Фрагмент для ознакомления
2
Проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой коррекционной педагогики.
Участие родителей в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как непременное условие эффективности этого процесса.
В развитии личности ребенка с семья ограниченными возможностями здоровья играет главенствующую роль – это первая ступенька социальной интеграции, социализации личности.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что семья, имеющего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это семья с особым статусом. Эффективным средством реабилитации таких детей является семья, поскольку, в ней протекает жизнь ребенка и формируются его нравственные качества. Существует зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития ребенка.
Современный подход к семье рассматривает возможности по созданию благоприятных условий для его развития и воспитания. Возникает множество проблем с рождением ребенка с особенностями. Материальное состояние быстро ухудшается, поскольку появляется постоянное медикаментозное лечение и ряды реабилитационных мер. В подобных ситуациях отцы зачастую уходят из семьи, что делает проблему еще глобальнее. Необходимость ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья осложняет процессы социально-экономической адаптации семей, прежде всего в силу того, что родители вынуждены уходить с работы или искать новую [2].
Негативные тенденции в социализации таких семей вызваны еще и субъективными факторами, которые обусловлены социальным положением данной группы, образом жизни, недостаточной грамотностью и информированностью родителей в вопросах законодательства.
В настоящее время накоплен большой опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания. Значительный вклад в изучение данной темы внесли такие ученые как Ю.П. Азарова, А.И. Антонова, Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова, в работах которых рассматриваются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, особенности детей с ограниченными возможностями.
Проблемы семьи особого ребенка, её роли, особенно матерей в его воспитании, затрагивались также и в работах медиков и психологов Е.М. Мастюкова, Л.П. Боровая, Т. Г. Горячева. Реабилитация ребёнка в условиях семьи исследована Н.С. Моровой и С. Чавес.
Кроме того, вопросы взаимоотношения родителей и особого ребёнка изучены в работах Т.Н. Волковской, отношение матери к ребёнку с отклонением в развитии в исследованиях О.Б. Чаровой, Е.А. Савиной, Л.С. Печниковой, психолого-социальная поддержка родителей детей с ограниченными возможностями изучались О. М. Высоцкой и Д.Ю. Мостовым.
Теоретическое и практическое значение настоящей работы заключается в возможности применения ее положений и выводов в дальнейшем изучении проблем семей, имеющих ребенка с ОВЗ. Результаты исследования могут быть использованы при написании работ, посвященных проблемам таких семей, а также конкретизации соответствующих пунктов социальной политики в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы работы могут быть востребованы органами социальной защиты населения, а также учтены при разработке учебных курсов по социальной работе и социологии семьи и детства. Результаты курсовой работы могут быть использованы в практической деятельности специалистов по социальной работе.
Объект исследования – семейное воспитание.
Предмет исследования – значение семейного воспитания в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Цель курсовой работы – изучение психолого-педагогической литературы по вопросу роли семейного воспитания в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1) Определить понятие «семейное воспитание» и его значение в процессе психического развития ребенка;
2) Проанализировать особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье;
3) Изучить значение семейного воспитания в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
4) Рассмотреть современный опыт организации помощи семье в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по вопросам значения семейного воспитания в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бгажнокова, И. В. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос. – 2013. – С. 240.
2. Воробьева, Г. Е., Садовски, М. В. Роль семьи как необходимое условие в системе комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2014. – №15. – С. 250-252
3. Галкина, Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Е. В. Галкина. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). – Уфа: Лето, 2012.
4. Горева, О. М., Осипова, Л. Б. Семья как фактор влияния на становление личности // Журнал: Современные проблемы науки и образования. – 2015. – С. 2-8.
5. Григорьева, Т. А. Особенности семейного воспитания детей с ОВЗ / Т. А. Григорьева, Н. А. Абрамова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, аспирантов и специалистов в области практической психологии, Киров, 20 апреля 2018 года / Под ред. Т.Ю. Ковтун, В. В. Находкина. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. – С. 144-148.
6. Завалова, Е. Г. Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ / Е. Г. Завалова // Журнал гуманитарных наук. – 2018. – № 2(20). – С. 6-7.
7. Зайцев, Д. В., Зайцева, Н. В. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева. - Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. – 110 с.
8. Кузнецова, М. С., Цатурян, А. В. Сотрудничество специалистов и родителей: из опыта работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с нарушениями в развитии // Дефектология. – 2010. – № 4.
9. Лоза, Т. В. Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.В. Лоза // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №3. – С. 180-181.
10. Меркулова, С. А. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений / С. А. Меркулова, В. А. Филатова // Новое слово в науке и практике: Сборник материалов VII-ой международной научно-практической конференции, Москва, 20 февраля 2017 года. – Москва: Научно-издательский центр "Империя", 2017. – С. 56-58.
11. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: Учебное пособие / А. Г. Московкина; Московский педагогический государственный университет; Под редакцией В.И. Селиверстова. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2014. – 252 с.
12. Проценко, В. О. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / В. О. Проценко, К. О. Сергазиева // Молодой ученый. – 2021. – № S11-1(353-1). – С. 81-83.
13. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. Учреждений высш. образования / [В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.]; под ред. В. В. Ткачевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
14. Ткачёва, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. (Специальная психология.). М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.
15. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». – 2015. – 292 с.
16. Чемерилова, И. А. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ / И. А. Чемерилова, Е. К. Иванова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4(83). – С. 203-205.
17. Шульгина, Т. А. Ребенок с ОВЗ в семейной системе / Т. А. Шульгина, Н. А. Кетова, К. А. Мясникова // Семья в современном мире: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Курск, 18–19 мая 2017 года / Лазаренко В. А., Шульгина Т. А., Василенко Т. Д. – Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. – С. 175-179.
18. Щербакова, Н. А. Особенности психологических типов родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Щербакова, Ю. А. Пустовалова // Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. – Т. 1, № 9(21). – С. 376-381.