеризуются как умения, доведённые до автоматизма, выполняемые в заданную единицу времени.
Образовательная модель, реализуемая сегодня в системно – деятельностном подходе, подразумевает в качестве конечного образовательного результата следующее:
1. Предметный образовательный результат.
2. Метапредметный образовательный результат.
3. Личностный образовательный результат.
Что касается предметного образовательного результата, для него всё также требуется наличие знаний, умений и навыков для каждого учебного предмета. Метапредметный образовательный результат заложен в сформированных у ученика универсальных учебных действиях (УУД).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богатырева, А.В. Мышление и его развитие / А. В. Богатырева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3145/ (дата обращения: 18.05.2023).
2. Болотова, А.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности [Текст] / А.А. Болотова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 99 - 101.
3. Гончарова, О.С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2012. – No 10. – С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/45/5505/ (дата обращения: 18.05.2023).
4. Даирова, Д.В. Развитие понятийного мышления младшего школьника / Д. В. Даирова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2799/ (дата обращения: 18.05.2023).
5. Зубрилин А.А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний [Текст] / А.А. Зубрилин // Информатика и образование. - 2002. - № 8. – С. 22-24.
6. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / Л.А. Каирова, Ю.С. Заяц. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 82 с.
7. Канин, Е.С. Логические задачи [Текст] / Е.С. Канин // Математика для школьников. – 2011. – No 3. – С. 17 – 30.
8. Катуржевская, О.В. Методика преподавания математики [Текст] / О.В.Катуржевская. - Армавир: РИО АГПУ, 2016. - 140 с.
9. Комиссарова, А.Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике [Текст] / А.Ю. Комиссарова // Концепт. – 2014. - No11. – С. 1 – 5.
10. Мерлина, Н.И. Игровое моделирование во внеурочной деятельности по математике [Текст] / Н.И. Мерлина, Н.В. Сушенцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. - No4 (1). – С. 57 – 61.
11. Меньшенина, Л. А. Формирование мыслительных процессов у младших школьников / Л. А. Меньшенина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 165-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9479/ (дата обращения: 18.05.2023).
12. Нефедьева, М.А. Решение логических задач как способ развития креативного мышления [Текст] / М.А. Нефедьева // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. - No1 (34). – С. 78 – 82.
13. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. – М.: Акад. Проект, 2002. – 192 с.
14. Очирова, А. А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики / А. А. Очирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 435-439. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39210/ (дата обращения: 18.05.2023).
15. Ончукова, Л.В. Логические задачи в школьном курсе математики [Текст] / Л.В. Ончукова // Концепт. – 2012. – No12. - С. 1 – 13.
16. Пчелинцева, Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Т.С. Пчелинцева // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016 - No3 (26). – С. 53 – 57.
17. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н.А.Семенова // Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
18. Степанова, О. А. Игровая школа мышления [Текст] / О.А. Степанова // Методическое пособие. - М.: Сфера, 2003. – 128 с.
19. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1783-1785. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31154/ (дата обращения: 18.05.2023).
20. Хайруллина, Р.Х. Внеклассная работа по математике [Текст] / Р.Х. Хайруллина // Инновационная наука. – 2017. - No03-2. – С. 27 – 28.
21. Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления [Текст] / Н. И. Хорошевский. – М.: Наука-Спектр, 2008. – 252 с.
22. Шадрина, И.В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки [Текст] / И. В. Шадрина // Начальная школа. – 2013. – No 4. – С. 72-77.
23. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении.- СПб: ГП ИМАТОН. - 2005. - 256 с.
24. Яворская, И.Н. Влияние развивающего обучения на формирование логического мышления младших школьников [Текст] / И.Н. Яворская // Психологическая наука и образование. – 2004. - No4. – С. 57 – 66.
25. Ягудина, Т.А. Логические формы мышления (дидактический аспект) [Текст] / Т.А. Ягудина // Вестник ОГУ. – 2006. - No5. – С. 47 – 51.