Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Развитие устной речи и письма школьников является одной из самых важных проблем современного образования. Школьное обучение является особым этапом в жизни каждого человека. Учебная деятельность субъекта образования непосредственно связана с изменением его деятельности в дальнейшем и освоением новой социальной роли, которая предполагает расширение и совершенствование коммуникативных связей человека. Без хорошего понимания и знания русского языка это сделать достаточно сложно. Решающее значение в обучении предмету русский язык приобретает формирование у школьников широкого языкового кругозора, воспитание у них уважения к слову и развитие умения свободно пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка.
Современный урок, в том числе и по русскому языку, должен быть спроектирован таким образом, чтобы широко вовлекать школьников в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и их успешному применению. Для этого классно - урочная система предусматривает сегодня самые различные формы организации учебно - воспитательного процесса. Это может быть домашняя учебная работа в виде самоподготовки, практические и лабораторные занятия, экскурсии и внеклассная учебная работа и многое другое. Тем не менее, самым востребованным и популярным видом урока был и остаётся комбинированный урок. Основной формой организации обучения в общеобразовательной школе был и остаётся урок. Можно уверенно говорить о том, что урок – это главная составная часть образовательного процесса в школе. Главная миссия педагога – выдавать качественные и продуктивные уроки. Качество подготовки школьников по учебным предметам во многом определяется качеством проведенного урока.
Цель работы: рассмотреть сущность и структуру урока по русскому языку на примере комбинированного урока.
Объект исследования: образовательный процесс на уроке русского языка.
Предмет исследования: комбинированный урок по русскому языку.
Задачи:
1. Провести анализ понятия современный урок и структура урока русского языка.
2. Рассмотреть особенности обучения русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Описать организационно – педагогические условия реализации современного урока по русскому языку.
4. Предложить методические рекомендации по реализации современного урока комбинированного типа по русскому языку (из опыта работы учителей).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры современного урока комбинированного типа по русскому языку
1.1. Анализ понятия современный урок и структура урока русского языка
Главной структурной единицей в современном образовательном процессе остаётся урок. Требования к уроку всегда предъявлялись и предъявляются высокие. Чтобы качество урока всегда оставалось высоким, педагогу необходимо постараться сделать из него педагогическое произведение. Благодаря своему разнообразию и гибкости, современный урок способен решать любые дидактические и развивающие задачи. Как форма организации учебной работы урок существует более 350 лет. Его ведущая цель всегда остаётся неизменной – всесторонне развивать личность школьника. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
К.Д. Ушинский глубоко и с научной точки зрения обосновал преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока. Он разработал его организационное строение и создал типологию уроков. А. Дистервег в своих трудах разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика на уроке. Он также обосновал необходимость учета возрастных особенностей обучающихся. До недавнего времени в учебно-воспитательном процессе преобладала традиционная форма урока. Под этим всегда понимался классический комбинированный урок. В современный период времени, после того как произошёл переход к информационному обществу потребовались некоторые изменения во всех структурах учебно-воспитательного процесса, в том числе и в уроке. Комбинированный урок в связи с этим претерпевает сегодня большие изменения. Его временная структура изменилась не значительно. Особые изменения претерпели организационные этапы комбинированного урока и подача учебного материала учителем [4].
В современных условиях каждому субъекту должен быть обеспечен доступ к информации. Учитель не является сегодня транслятором знания, как это было в традиционной образовательной системе. Сегодня учитель является проектировщиком урока. Это связано с основными требованиями ФГОС. ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с начальной школы, регламентирует главное требование, научить школьника учиться и самостоятельно добывать необходимую информацию.
Эта возможность обеспечивается сегодня современными электронными средствами массовой информации, в том числе, глобальной сетью Интернет. В силу всех этих революционных процессов значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Перед каждым учителем общеобразовательной школы стоит вызов, поскольку сам процесс образования в информационном обществе должен быть несколько иным, чем ранее. Сегодня достаточно быстро изменяются приоритеты и акценты во всей образовательной среде. Они направлены на развитие личности и на формирование у учеников таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо.
Современный урок – это, прежде всего целостная система, которая позволяет реализовать триединую образовательную цель, обучение воспитание и развитие школьника. Наиболее фундаментальное исследование урока в своё время было проведено М.И. Махмутовым. Разработкой понятия и структуры урока занимались авторы Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук, Ю.Б. Зотов и др. Большое количество исследователей рассматривают отдельно различные аспекты урока. Глубокий подход к анализу урока можно рассмотреть у Ю.А. Конаржевского. Он рассматривает урок как отдельно взятый кирпичик в массивной стене целостного образовательного процесса. Им даны определения понятиям макроструктура и микроструктура урока.
Автор Н.Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке. Современный урок сегодня, независимо от того, комбинированный он, или нет - это урок, где ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Сравнение традиционного и инновационного урока всегда происходит в контексте традиционной образовательной модели, где учитель являлся постоянным транслятором знаний. Все программные знания и умения ученик получал в готовом виде. Сегодня это по факту невозможно, поскольку информационные потоки на каждой учебной дисциплине слишком велики. Образовательные программы, не смотря на то, что в них заложено огромное количество программного предметного материала не могут учитывать все объёмы информации. Здесь необходима постоянная работа учителя, который всегда находится в поиске нового подхода к уроку, где именно он определяет, что и как будут делать ученики.
Урок как основная форма учебного процесса всегда органично дополняется сегодня другими формами. В рамках классно-урочной системы педагогами предусмотрены экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия и многое другое. Основой учебного процесса при этом был и остаётся комбинированный урок. Многое сегодня педагоги заимствуют из лекционно-семинарской системы и адаптируют эти формы с учётом возрастных особенностей школьников. К прикладным формам организации педагогического процесса можно отнести факультативы, разнообразные формы кружковой и клубной работы и др. Таким образом, под современным уроком будем понимать особую форму организации педагогического процесса, при которой педагог, в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью учебного класса [13].
М.И. Махмутов раскрывал сущность комбинированного урока в двух аспектах:
1. Процесс обучения.
2. Форма организации.
Если урок рассматривать как процесс обучения, можно говорить о том, что урок есть основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения. Процесс планируется и регулируется учителем и осуществляется за счёт взаимодействия учителя и учеников. Что касается второго аспекта, урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учеников, которая включает в себя содержание, формы, методы и средства обучения. На уроке могут быть решены задачи образования по развитию личности. В уроке присутствуют все компоненты процесса обучения: цели, задачи, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и др. [22].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, И.В. Культура речи в контексте других образовательных дисциплин [Текст] / А.И. Авдеева, А.А. Зайцев, Н.Б. Колесова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. - No2 (02). – с. 87 – 88.
2. Алгоритмы построения уроков по развитию речи [Текст] / Методические рекомендации / Автор-составитель Е.Н. Атарщикова. – Ставрополь: Издательство СГПИ. - 2008. – 156 с.
3. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания [Текст] / И.А. Алексеева. – Ростов - н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
4. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 2005. - No 4. – С. 3 – 11.
5. Афанасьева, Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся современной школы посредством многоаспектной работы с текстом на уроках русского языка и литературы с целью совершенствования уровня их речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Afanasieva.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
6. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012. – 415 с.
7. Безродных, Г.И. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212498/ (дата обращения: 12.05.2023).
8. Винокурова, М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения (на уроках русского языка в 5 - 7 классах якутской школы) [Текст] / Автореф. дис. ... канд. педагог. наук // М.В. Винокурова. – Якутск, 2005. – 20 с.
9. Гниломедова, Т.П. Формирование языковой и лингвистической компетенции при работе с текстами на уроках [Текст] / Т.П. Гниломедова // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 190 – 196.
10. Давоян, О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О.Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 83 - 85.
11. Дедюхина. Г.И. Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/27/292 (дата обращения: 12.05.2023).
12. Дзюбко, Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка [Текст] / Г.Ю. Дзюбко. - Автореф. ... дис. канд. Педагог наук. – Рязань, 2006. – 25 с.
13. Дюкова, М.В. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/104170.html (дата обращения: 12.05.2023).
14. Зайцева, С.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
15. Зеленская, И.Г. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Текст] / И.Г. Зеленская // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 185 - 190.
16. Калабухова, Н.П. Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка [Текст] / Н.П. Калабухова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. - No10. – С. 20 – 24.
17. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
18. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
19. Кузьмина, Н.Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.Г. Кузьмина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 180 – 185.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
21. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
22. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
23. Никонова, Л.В. Методическая модель коммуникативно-ориентированного обучения лексике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе (5 – 6 классы) [Текст] / Л.В. Никонова. – Дис. ... канд. педагог. наук М. - 2013. – 236 с.
24. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – No 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
25. Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [Текст] / В.Ф. Русецкий // Русский язык в школе. – 2005. - No 2. – С. 23 – 28.
26. Рябухина, Е.А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода [Текст]. Автореф. дис. ... д-ра педагог. наук / Е.А. Рябухина. – М., 2013. – 57 с.
27. Сазанова, Н.В. Развитие коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natalija.novki-shkola.ru/li4n-rez-shk.html (дата обращения: 12.05.2023).
28. Саунина, Е.Н. Использование технологий компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы [Текст] / Е.Н. Саунина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 199 – 206.
29. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
30. Сотова, И.А. Речевые ошибки (Материал для размышления ученика и учителя) [Текст] / И.А. Сотова // Русский язык в школе. – 2005. - No 2. – С. 16 – 22.