Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день ключевым требованием Федерального государственного стандарта основного общего образования является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Ключевая роль в воспитании такого гражданина, а также в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа является единственным социальным институтом, через который проходят все без исключения граждане России. Таким образом, системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому задача современной школы должна быть сосредоточена вокруг не только интеллектуальной, но и духовной, культурной жизни школьника.
Также если обратиться к новой модели целей воспитания и социализации подрастающего поколения, то мы получим следующий портрет: «патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям». Исходя из перечисленного, можно сделать вывод о том, что одним из основных направлений воспитательной деятельности школы на сегодняшний день является формирование толерантных качеств личности в системе национальных и межнациональных отношений.
В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали.
Уроки литературы призваны воспитывать личность, ее духовный мир, влиять на выбор ею нравственных ориентиров. Они должны раскрыть перед обучающимся психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира.
Несмотря на большое количество научных работ, которые рассматривают различные аспекты толерантности учащихся, технологии использования образовательной среды в формировании толерантных взаимоотношений учащихся, предполагающих изменение основных характеристик школьного образовательного процесса: задач, принципов, целей, содержания, эти аспекты недостаточно разработаны и обоснованы.
Цель исследования: выявить и обосновать возможности уроков литературного чтения в процессе формирования толерантности у подростков.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие толерантности;
• Определить значение формирования толерантности у школьников;
• Изучить особенности современных уроков литературы;
• Провести анализ форм, методов и приемов формирования толерантности на уроках литературы.
Объект исследования представляет собой процесс формирования толерантности.
Предмет исследования: методы и приемы формирования толерантности на уроках литературы.
Методы исследования: изучение теоретических источников; наблюдение.
Структура курсовой работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические вопросы формирования толерантной личности учащихся
1.1. Толерантность в аспекте психолого-педагогических исследований
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема толерантности в современном обществе злободневна из-за динамичности, конфликтности и насыщенности различными социальными противоречиями, связанными с межэтническими конфликтами, столкновением традиционных и нетрадиционных ценностей, распространенным негативным отношением к людям с неблагополучием и т.д. Поэтому тема изучения толерантности все чаще стала освещаться на страницах современной психолого-педагогической литературы и становиться предметом исследования в различных аспектах.
Исследовательский подход к изучению толерантности заключается в комплексности применения научных методов. Первоначальным этапом является обращение к этимологическому значению слова, что позволяет прояснить значение самого слова.
В общепринятом смысле понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости», а само слово происходит от латинского «tolerantia» – терпение.
Анализ словарных статей также позволяет расширить представление исследователя о границах изучаемого явления. В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова категория «толерантности» полностью отождествляется с категорией «терпимость» [21]. В «Словаре иностранных слов и выражений» это понятие также определяется как «терпимость к чужим верованиям, мнениям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо» [17]. В американской энциклопедии Кольера смысл термина «толерантность» объясняется как «терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений» [19]. Как видим, и в отечественных, и в зарубежных словарях подход к трактовке понятия «толерантность» вытекает из этимологически обусловленного значения терпимости.
Между тем анализ психолого-педагогических источников показывает, что современные авторы постепенно отходят от трактовки толерантности как терпимости, начиная расширять границы значения этого слова. К примеру, в психологии начинает доминировать интерпретация толерантности как «личностного свойства, означающего принятие другого, взаимную помощь, доверие» [20]. М.Ю. Кондратьев и В.А. Ильин определяют толерантность как абсолютную нечувствительность или «существенное уменьшение остроты реагирования на какой-либо социальный раздражитель как результат падения его значимости для субъекта» [9].
А.Г. Асмолов, проанализировав психолого-педагогические подходы к определению понятия «толерантность», сделал вывод о том, что «в зависимости от контекста смысловые оттенки понятия «толерантность» отличны <…> и отражают три пресекающихся значения:
• устойчивость, выносливость;
• терпимость;
• допуск, допустимое отклонение» [13].
Этот пример показывает, что уже в психолого-педагогических публикациях, семантические значения толерантности возрастают как минимум до четырех смыслов: нечувствительность, устойчивость, терпимость, допуск.
Необходимо отметить, что нами были проанализированы лишь психолого-педагогические подходы к анализу семантики понятия «толерантность». Если обратиться к иным наукам, например, социологии, то окажется, что толерантность предполагает еще более широкие и разнообразные определения, расширяющие изучаемое понятие.
В социологии толерантность понимается как социокультурный конструкт, который «подразумевает принятие ценностей других культур, людей, народов и отказ от сведения этого многообразия к единению или преобладанию какой-либо точки зрения» [14].
И.В. Носко, П.П. Хороших и С.Ф. Калинина считают возможным говорить «о существовании нескольких взаимодополняемых, иерархических уровней толерантности, таких как цивилизационный, международный, этнический, социальный, индивидуальный» [14]. То есть каждый из представленных подходов расширяет границы толерантности до такого объема, что делает задачу исследования понятия практически невозможной. Именно поэтому исследователю важно акценти
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. Москва: МГУ, 2001. С. 8–18
2. Асмолов, А. Г. Толерантность как культура 21 века / А. Г. Асмолов // Век толерантности. – 2004. – № 7. – С. 11-23.
3. Батина О.Э. Теоретико-методологические подходы к изучению толерантности в западной науке // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 3–4 (35). С. 132–136
4. Бреслав Г.М. Восстановление целостного подхода к изучению этнической толерантности // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2017. № 1. С. 17–31
5. Жидкова, Н. Д. Формирование межэтнической толерантности современных школьников на уроках литературы / Н. Д. Жидкова // Текст как единица филологической интерпретации : сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 25-летию Куйбышевского филиала НГПУ, Куйбышев, 27 января 2015 года. – Куйбышев: Общество с ограниченной ответственностью "Немо Пресс", 2015. – С. 306-310.
6. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 54–63.
7. Идентичность и толерантность: сб. ст. / под ред. Н. М. Лебедевой. Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002
8. Коконова, Е. А. Преподавание русского языка и литературы в поликультурном образовании / Е. А. Коконова, Л. Н. Строганова // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе : сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции, Махачкала, 23 ноября 2014 года. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2014. – С. 21-22.
9. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. Москва: ПЕР СЭ, 2007.
10. Круглова Н. Перспективы гендерной толерантности в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Вып. 108. 2009. С. 209–217
11. Майкова, Я. А. Приёмы по формированию этнической толерантности на уроках русского языка и литературы / Я. А. Майкова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – 2018. – № 6. – С. 1080-1083.
12. Махмадкулова, О. Роль урока литературы в формировании элементов толерантности у учащихся / О. Махмадкулова // Вестник Таджикского национального университета. – 2014. – № 3-2. – С. 238-245.
13. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А.Г. Асмолов. Москва: Смысл, 2000.
14. Носко И.В., Хороших П.П., Калинина С.Ф. Толерантность как особый социальный конструкт: изучение подходов к пониманию // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 385–390
15. Пилипенко В. Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005
16. Самава, П. С. Урок литературы в воспитании толерантности учащихся / П. С. Самава // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 1. – С. 50-53.
17. Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. Москва: Олимп; Назрань: АСТ, 1997
18. Смирнова, Ю. В. Воспитание межнациональной толерантности старшеклассников в общеобразовательной школе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Смирнова Юлия Владимировна. – Санкт-Петербург, 2012
19. Терпимость: словарная статья // Энциклопедия Кольера. URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/ collier/articles/2421/tolerantnost.htm
20. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.- метод. статей. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002
21. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. Москва: Дом Славянской книги, 2008
22. Фадеева Т.Ю. Взаимосвязь между реализованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности // Академия профессионального образования. 2017. № 5. С. 65–71
23. Шишкина Н. А. Конструктивный диалог как средство воспитания толерантности старшеклассника : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шишкина Надежда Александровна. – Оренбург, 2011.
24. Шумидуб, Н. С. Формирование толерантности студентов на уроках литературы / Н. С. Шумидуб // VII Международная научно-практическая конференция "Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества", XXVI Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки) : Сборник статей и тезисов молодых ученых, Нижний Новгород, 17–18 ноября 2021 года. – Нижний Новгород: Издательство "Перо", 2021. – С. 105-107.