Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Теоретические основы экологического образования дошкольников
1.1 Особенности экологического образования дошкольников
1.2 Формы экологического образования дошкольников
Глава 2 Экологическое образование дошкольников посредством экскурсий и прогулок
2.1 Экологическое образование дошкольников путем природоведческих экскурсий
2.2 Экологическое образование дошкольников путем прогулок
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях потребность в экологическом образовании особенно остра и актуальна. Это проблема не только научно-технического прогресса, но и самого человечества. Мы оторвались от природы, мы стали "детьми больших городов и гигантских супермаркетов", нам больше не нужно слушать мать-природу, и мы заменяем то, что дала нам мать-природа, творениями человека. К сожалению, сейчас мы можем наблюдать, как природа возвращает нам свое. Озоновая дыра, глобальное потепление, кислотные дожди, частые землетрясения и наводнения не удивляют и не шокируют нас. Единственное, что может изменить планету на данном этапе, — это деятельность человека, основанная на глубоком понимании законов природы и обусловленная тем, что мы являемся единицей природы. Это означает, что каждый из нас должен научиться разумно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. Это возможно только через экологическое воспитание, которое начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.
Поэтому проблема воспитания бережного отношения к природе, экологическое образование у детей дошкольного возраста становится все более серьезной. От грамотности этого процесса зависит позитивный статус будущих граждан. При формировании доброго отношения к природе необходимо учитывать эмоциональное одобрение детьми места, где они родились и живут, развивать их умение видеть и чувствовать красоту окружающей природы и культуры. Необходимыми условиями для развития благодарного отношения к окружающей природе являются желание и смелость оказывать посильную помощь взрослым, природе и родному краю.
Прогулки и экскурсии на природе - одни из важнейших видов организованной детской деятельности, где формируется любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности детей. Во время природоведческих экскурсий и прогулок дети впервые задумываются о своей стране, знакомятся с особенностями, культурой, трудовыми, духовными и нравственными традициями своей малой родины. Это является началом и основой для формирования уважительного отношения к природе. Процесс познания происходит объективно и активно, так как ребенок непосредственно видит, слышит и осязает окружающий его мир. Органы чувств дошкольника обогащаются яркими, эмоциональными и запоминающимися образами, которые впечатляют гораздо больше, чем полученные из книг.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются труды отечественных педагогов Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева, Е.И. Тихеева, С.Н. Николаева, С.Н. Нифонтова.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость природоведческих экскурсий и прогулок в детских садах как условия формирования внимательного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования в дошкольном образовании.
Предмет исследования - природоведческие экскурсии и прогулки как форма формирования внимательного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• определить специфику экологического образования детей дошкольного возраста
• раскрыть сущность и роль природоведческих прогулок и экскурсий в экологическом образовании;
• составить рекомендации по внедрению прогулок и экскурсий с целью экологического образования.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом: экол. воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2019. – 128 с.
2. Бабылева, Л. Д. К природе – с добротой̆/ Л. Д. Бабылева// Дошкольное воспитание. – 2019. 190 с.
3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практ. пособие для воспитателей̆ и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2014. – 190 с.
4. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей̆ в процессе ознакомления с природою̆: пособие для воспитателей̆ дет. сада / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1980. – 111 с.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! перспектив. план работы по формированию экол. культуры у детей̆ дошкол. возраста / О. А. Воронкевич. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 496 с.
6. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей̆ дошкольного возраста: курс лекций для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартов. гос. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
7. Гончарова, Е. В. Экология для малышей̆: регион. программа экол. образования дошкольников / Е. В. Гончарова. – Тюмень, 2020. – 143 с.
8. Гризик, А. Т. Познаю мир: предметы вокруг нас: развивающая кн. для детей̆ мл. дошкол. возраста / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2016. – 32 с.
9. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология. учеб. пособие для студентов вузов / Д. С. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 480 с.
10. Журавлева, В. Н. Экология для старших дошкольников: метод. пособие для педагогов дошкол. учреждений / В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 214 с.
11. Зверев, А. Т. Экология: наблюдаем и изучаем: для дошкол. учреждений и 1 кл. нач. шк. / А. Т Зверев. – М.: Оникс, 2006. – 48 с.
12. Зебзеева, В. О формах и методах экологического воспитания / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – 144 с.
13. Зенина, Т. А. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников / Т. А. Зенина // Обруч. – 2004. – 133 с.
14. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – 143 с.
15. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию/ Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2004. – N185 с.
16. Каменева, Л. А. Мир природы и ребёнок: методика экол. воспитания дошкольников: учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева. под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319 с.
17. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2019. – 184 с.
18. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой̆ природой̆. Природопользование в детском саду: метод. пособие / С. Н. Николаева. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 80 с
19. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей̆: учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
20. Николаева. С. Н. Эколог в детском саду: программа повышения квалификации дошкол. работников / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004. – 120 с.