Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования сексуальной культуры современной молодежи определяется несколькими обстоятельствами.
Недостаточный уровень сексуальной культуры молодежи и, как следствие, рост числа абортов, распространение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом и венерическими заболеваниями.
Активная пропаганда СМИ беспорядочного сексуального поведения и необходимость выработки ценностей в сфере секса.
Повышение сексуальной активности молодежи, сопровождающейся снижением возраста сексуального дебюта, массовым распространением добрачных связей и т.п., что часто приводит к негативным последствиям для физического и морального состояния молодых людей.
Сексуальную жизнь (как особую форму сочетания природного и культурного фактора в жизнедеятельности человека) активно изучают биологи, психологи, сексологи, сексопатологи. Существует острая необходимость изучения ценностей, норм и правил, характеризующих сексуальную культуру современной молодежи.
Изменения в сексуальном поведении и установках молодежи вызывают растущую социальную озабоченность. Этой теме посвящено достаточно серьезных научных публикаций (работы Игоря Семёновича Кона, Сергея Исаевича Голода, и др.). Однако в российских средствах массовой информации и политических дискуссиях эти проблемы, как правило, освещаются искаженно и интерпретируются неверно.
Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук, но они, как правило изучают не сексуальную жизнь нормального человека, а аномалии сексуального поведения или же преимущественно био-медицинские аспекты.
Основу для массовых исследований по проблеме сексуального поведения положили работы Альфреда Кинзи, Теодора ван де Верде, Роберта Соренсона, Мельвина Зельника и Джона Кантнера
Исследованию современных проблем сексуальной культуры посвящены работы В.Ф. Анурина, Ю.Р. Вишневского, С.И. Голода, И.С. Кона, Е.А. Кащенко, А. А. Темкиной, И.Ю. Кулагиной.
Теоретико-методологической основой данного исследования выступают
- теория сексуальных сценариев (Дж. Ганьон, У.Саймон), позволяющих
выявить и интерпретировать специфику сексуальных практик молодежи;
- работы И.С. Андреевой, В.Ф. Анурина, Ю.Р. Вишневского, Т.А. Гурко, С.И. Голода, Е.А. Здравомысловой, И.С. Кона, Е.А. Кащенко, А.В. Меренкова, Б.С. Павлова, Л.П. Репиной, А.А. Темкиной, С.А. Ушакина и др., посвященные современным проблемам сексуальности;
- исследования Е.А. Козиной, Г.А. Череднякова, А.О. Карам о сексуальном образовании подростков.
Цель исследования - формирование и развитие сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сексуальную культуру как проявление общественной жизни: теоретические подходы и современные тенденции.
2. Изучить подходы к вопросам сексуальной культуры подростков и молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых.
3. Выявить особенности формирования и развития сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование формирования и развития сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте.
5. Разработать программу формирования и развития сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте.
Объектом исследования является сексуальная культура.
Предметом исследования является формирование и развитие сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: ключевое место в формировании сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте занимают индивидуальный жизненный путь, личный опыт романтических и эротических взаимоотношений, но данное формирование и развитие сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте будет проходить успешнее, если
1) организовано просвещение подростков в вопросах сексуальной культуры;
2) будет разработана программа формирования и развития сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение;
В качестве методик были использованы:
1. Метод биографического опросника (Авторы: R. Jager, S. Lischer et al., 1976; Адаптация: В. А. Чикер (1991);
2. Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).
В качестве респондентов выступили подростки 16-18 лет, обучающиеся 9-11 классов ГБОУ Республики Марий Эл "Школа-интернат г.Козьмодемьянска "Дарование" в количестве 20 человек и их родители: 17 матерей и 3 отца.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании его результатов в профилактической работе по вопросам формирования и развития сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблемы формирования и развития сексуальной культуры в подростковом и юношеском возрасте
1.1. Сексуальная культура как проявление общественной жизни: теоретические подходы и современные тенденции
Сексуальная культура является частью общего культурного окружения, способом утверждения в социальной среде посредством сексуального поведения, которое направлено на продолжение родства, удовлетворение потребностей биосоциального характера, гедонистического, нравственного, эстетического, познавательного, коммуникативного, компенсаторного, созидательного запроса.
Представлял точку зрения в своей теории культуры 3. Фрейд, согласно которой культура обязана своим возникновением подавлению влечения или отказу от него [25]. Основной его тезис - культурное достижение является результатом проявления сублимированных сексуальных энергий, следовательно, подавление или уменьшение сексуальных влечений – необходимый фактор любого культурного достижения.
Сексуальная мораль - система нравственных норм, которая регулирует все стороны человеческой сексуальной жизни [30]. Она является одним из составных элементов системы морали определенного общества и включает в себя не только половые правила человека, но также этические и эстетические убеждения, обычаи, связанные с сексом.
Хотя даже в той же культуре существуют различные сексуальные нормы для различных категорий мужчин и женщин, двойная норма, т.е. разные сексуальные нормы для различных категорий мужчин и женщин, которая практически везде наблюдается; сексуальная роль, позиция в половом акте, приписываемая мотивация мужчин и женщин, право выбора сексуального партнёра и определения характера отношений с ним, любовь может наполнить все отношения мужчины и женщины, независимо от социальных положений, расовых или национальных принадлежностей, вероисповеданий, возрастов и исторических периодов [15, с.77-78].
Культурная концепция полового развития предполагает:
- выработку определенного сексуального поведения посредством всего многообразия мер, средств, форм и способов, которые выработало человечество в ходе исторического развития.
- стремление индивидов, общественных групп к повышению уровня сексуальной культуры или выравниванию ее уровней в паре [13, с.27].
Типичное сексуальное партнерство современного молодого человека – так называемый серийный моногамизм, в котором человек живёт одновременно с одним партнером или партнершей, однако эти отношения длятся не всю свою жизнь, но только некоторое более-менее длительное время. Эта позиция противоречит с одной точки зрения идее о пожизненном брачном союзе, с другой — идее леворадикальной точки зрения о необходимости института браков и о верности супругов в целом. В первую очередь отношение к серии моногамии было иронизированным, казалось, что ее можно было существовать лишь среди молодежи и без детей.
Самая сложная проблема XX века, которая оставила в наследство XXI веку, - это отношение к сексуальности детей. В отличие от нескольких древнейших цивилизаций современное общество остро понимает необходимость защищать детей от сексуального посягательства и эксплуатации взрослыми. Во-первых, это происходит при установлении законного возраста соглашения - минимального возраста, с которого в законе предусмотрено добровольное сексуальное отношение между взрослыми (старше 18 лет) и подростками [15, с.8].
Значительные происходят изменения в характере сексуального поведения и подростковых ценностей. С 50 годов ХХ в. практически в мировых масштабах снизился возраст сексуального дебюта и уменьшилась разница в этом отношении между мужчиной и женщиной.
Снижая возраст сексуальных дебютов и автономизации подростков и молодежи от «внешних» форм социального контроля - родителями, школами, церквями и государствами, - создают ряд потенциально опасных ситуаций, в первую очередь – нежелательные беременности, аборты и заражение инфекцией, передаваемой половым путём (ИППП), последняя угроза сделана особенно серьёзно СПИД [9, с.27].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов и ссузов / Г. С. Абрамова. - Изд. испр. и перераб. - Москва : Прометей, 2018. – 705 с.
2. Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности/ С.Т. Агарков, Е.А. Кащенко. ― М.: Издательские решения, 2015. ― 65 с.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004
4. Атемасов, А.В. Значение сексуальной культуры и причины ее недооценки // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. – № 2. – С. 93-99.
5. Балабанов С.С. Сексуальное поведение учащихся. Нижний Новгород, 1993.
6. Белогурова В. А. Воспитание нравственно и физически здорового человека. Учебное пособие: — Спб.: Нестор-История, 2014.- 472 с
7. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб.пособие / Б.С. Волков; Моск. гос. обл. ун-т. – М.: Трикста: Академ. проект, 2006
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2006. – С.31.
9. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах (пер. с англ. В. Анурина). СПб. : Питер, 2004. 208 с.
10. Зайцева Е.В. Межпоколенческая динамика сексуальной культуры: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006
11. Инфекции, передаваемые половым путем: методические рекомендации / авт.- сост. А.Д. Николаева, Е.А. Гревцова ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2011. — 40 с.
12. Карам, А.О. Сексуальное воспитание подростков и проблемы полового просвещения // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – № 2-1. – С. 208-210
13. Кащенко Е.А. Основы социокультурной сексологии/ Е.А. Кащенко. ― М.: Книжный дом Либроком, 2011. ― 252 с.
14. Козина, Е.А., Чередняков, Г.А. Половое просвещение в современном образовании // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла. – 2018. – С. 53-57.
15. Кон, И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ / И.С. Кон. – Дубна: «Феникс+», 2001. – 208 с.
16. Кон И.С. Сексуальное образование – глобальная задача ХХІ века // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 1. С. 94-114.
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет : [учебное пособие] / И. Ю. Кулагина ; ун-т Российской акад. образования. - 5-е изд. - Москва : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
18. Мастерс, У. Г. Основы сексологии / У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Колодни; Пер. с англ. Н. О. Фоминой и др. под ред. Н. Д. Фанченко. - Москва : Мир, 1998. - 692 с. https://goo.su/XgazIBN
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
20. Ниязбаева Н.Н., Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование (электронный журнал). – 2011. – № 3.
21. Омельченко Е. Л. Молодежное тело в сексуально-гендерном измерении: зоны откровения // PRO тело. Молодежный контекст / под ред. Е. Л. Омельченко, Н. А. Нартовой. СПб., 2013.
22. Пичугина Т. А. Особенности сексуальной культуры в современной России: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Т.А. Пичугина. ― Екатеринбург, 2003. ―175 c
23. Подольский А. И., Идобаева О. А., Идобаев Л. А. Подросток в современном мире: Заметки психолога – СПб.: КАРО, 2007
24. Поликарпов, В.А. Психология первой любви / В.А. Поликарпов. – Минск: Экономпресс, 2002. – 208 с.
25. Райх, В. Сексуальная революция : [Пер. с нем.] / Вильгельм Райх. - СПб. : Унив. кн. ; М. : АСТ, 1997. - 350 с.; 22 см.
26. Рогачева Т.В., Маликова Н.Н., Захаров М.А. Сексуальная культура современной российской молодежи // Медицинская психология в России: Электронный научный журнал. 2013. № 1. URL: mprj.ru/archiv_global/2013_1_18/nomer/nomer12.php
27. Смирнова Т.Е., Данилова М.В. Исследование отношения молодежи к гражданскому браку // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1021-1024.
28. Урбанович Л. Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями. — М.: Издательство «Глобус», 2009. -256 с.
29. Тарасевич, Т. В. Мотивы выбора брачного партнёра / Т. В. Тарасевич. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9934/ (дата обращения: 16.05.2023).
30. Тихомиров Д. А. Либерализация половой морали в современном мире // Знание. Понимание. Умение. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liberalizatsiya-polovoy-morali-v-sovremennom-mire (дата обращения: 16.05.2023).
31. Чеботарева, И. И. Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: социологический анализ : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.
32. Фурсина, Т. А. Отношение молодежи к незарегистрированному браку / Т. А. Фурсина, С. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.4 (113.4). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29339/ (дата обращения: 16.05.2023).