Фрагмент для ознакомления
2
Первичное проявление способностей дошкольников выражается в непреодолимой и непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Уже в раннем возрасте у ребенка зарождаются элементы фантазии и творчества, которые проявляются в способах освоения ребенком действий с предметами. В качестве критериев творчества выступает создание ребенком образца действия с предметом. Это могут быть различные виды деятельности, в частности, рисование, лепка, аппликация и др.
Всё это реализуется на фоне активной игры. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления каждого ребёнка. У детей появляются способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. При развитии творческих способностей у детей большое значение придаётся самому процессу. Очевидно, что без научения детей репродуктивным и продуктивным действиям не приходится говорить о развитии творческих способностей старших дошкольников. Тем не менее, практика показывает, что наиболее активные коммуникации возникают у детей именно при реализации творческой деятельности, когда в каждом случае возникает новый продукт. именно это вызывает интерес со стороны всех остальных участников процесса и дети это хорошо понимают.
Старший дошкольный возраст характеризуется большими потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления и воображения. Многое из того, что дети получают в этом возрасте, остается с ними на всю жизнь. Отличительной возрастной особенностью дошкольника является большая пластичность нервной системы. Это создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения и формирования у них различных умений и способностей. У ребёнка интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления и воображения. Благодаря этому дети воспроизводят и создают различные продукты творчества. В это время у детей происходит интенсивное развитие познавательной мотивации. Ребёнок становится более активным в общении.
Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и др., которые отличаются индивидуальной оригинальностью. Творческие способности проявляются в языковой деятельности, в конструировании, рисовании, лепке, музицировании и др. Дошкольника характеризует активная деятельностная позиция. В силу своего любопытства он готов к спонтанным решениям. Инициативность детей связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции. Очень важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что у него получится всё. Ребёнок не стремится к точному воспроизведению предмета на бумаге, к примеру, при рисовании. Он стремится передать индивидуальность так, как сам это видит и как это получается. Педагоги и родители поощряют любознательность детей и способствуют расширению детского опыта. При любых способностях детям необходимы знания и опыт. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Успешное развитие личных способностей и качеств, возможно лишь при создании определенных условий, которые будут благоприятствовать их формированию:
-раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;
-создание среды и обстановки, опережающей развитие ребенка;
-самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения его сил;
-предоставление ребенку свободы в выборе деятельности;
-чередование дел, продолжительность занятий одним делом;
-умная и доброжелательная помощь (не подсказка) взрослых;
-комфортная психологическая обстановка;
- поощрение взрослыми стремления ребенка к разнообразному творчеству.
В педагогике и в психологии принято начинать развитие способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Всевозможные игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Педагоги практики считают, что создание лишь благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Здесь необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала ребёнка.
Можно рассмотреть следующие меры, которые могут быть направлены на эффективное развитие способностей дошкольников:
1. Введение в программу специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
2. Давать детям задания творческого характера на специальных занятиях по рисованию, музыке и др.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения и фантазии детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
Детское творчество предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики, поскольку определяет в системе образования существенную задачу, формируют у детей такие качества как, изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Можно говорить о том, что все эти личностно значимые социальные качества субъекта основываются на базе детского творчества.
Вопрос здесь заключается лишь в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Педагогу в этом направлении необходимо делать очень многое. Ему требуется уделять достаточное большое внимание поиску и формированию условий для развития богатой и творчески мыслящей личности. Важной задачей педагога является развитие и выявление способностей у каждого ребёнка, с учетом его наклонностей и интересов. Доминирующий в настоящее время, личностно ориентированный подход позволяет развивать художественные и творческие способности дошкольников.
Чтобы у ребенка по собственному желанию имел место выбор из различных вариаций художественной деятельности, требуется наличие основательных знаний, сформированных определенных навыков и умений. Все эти необходимые знания, умения и навыки формирует у детей педагог, в зависимости от того, насколько ребёнок в целом способен к рисованию и насколько мотивирован - это осуществлять.
Педагог может организовать занятие с заданным содержанием, где ребёнок научится владеть базовыми представлениями о цветоведении, основах пространственной перспективы и композиции и др. Если речь идёт об организации игры, во время которой дети будут рисовать, к примеру, персонажи для мультфильма, то этот процесс уже может происходить вне учебного занятия. Ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики. При создании для него подходящих условий, у ребёнка формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной, или любой другой деятельности. Ребёнок может вносить в своё изображение элементы творчества. Таким образом, индивидуальный опыт ребенка, который проявляется в самостоятельной деятельности, может позволить выстроить его средства коммуникации со всеми остальными детьми.
2.2.Методические рекомендации по совершенствованию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном учреждении образовательная среда относится к многоаспектным и сложным педагогическим явлениям. Эти явления характеризуются качественными и количественными показателями. Образовательная среда представляет собой некую совокупность образовательных сред, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Как минимум здесь рассматривают два уровня образовательных сред:
1.На уровне индивидуальной деятельности педагога. Среда профессионального функционирования педагога.
2.На уровне деятельности образовательной организации. Это педагогическая среда ДОУ. Формирование образовательной среды как системы должно помогать обнаружению и развитию коммуникативных умений и способностей детей. Любой процесс должен выстраиваться на основании их интересов и природных задатков дошкольников. К примеру, к условиям создания психологически безопасной образовательной среды для часто болеющего ребенка относят доброжелательные взаимоотношения. Сюда входят внимание и уважение, психологическая поддержка, доверие друг к другу. В этом случае ребёнку будет легче проявлять свои коммуникативные умения и навыки.
Образовательная среда, несомненно, является частью социальной и жизненной среды человека. Психологическую безопасность определяют как:
- состояние сохранности психики человека;
-сохранение целостности личности;
- адаптивность социальных групп, общества и функционирования человека;
-возможности личности и среды по предупреждению и устранению угроз.
Для раскрытия понятия психологической безопасности образовательной среды в деятельности ДОУ необходимо обозначить понятие безопасности личности, которую определяют три взаимосвязанных фактора: фактор среды, человеческий фактор и фактор защищенности. Среда – это то, что воздействует на человека. Рассматриваемое понятие безопасности личности имеет физическую и психологическую составляющие. Психологический аспект безопасности личности определяют следующим образом. Рассматривают ее целостность, адаптивность и сохранность психики личности. Среда, которая создает защищенность для человека, должна быть свободной от проявления психологического давления. Она должна способствовать удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении и обеспечивать здоровую психику всех ее участников. Сама образовательная среда ДОУ и все ее участники являются субъектами, которые обеспечивают ее положительное функционирование. Под психологической безопасностью образовательной среды понимают также здоровьесберегающее направление ее формирования. В общем понимании под психологически безопасной развивающей средой ДОУ исследователи считают обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, светового и температурного режимов и всех аспектов сфер организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ.
Как единую систему следует рассматривать безопасную развивающую среду, имеющую в своей основе концепцию реализации здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. К основополагающим компонентам здоровьесберегающей среды относят характер пространства детства как развивающий и обеспечивающий функциональную надежность. Коллектив педагогов ДОУ, реализуя в своей деятельности все перечисленные компоненты здоровьесберегающей среды, старается снизить до минимума негативное влияние факторов среды и обеспечить всестороннее развитие личности ребенка. Лишь в этом случае можно будет говорить о продуктивной коммуникации между всеми участниками воспитательного процесса.
Можно говорить о том, что психологически безопасная развивающая среда характеризуется следующими аспектами:
-внедрение новых технологий и инновационных программ здоровьесберегающего направления;
-благоприятный психологический климат;
-рациональная организация жизнедеятельности детей;
-учёт психофизиологических и возрастных особенностей детей;
-соответствующее санитарно-гигиеническое состояние предметно-игрового пространства ДОУ.
Психологическая безопасность образовательной среды – это прежде всего, взаимоотношения субъектов в этой среде. Это желание находиться в ней и испытывать чувство защищённости. У дошкольников любое давление, или принуждение делать что-либо против воли, вызывает сопротивление. Если психоэмоциональное напряжение детей продолжается долго, оно порождает поиск каких либо выходов. Внешне это проявляется в протестных формах поведения. Если на это не обратить вовремя внимание, у ребёнка начинают формироваться вредные привычки.
В развитии личности ребёнка иногда наблюдается дисгармония, то есть, искажение представления о себе. Ошибки в воспитании детей порождают неблагоприятные последствия педагогических ошибок. Педагогам недопустимо использовать такие методы как запугивание, нетерпимость, перегрузки и др. Для ребёнка, пребывающего в группе ДОУ, определяющим его психологическую безопасность фактором становится эмоциональное отношение к нему педагога.
Отвечая требованиям психологической безопасности, направления деятельности педагогов ДОУ в отношении воспитанников раннего возраста должны включать:
- психологическое обеспечение успешной реализации требований основной образовательной программы ДОУ;
-помощь ребёнку в адаптации к условиям жизнедеятельности в ДОУ;
- соблюдение психогигиенических требований к образовательному процессу.
Создание психологической безопасности образовательной среды заведения – это целенаправленный процесс. Он должен быть системным и педагогически управляемым. При создании в ДОУ психологически безопасной образовательной среды необходим единый подход, включающий средовой и личностный компоненты. Совершенствование психологически комфортной среды есть действующий фактор укрепления и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова – М.: ПЕР СЭ.- 2008. – 431 с.
2. Атемаскина, Ю.В. Профессиональные объединения педагогов в современном дошкольном учреждении [Текст] / Ю.В. Атемаскина.- Детский сад от А до Я.– 2007.–No 4.– С. 48-54.
3. Аджимуратова, А. Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аджимуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1155-1158. - URL: https://moluch.ru/archive/114/29936/ (дата обращения: 14.05.2023).
4. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
5. Взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 14.05.2023).
6. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б. Батюта, Т.Н.Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 с.
7. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева.– М.: ТЦ Сфера, 2008.– 96 с.
8. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г.А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в ДОУ [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Глазунова, В.Г. Педагогический совет как средство совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /В.Г. Глазунова.- Детский сад от А до Я.– 2007.– No 4.– С. 114-129.
11. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
12. Дыбина, О.В. Моделирование методической работы дошкольного учреждения в условиях инновационной деятельности [Текст] /О.В. Дыбина.-Детский сад от А до Я.– 2007.– No 4.– С. 70-79.
13. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
15. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
16. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
17. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 14.05.2023).
18. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
19. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
20. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Изд. 3-е, дораб. – Москва: Линка-Пресс, 2014. – 64 с.
21. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст]/В.М. минаева.– М.: АРКТИ, 2001.– 48 с.
22. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д».- 2000 – 96 с.
23. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. [Текст] / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
24. От рождения, до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.
25. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный . – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 14.05.2023).
26. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]/Н.А. Рыжова.–М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.– 192 с.
27. Смирнова, О.Е. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приёмы, коррекция [Текст] / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005 – 158 с.
28. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст]: Руководство практического психолога / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2001. – 144 с.
29. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст] / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2011 – 205 с.
30. Якобсон, С.Г. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002 – 80 с.