Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1 Особенности детско-родительских отношений в психологии
Семейные отношения, в которые непосредственно вовлечены дети, - это отношения родителей и детей. Важность этих отношений находится в центре внимания специалистов различных школ и дисциплин, но научная психология и педагогика сильно отстают от практики. Ведущие отечественные теоретические подходы подчеркивают важную роль отношений со знакомыми взрослыми в развитии ребенка, но ни деятельностный, ни культурно-исторический подходы (например А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский,) не рассматривают эти отношения как самостоятельный объект изучения. С другой стороны, клинические психологи (например, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер) накопили большой опыт в области детско-родительских отношений.
В психолого-педагогической литературе содержание понятия "детско-родительские отношения" четко не определено. Во-первых, оно рассматривается как подструктура семейных отношений, включающая взаимосвязанные, но неравноправные отношения: детско-родительские (мать и отец) и детско-родительские. Во-вторых, эти отношения понимаются как родительско-детские отношения, взаимовлияние и позитивное взаимодействие, в которых ярко проявляются психосоциальные закономерности межличностных отношений (А.Я. Варга, Н.И. Буянов, О.А. Карабанова, А.И. Захаров, И.М. Марковская, А.Г. Наездников, Т.В. Якимова, А.С. Спиваковская, и др.). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно изучается в рамках психоанализа (Э. Эриксон, З. Фрейд, Э. Берн, Д. Винникотт и др.), бихевиоризма (Уотсон, Скиннер, Бандура и др.) и гуманизма (К. Роджерс, Т. Гордон, В. Сатья, Дж. Байярд, и др.).
Неразработанные концепции, недостаточная ясность и отсутствие артикуляции привели к несоответствиям в терминологии. Однако очевидно, что отношения между родителями и детьми являются одним из видов межличностных отношений. Однако эти отношения отличаются от всех других типов межличностных отношений и являются в этом смысле совершенно особыми: Е.О. Смирнова поясняет особый характер детско-родительских отношений, описывая их как, во-первых, имеющие сильную эмоциональную значимость как для ребенка, так и для родителей. Во-вторых, в детско-родительских отношениях присутствует амбивалентность. Эта амбивалентность выражается, например, в том, что родители должны, с одной стороны, заботиться о своих детях, а с другой - учить детей заботиться о себе [3].
Э. Эриксон в своей концепции эпигенетики также указывает на двойственность в детско-родительских отношениях, называя их "двойной интенцией", в которой чувственная забота о потребностях ребенка сочетается с чувством полного личного доверия к нему, причем только сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и собственной инициативой,
А.С. Спиваковская пишет о внутреннем конфликте в детско-родительских отношениях. Взрослый ребенок хочет расти и взрослеть, но в то же время старается дистанцироваться от родителей, которые всячески пытаются ему помешать. Наконец, фундаментальной особенностью детско-родительских отношений является то, что они постоянно меняются с возрастом ребенка, и неизбежно, что ребенок покинет своих родителей [2].
Согласно выводам отечественных исследователей (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), детско-родительские отношения выражаются как переживания, поведение и реакции, связанные с возрастом ребенка, его психологическими особенностями, культурными образцами поведения, его собственной жизненной историей, определяющие восприятие ребенка и способ общения с ним. Их можно определить, как избирательные психологические отношения между ребенком и обоими родителями с точки зрения чувств и оценок. Другими словами, отношения между родителем и ребенком рассматриваются как субъективное восприятие человеком характера своих отношений с матерью или отцом, независимо от возраста [4].
Характер и степень влияния на ребенка определяется рядом личностных факторов, в частности, характером субъекта взаимодействия, т.е. самих родителей:
- Пол (такой же, как у ребенка, или противоположный ему)
- возраст (молодая мать, мать-подросток, пожилой родитель, родитель позднего возраста)
- темперамент или характер родителей (агрессивный, нетерпеливый, злой, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и т.д.)
- Религиозная принадлежность.
- Национальное и культурное происхождение (европейская, британская, немецкая, японская, американская или другая модель образования);
- Социальный статус;
- Профессиональная принадлежность;
- Общее образование и уровень образования [5].
В семейной психологии большое внимание уделяется концепции детско-родительских отношений. В.Н. Дружинин в своем исследовании пишет, что "семья является первичной социальной микросредой" и что "в течение первой четверти жизни (если повезет) она оказывает основное влияние на развитие человека, являясь тем коконом, в котором он живет"[6].
Важность семьи в целом очевидна; на формирование личности ребенка и его жизненный путь в значительной степени влияют отношения с родителями. При рассмотрении отношений детей с родителями важно использовать не только аналитическую область стиля, но и родительские установки, родительские позиции и отношения, а также типы и модели семейного воспитания[7].
А.С. Спиваковская пишет: "Родительские установки - это реалистическая ориентация, способная описать широкий реляционный контекст, основанный на сознательной или бессознательной оценке ребенка, выраженный в способе и форме взаимодействия с ребенком и показывающий его общую структуру, структуру личности родителей или иную, сознательные и бессознательные мотивы могут быть исследованы, поскольку они в конкретных формах поведения и взаимопонимания с ребенком выражаются и реализуются." [8]
Аналогичное определение родительских установок есть у А.Я. Варги и В.В. Столина. Согласно их определению, родительские установки - это система различных чувств по отношению к ребенку, стереотипы поведения, практикуемые в общении с ребенком, особенности восприятия и понимания личности ребенка и его поведения. Исходя из этого определения, отношение к детям можно проанализировать следующим образом:
- реальное взаимодействие родителей с ребенком (родительская позиция);
- отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;
- отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительские установки).
Различия в родительских позициях оказывают непосредственное влияние на формирование социальной активности и личностных особенностей детей.
А.С. Спиваковская понимает родительскую позицию как совокупность трех элементов - взгляд родителей на ребенка, их отношение к ребенку и характер их обращения с ребенком - как фактическое направление воспитательной деятельности родителей, которое происходит под влиянием родительских мотивов [8].
В отечественной литературе существуют классификации, описывающие родительские установки, основанные на степени выраженности эмоциональных аспектов в общении и значимости характера эмоциональной связи в семье.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арифуллина Г.Ш. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника / Молодой ученый. 2018. С. 57-61.
2. Беллак, Л. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных) / Л. Беллак, С. Беллак. — СПб. : ГП «ИМАТОН», 2000. 3. Бук, Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) / Дж. Бук // Проективная психология. — М. : ЭКСМО-Пресс ; Апрель-Пресс, 2000.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М., 1968. — 464 с.
4. Бреслав, Г. М., Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] : пособие для студентов и педагогов / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990. — 126 с.
5. Бусловская М.А., Булгакова В.Н., Кленина Е.С., Зюзгина Е.А. детско-родительские отношения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016.
6. Бутина-гречаная Светлана Владимировна Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2010. №5.
7. Власова, Т. А., Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — М., 1973. — 189 с. .
8. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб. 2001. – 144 с. 22.Варга, А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. – Самара, 1997. – 217 с
9. Грищенко, Елена Детско-родительские отношения в семьях поликультурного пространства / Елена Грищенко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 180 c.
10. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982.
11. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум. Издание: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет Год: 2015
12. Митченко А.Г. Теоретические подходы к исследованию детско-родительских отношений // Форум молодых ученых. 2018. №9
13. Молчанова Е. В. Психологические аспекты детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №11-1.
14. Сорокоумова Елена Александровна, Маргун Ирина Павловна Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014.
15. Спиваковская А.С. «Психотерапия: игра, детство, семья». Том 2. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 286 с.
16. Федотова А.А., Романова Е.О. Предупреждение конфликтов детско-родительских отношений // Инновационная наука. 2018.
17. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М., Учпедгиз, 1960. — 462 с.