Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАКОМСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО 5
1.1. Анализ понятия внеурочные занятия по ИЗО 5
1.2. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьника 11
1.3. Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО путём знакомства с произведениями искусства 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗНАКОМСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО 19
2.1. Организационно – педагогические условия знакомства младших школьников с произведениями искусства в ходе внеурочных занятий по ИЗО 19
2.2. Приёмы и методы знакомства младших школьников с произведениями искусства в ходе внеурочных занятий по ИЗО 22
2.3. Методические рекомендации знакомства младших школьников с произведениями искусства в ходе внеурочных занятий по ИЗО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Социально-экономическим изменениям, которые происходят в нашем обществе необходимо активное молодое поколение, которое способно нестандартно и эффективно решать новые проблемы. Проблема всестороннего развития личности ребёнка в педагогике всегда была одной из самых актуальных. При этом нельзя говорить о том, что она уже достаточно изучена и решена. На практике недостаточно продуктивных технологий и методик, которые бы гарантированно позволяли воспитывать личность творческую и всесторонне развитую.
Интерес к теме всестороннего развития личности детей с годами не ослабевает. Понятие развитие личности и всесторонность развития изучаются исследователями с самых различных сторон. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени регламентирует сегодня внеурочную образовательную деятельность для учеников. В рамках внеурочной образовательной деятельности реализуются самые разнообразные виды различной творческой, или интеллектуальной деятельности, которая может поспособствовать всестороннему развитию личности младшего школьника.
Педагоги разрабатывают различные развивающие программы по развитию творческих способностей и возможностей детей. Разрабатывается также понятийный аппарат различных развивающих концепций, и исследуются творческое мышление и творческие способности личности ребёнка.
Цель работы: изучить приёмы знакомства с произведениями искусства на урочных занятиях по ИЗО в начальной школе.
Объект исследования: процесс творческого развития личности ребёнка в условиях внеурочной деятельности на занятиях по ИЗО.
Предмет исследования: приёмы знакомства с произведениями искусства на урочных занятиях по ИЗО младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия внеурочные занятия по ИЗО.
2. Изучить психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Рассмотреть процесс развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО.
4. Описать организационно – педагогические условия знакомства младших школьников с произведениями искусства в ходе внеурочных занятий по ИЗО.
5. Описать приёмы и методы знакомства младших школьников с произведениями искусства в ходе внеурочных занятий по ИЗО.
6. Предложить методические рекомендации знакомства младших школьников с произведениями искусства в ходе внеурочных занятий по ИЗО.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАКОМСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО
1.1. Анализ понятия внеурочные занятия по ИЗО
Внеурочная деятельность – это деятельность школьников вне уроков, реализуемая на основе учебного плана. Школа для каждого ребёнка - это одно из важнейших событий в его жизни и именно здесь ребёнок приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни. В школе ребёнок осваивает разнообразные социальные роли и становится самостоятельным. Успех ребенка в его будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции в различные процессы, во время школьной жизни [3].
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) сегодня регламентирует в образовательной среде реализацию не только урочной деятельности, но и внеурочной. Внеурочная деятельность играет большую роль в формировании у школьников одного из видов образовательного результата, согласно требованиям ФГОС, универсальных учебных действий (УУД).
Под внеурочной деятельностью понимают часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности. Внеурочная деятельность помогает формировать учебную мотивацию школьников и способствует расширению образовательного пространства. Также внеурочная деятельность создаёт дополнительные условия для развития учеников. Это, прежде всего - воспитательная деятельность, которая направлена на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Её организуют с детьми поле уроков учителя-предметники, классные руководители и педагоги дополнительного образования.
К задачам внеурочной деятельности относят:
-воспитание у детей целеустремленности и трудолюбия;
-организацию общественно - полезной и досуговой деятельности учеников;
-формирование навыков коммуникативного общения;
- привлечение школьников к разнообразной продуктивной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на то, что интересно ребенку. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность субъекта. Именно этим внеурочная деятельность привлекает учеников, поскольку они получают возможность заниматься тем, что их действительно привлекает. Внеурочная деятельность дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается не очень легко. Нельзя говорить о том, что это некоторая компенсация пробелов в учебной деятельности ребенка, но, тем не менее, очевидно, что это явление, достаточно новое для российской школы себя оправдало.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность для детей должна быть организована во второй половине дня. Это должно быть обеспечено с соблюдением определенного промежутка времени после уроков, с целью отдыха детей от учебной деятельности.
К основным направлениям внеурочной деятельности относят [7]:
-художественно-эстетическое;
-научно-познавательное;
-спортивно-оздоровительное;
-военно-патриотическое;
-проектная деятельность;
-общественно-полезная деятельность.
К формам организации внеурочной деятельности относят:
-экскурсии;
-круглые столы;
-научные общества;
-кружки и секции;
-конференции и диспуты;
-общественно-полезные практики;
-соревнования и викторины;
-олимпиады и конкурсы;
-поисковые и научные исследования.
Как можно увидеть из направлений и форм организации внеурочной деятельности, ученики на любой вкус могут определить для себя, чем им больше всего хотелось бы заниматься в рамках внеурочной деятельности. Большая роль в организации внеурочной деятельности отводится учителю. Ему необходимо организовать свою работу таким образом, чтобы как можно большее количество детей было бы ею занято. Именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные ему самому, таланты и способности. Открыв в себе нечто новое, ученик начнет верить в себя и в свои силы. Дети часто и много общаются со своими сверстниками именно в рамках внеурочной деятельности, что позволяет говорить о формировании у детей коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
7. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 13.05.2023).
8. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 249с.
10. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
11. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
12. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 13.05.2023).
13. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98с.
14. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
15. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - с. 59-62.
16. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105с.
18. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 13.05.2023).
19. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - с.8-15.
20. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 13.05.2023).
21. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - с.219-226.
22. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3.- с.107.
23. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. с.6-12.
24. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2012. – 37с.
25. Ярошевская И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст] / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. – No 9. - с.13-17.