Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность социальной защиты человека на всех возрастных этапах сегодня никем не оспаривается. А осуществление защитных мероприятий по отношению к студенческому возрасту имеет особую значимость, поскольку в полной мере может способствовать более успешному профессиональному становлению будущих специалистов.
В современных условиях особенно трудно приходится студенчеству. Социально-экономический кризис вызвал расслоение его на различные социальные группы. Число малообеспеченных студентов растет. Студенты находятся в неравном социально-экономическом положении. Социальная незащищенность – основная проблема студенчества.
В силу этого внимание к студенчеству, его социальным проблемам должно быть резко усилено. Студенты – наиболее передовая часть молодежи, носители интеллектуального потенциала, и в будущем они будут определять развитие России в целом. Уровень стипендий не позволяет говорить о созданных условиях для занятия наукой. Многие вынуждены зарабатывать в ущерб здоровью и учебе. В сложившихся условиях вопросы государственной поддержки студентов в семьях с доходами меньше прожиточного минимума приобретают первостепенное значение.
Необходимость правового обеспечения студенчества назрела давно. В условиях современного социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми студенчество утрачивает источники средств существования, несет дополнительные расходы, попадает в трудные жизненные ситуации и нуждается в адресной социальной поддержке. Социальная помощь как организационно-правовая форма социального обеспечения находится в процессе формирования и приобретает особое значение.
Многие студенты не знают о своих правах и льготах, о способах их защиты, а профессиональная юридическая помощь для них недоступна. Усложняет ситуацию то обстоятельство, что российское законодательство представляет собой столь огромное и хаотичное нагромождение принятых в различное время нормативных актов, что даже молодым людям, имеющим необходимые источники, практически невозможно в нем разобраться. Степень информированности студенчества о существующих льготах, пособиях, компенсациях и других видах социальной поддержки очень низка (проведенные социологические исследования показали, что до 87,2% студентов практически не имеют никакой информации о правах и льготах)/
Многие отечественные ученые, такие, как Б.Р.Вишневский, В.Т.Шапко, В.Т.Лисовский, Л.Н.Коган, А.В.Артюхов, Л.Я.Рубина и другие, раскрывали социальные проблемы молодежи, но социальным проблемам студенчества не уделяется должного внимания.
Чтобы решить эту проблему, необходимо оценить существующий механизм и методы социальной защиты студенчества различных групп для сглаживания социального неравенства, выработать рекомендации для их совершенствования, начиная с первокурсников.
Целью работы является изучение особенностей социального проектирования в социальной защите студентов.
Задачи исследования:
Изучить основные направления социальной защиты студентов в ВУЗе;
Проанализировать сущностную характеристика социальной защиты студентов в ВУЗе;
Проанализировать проекты социальной поддержки и защиты студентов.
Объект исследования – социальная поддержка в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования – социальные проекты в социальной защите студентов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗе
1.1.Основные направления социальной защиты студентов в ВУЗе
Высшее образование сегодня играет важную роль в развитии современного общества. Под образованием понимается процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Институт образования представляет собой «сферу образования», так как включает в себя несколько групп, методов, форм, концепции, участвующих в процессе образования. Сфера образования представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в социальных группах, которые в нем задействованы .
Главной целью современного высшего образования является специалист нового типа, сознание которого направлено на творческое развитие, стремление и реализацию своих знаний. Формирование высококвалифицированного специалиста невозможно без строго выстроенной социальной поддержки, которая позволит студенческой молодежи сконцентрироваться на своем личном развитии и становлении в стенах вуза, не отвлекаясь на проблемы .
Несмотря на то, что вузы занимают важнейшее место в ряду агентов социальной защиты, социальная работа в системе высшего образования только начинает свое развитие. Зачастую социальную работу сравнивают с молодежной политикой, на самом деле социальная работа с молодежью – это профессиональная деятельность, целью которой является оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. О
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР : учебник. – М. – 1977
2. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и воспитание молодежи / Под общ. ред. И.Л. Набока. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 155-160
3. Бакшеев С. Л. Роль образования в обществе // Социально- экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2005
4. Бразевич С.С., Кондратьева Я.В., Слуцкий Е.Г. Проблемы социальной работы с молодежью. Учеб. пособие / под ред. С.С.Бразевича и Е.Г.Слуцкого. СПб.: , 2006
5. Брутова М.А. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение студента в условиях вуза // Научные труды SWorld. - 2012. - Т. 16. - № 1. - С. 37-39.
6. Васильчиков В.М. , Чикарина Л.Я. Государственная политика в отношении стандартизации и нормирования в сфере социального обслуживания населения // Труд и социальные отношения. – 2013. – № 9. – С. 20–23
7. Гаврилов С.Н., Старцева С.В., Филозоп А.А. Опыт применения проектной педагогической технологии в духовно-нравственном воспитании студентов// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 38. С. 98-104
8. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов. М.: Гардарики, 2006
9. Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. – М., 1974.
10. Камышева О.В., Безнощенко Д.А. О педагогической поддержке студентов социально-гуманитарного вуза в освоении технологий рыночной деятельности // Science Time. - 2015. - № 2 (14). - С. 67-71
11. Карабут А.П. Педагогические аспекты социальной работы в системе социальной защиты населения: автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003
12. Кодекс Омской области «О социальной защите отдельных категорий граждан» от 4.07. 2008 г. № 1061HОЗ – Омск // Ведомости законодательного собрания Омской области. – 2008. – № 2 (57). Часть II. – Ст. 3728
13. Коннова А.В. Правовые основания социальной поддержки студентов вузов // Экономика и социум. - 2015. - № 1-1 (14). - С. 39-43.
14. Краско, М. Г. Социальная поддержка семьи в современных условиях: региональный аспект : дис. … канд. соц. наук : 22.00.04 / Краско Мария Геннадьевна. – Екатеринбург : Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2009
15. Краюшкина С.В. О некоторых проблемах правового регулирования социальной поддержки студентов вузов // В сборнике: Качество педагогического образования: молодой учитель Материалы IV Всероссийской конференции: в 3-х томах. - 2003. - С. 130-132.
16. Лаврентьева, И. П. Управление в социальной сфере [Электронный ресурс] / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В.Григорьев. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. –.– Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m1395/
17. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. – М. : Юстицинформ, 2008.
18. Малеин Н.С. ГражданскоHправовое положение личности в СССР. – М. : Наука, 1975.
19. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум. – М. : Книжный мир, 2010.
20. Миронов В. А., Майкова Э. Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов : монография. – Тверь : ТГТУ, 2004
21. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты : дис. ... докт. юрид. наук. – М., 2007.
22. Морова Н.С., Шамсутдинов И.Г. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка студентов - важный фактор конкурентоспособности и безопасности вуза в условиях международной образовательной интеграции // Вестник НЦБЖД. - 2011. - № 3-9. - С. 51-55.
23. О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования на 2011 год: постановление правительства Рос. Федерации от 18.11.2011 № 945
24. Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru/
25. Понятие и виды социальной поддержки // Юридический портал : Закон сегодня [Электронный ресурс]. –.– Режим доступа http://lawtoday.ru/razdel/biblo/pr-socobs/DOC_084.php
26. Постановление Правительства РФ от 27.06.2001 №487 (ред. От 23.08.2007, с изм. От 29.03.2014) "Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов
27. Ракитов А., Романкова Л. Кадры высшей школы: молодежная политика // Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – С. 3–12
28. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
29. Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки // Молодой ученый. - 2015. - № 1 (81). - С. 479-484.
30. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2002
31. Средства, перечисляемые Минфином РФ в бюджеты ПФР и ФСС РФ // СЗ РФ. – 2005. – № 36. – Ст. 3707
32. Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. – Томск : ТГУ, 1980. – с. 87-88
33. Трегубова Т.М. Социальная работа со студентами в ХХI веке - новые обязательства, поликультурный анализ. Совет по международным исследованиям и обмен
34. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178HФЗ. URL: http://base.garant.ru/180687
35. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/9014513
36. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122HФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» URL: http://base.garant.ru/12136676/
37. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
38. Федеральный закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 г. №134HФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 43. – Ст. 4904
39. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
40. Холостова, Е. И. Генезис социальной работы в России : Учебное пособие / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2010