Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления у старших подростков посредством дискуссии
1.1. Анализ понятия критическое мышление у старших подростков
Во все времена и при любой образовательной модели достаточно трудно мотивировать школьников на учебную деятельность. Среди педагогов практиков сложилось устойчивое мнение, что благодаря технологии развития критического мышления и всем сопутствующим методикам удаётся успешно решать подобные проблемы с мотивацией учеников. Под критическим мышлением будем понимать процесс познания и понимания соответствующих знаний в той, или иной учебной теме. Сегодня всё меньше становится учебных задач, которые имели бы лишь один способ её решения. В связи с этим, можно по-разному подходить к решению одной и той же учебной задачи [15].
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
1.Готовность к планированию. Упорядоченность мысли – это признак уверенности.
2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей.
3.Настойчивость. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы.
5. Осознание. Это важное качество, которое предполагает наличие умения наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности.
6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми.
Можно говорить о том, что все рассмотренные качества являются важным для старшего школьника. Самоконтроль школьника играет при этом немаловажную роль. Критическое мышление позволяет старшему школьнику объективно воспринимать другие идеи. Он способен заменить эгоцентризм на эмпатию. Критически мыслящий старшеклассник способен устанавливать множественные связи между явлениями. Он способен рассматривать несколько возможностей, при решении какой - либо проблемы. Школьник способен делать выводы, обосновывать свои прогнозы и ставить обдуманные цели. Педагогу необходимо развивать у старших школьников все эти свойства и качества. Важно помочь им сформировать соответствующие навыки, которые они смогут применять в различных жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях, созданных искусственно в течение дискуссии, созданной учителем на уроке.
Всё зависит от того, насколько глубоко субъект владеет уровнем знаний и способен применять эти знания для демонстрации умений. Всё это будет зависеть от количества и глубины знаний в конкретной области, жизненного опыт, характера познающего субъекта и др. Школьнику необходимо понимать, что прежде чем принимать то или иное решение, необходимо подумать и взвесить все за и против. Но для этого важно уметь рассматривать проблему с разных точек зрения и учитывать при этом разные существующие мнения. Все эти элементы относятся к развитию критического мышления.
Педагоги практики уверены в том, что развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше. Эти умения со временем должны перейти в устойчивые навыки. Учитель постепенно, из урока в урок формирует у школьников умения работать с информацией, с учетом специфики своего предмета. На гуманитарных дисциплинах это должно стать одной из наиболее важных целей педагога. Сегодня мало знать какие-либо факты. Необходимо уметь оценивать их значение.
Человек, который способен мыслить критически, не подвержен влиянию стереотипов. Он умеет самостоятельно работать с информацией и в основе его мышления лежит работа с информацией. В современных условиях работать объективно с информацией достаточно сложно, поскольку на одни и те же события имеются совершенно иные взгляды и существуют самые разные мнения. Необходимо осмысление этой информации и сопоставление её с разных точек зрения. Процесс развития критического мышления на уроках немыслим без самостоятельной исследовательской работы школьников. Именно на уроках учителя учат работать учеников с документами, источниками, высказываниями специалистов, учёных и др.
Существует достаточно много методов развития критического мышления. Основным и главным здесь является то, что в основе всего этого лежит личностно ориентированное обучение или личностно ориентированный подход, который предполагает возможность раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Для развития критического мышления учителя часто используют работу в группах. В своей работе педагоги используют дебаты, дискуссии и другие продуктивные техники, которые позволяют вынести конкретное решение того, или иного вопроса. Практика показывает, что школьники достаточно часто испытывают затруднения в восприятии учебного материала. Происходит это по разным причинам, но исследователи приходят к выводу, что чаще всего это происходит тогда, когда учитель в рамках изучения новой темы просто излагает программный материал [17].
В среднем школьном возрасте говорить о развитом критическом мышлении школьников ещё не приходится. Но если с этим не работать целенаправленно, то и к старшему школьному возрасту само по себе критическое мышление никогда не сформируется. Многие педагоги мечтают о том, чтобы ученики всегда работали на продуктивном и даже творческом уровне. Но если продолжать преподносить предметный учебный материал в виде трансляции знаний, то рассчитывать более чем на репродуктивный уровень воспроизведения учебной информации – не приходится.
Развитие критического мышления позволяет школьникам постепенно учиться, не просто понимать полученную информацию, но и на её основе делать какие либо самостоятельные выводы. Дискуссия - это одна из немногих методик, когда осуществляется прямое воздействие на мышление школьника. Человек познаёт мир за счёт развитого мышления и способности к анализу. Мышление расширяет границы познания и позволяет выйти за пределы опыта ощущений и восприятия. И не важно, что человек не может непосредственно наблюдать нечто. Его мышление позволяет сделать соответствующие логические умозаключения, когда он не ошибётся в своих рассуждениях. Психологи говорят о том, что мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии.
Критическое мышление – это одно из видов мышления человека. В силу того, что интерес к данному виду мышления лишь растёт, в научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Исследователь Д. Клустер выделил пять признаков критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Оно носит сугубо индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы самостоятельно думать и решать любые вопросы.
2. Информация не является конечным пунктом критического мышления. Но это есть та самая база, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить.
4. Критическое мышление должно быть убедительно аргументировано. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы. При этом он подкрепляет своё решение разумными и обоснованными доводами.
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Любая мысль проверяется. Любой критически мыслящий человек работает в команде или социуме.
Исследователи согласны с тем, что критическое мышление есть рефлексивное мышление. Оно всегда сфокусировано на понимании того как ичто делать для успешного решения задачи или проблемы. Критическое мышление – это всегда поиск здравого смысла. Здесь необходимо понимать, что далеко не каждый человек имеет достаточный ресурс собственного мышления, чтобы на всё иметь свою собственную точку зрения [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.
2. Алексашкина, Л.Н., Учебные проекты по истории в основной школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – М.: Просвещение, 2017. – No 10. – С. 23-29.
3. Алексашкина, Л Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - М.: Просвещение, 2015. - No 9. - С. 10-20.
4. Актуальность использования технологии развития критического мышления в учебном процессе [Электронный ресурс]. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98677058 (дата обращения: 13.05.2023).
5. Анисимова, Н.П. Психологический анализ урока в контексте образовательных стандартов нового поколения [Текст] /Н.П. Анисимова // - Я.: 2013. – No 3. – С. 229–234.
6. Бирюков, С.А. Работа с архивными документами на уроках истории. [Текст] / С.А. Бирюков //Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение, 2015. – No 5. – С. 16-23.
7. Бернадский, В.Н. Методика преподавания истории в школе [Текст] / В.Н. Бернадский. - М., 2007. - 216 с.
8. Байбородова, Л.В. Образовательные технологии [Текст] / Л.В. Байбородова. - Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.
9. Бутенко, А.В. Критическое мышление [Текст] / А.В. Бутенко. - Метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
10. Возрастные особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. -http://www.ulsu.ru/com/schools/opalihin/jfuekld/cbkliy/dmdljy/ (дата обращения: 13.05.2023).
11. Варенников, Я.М. Воспитывать культуру критического мышления [Текст] / Я.М. Варенников. - Высшее образование в России.- 2001. - No 6. – С. 140-141.
12. Вейдт, В.П. Изменение технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС [Текст]/ В.П. Вейдт // Сборник методических рекомендаций. – К.: Изд-во Калининградского областного института развития образования,2017.-No61. – 272 с.
13. Вяземский, Е.Е. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов. [Текст]/ Е.Е. Вяземский., О.Ю. Стрелова., Ю.Ю. Сергеева.// Преподавание истории в школе. - Н.: Изд-во Нижневартовского гос. Университета, - 2014. – 107 с.
14. Голиков, А.Г. Методика работы с историческими источниками [Текст]/ А. Г. Голиков, Т. А. Круглова.// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «История». – М.: Академия, 2014. – 223 с.
15. Горохова, О.А. Использование творческих заданий на уроках практикующего учителя истории [Текст] /О.А. Горохова // Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение, 2015. – No 3. – С. 11–14.
16. Гевуркова, Е.А. Формирование метапредметных умений работать с источниками в курсах истории. [Текст]/ Е.А. Гевуркова., Е.А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. - М., 2016. No 7. – С. 33-40.
17. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И.О. Загашев. - Пособие для учителя – СПб; Альянс Дельта. - 2003. – 192 с.
18. Загашеев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашеев. - СПб., 2003. – 192 с.
19. Заир – Бек, С. Развитие критического мышления на уроке [Текст] / С. Заир-Бек. - Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.
20. Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы [Текст] / С. Заир-Бек. - Директор школы. – 2005. - No4. – с. 66-72.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. – 382 с.
22. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клаустер. - Учебник/ Д. Клустер. – М.: ЦГЛ, 2005. – 80с.
23. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.; АК, 2006. – 480 с.
24. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - Учебное пособие. – М. - Академия, 2003. – 272 с.
25. Тоболова, Ж.В. Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися [Электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/506149/ (дата обращения: 13.05.2023).