Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время в систему об-разования активно внедряются технические средства, которые изменили под-ход к образовательному процессу во многих странах мира, в том числе и в России. Широко используются новые формы образования, одна из которых - дистанционное обучение.
В связи с обострением эпидемиологической ситуации принято распо-ряжение Министерства образования России от 17 марта 2020 года N 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и средне-го общего образования, образовательные программы среднего профессио-нального образования, соответствующего дополнительного профессиональ-ного образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой корона вирусной инфекции на территории Российской Федерации», после чего был осуществлен переход к формату ди-станционного обучения.
Формат дистанционного обучения можно рассматривать как инноваци-онную форму обучения, которая позволяет получать знания через Интернет под наблюдением учителей и родителей.
При таком формате обучения дети не могут контролировать себя, по-этому родители и учителя должны осуществлять контроль совместно. Обу-чение детей будет успешным, если учитель по возможности будет использо-вать все формы взаимодействия с родителями учеников.
Работа с родителями - одно из самых сложных направлений в деятель-ности педагога. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель также должен уметь находить под-ход не только к своему ученику, но и к его родителям.
Необходимость и важность сотрудничества между семьей и школой никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и наиболее важными учителями ребенка до того, как он пойдет в школу, и будут выпол-нять эту роль в будущем.
Дистанционное обучение сегодня позволяет создавать системы непре-рывного массового самообучения, универсального обмена информацией, независимо от временных и пространственных зон. Системы дистанционного образования доступны для всех людей, независимо от их социального стату-са. Эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребно-сти общества и обеспечивать реализацию конституционного права на образо-вание каждого гражданина страны.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования «Совместная работа учителя и родителей в условиях дистанционно-го обучения».
Изученность темы. В ходе исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные. Так, например, дистанционное обучение, его сущность, технологию и органи-зацию изучали с трудах А.А. Андреева, В.Т. Волов, С.Н. Додока, А.А. Кал-мыков; модель формирования взаимодействия системы образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей рассматривалась Е.В. Антиповой, О.Б. Журавлевой, М.Б. Западаевой; вопросы исполь-зования информационных технологий и средств дистанционного обучения занимались И.М. Ибрагимов, С.Н. Додока, В.А. Красильников и др.
Проблема исследования – Каковы условия совместной работы учите-ля и родителей в рамках дистанционного обучения.
Противоречие: Образовательная практика не накопила еще достаточ-ный опыт методических разработок по организации совместной работы учи-теля и родителей в условиях дистанционного образования. Однако эффектив-ность педагогической системы действующих педагогических закономерно-стей, в выработке на их основе организационно-педагогических условий, до-статочно конструктивных для практической педагогической деятельности по взаимодействию с родителями в условиях дистанционного обучения.
Объектом исследования является процесс взаимодействия учителя и родителей в условиях дистанционного обучения с целью повышения эффек-тивности образовательного процесса.
Предметом исследования являются взаимодействие учителя и родите-лей в условиях дистанционного обучения.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является теоретически обосновать и разработать эффективные условия для совместной работы учителя и родителей в рамках дистанционного обучения.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
1. Рассмотреть особенности дистанционного формата обучения;
2. Детально проанализировать формы взаимодействия учителя началь-ных классов с родителями младших школьников в период дистанционного формата обучения;
3. Рассмотреть методические рекомендации учителям и родителям по взаимодействию и эффективному применению и использованию технологии «Дистанционное обучение» в обучении школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ нормативных документов, анализ научно-методической и педагогической литературы, метод научного описания, срав-нительный анализ.
2. Эмпирические: опросные методы – анкетирование родителей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. 223 с.
2. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: дис.д-ра пед. наук: 13.00.02 / А.А.Андреев. - М., 1999. - 367с.
3. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А.Андреев, В.И.Солдаткин. - М.: МЭСИ, 1999. - 196 c.
4. Антипова Е.В. Модель формирования взаимодействия учрежде-ний образования и семьи в формировании педагогической культуры родите-лей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8). С. 34–37.
5. Бидайбеков, Е.К. Актуальные проблемы и существующий опыт формирования образовательных электронных ресурсов [Электронный ре-сурс] / Е.Ы.Бидайбеков, С.С.Усенков. - 2012. - Режим доступа: http://cis.rudn.ru/document/show.action?document.id=2000 (дата обращения: 17.10.2012).
6. Волов, В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, пер-спективы [Текст] / В.Т.Волов, Л.Б.Четырова, Н.Ю.Волова. - Самара: СНЦ РАН, 2000. - 100 с.
7. Гриншкун В.В. Технология создания электронных средств обуче-ния/ В.В. Гриншкун, М.И. Беляев, Краснова Г.А. [Электронный ресурс]. -. Режим доступа: http://uu.vlsu.ru/files/Tekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf.
8. Дистанционное обучение: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. - М.: Владос, 1998. - 192 с.
9. Додока, С.Н. Дистанционное обучение, проблемы, перспективы / С. Н. Додока. - Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. - 158 с.
10. Додока, С.Н. Информационные и телекоммуникационные техно-логии в образовании / С.Н.Додока; под ред. С.Ю.Михина. - М.: Центр, 1999. - 137 с.
11. Журавлева, О.Б. Дистанционное обучение: концепция, содержа-ние, управление / О.Б.Журавлева, Б.И.Крук. - Новосибирск: Изд-во СибГУ-ТИ, 2001. - 86 с.
12. Западаева М.Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителя-ми учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. 2014. № 3. С. 112–119.
13. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства ди-станционного обучения / И.М.Ибрагимов. - М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2007. - 336 с.
14. Иванова, М.А. Некоторые проблемы организации дистанционного обучения в вузе [Электронный ресурс] / М.А.Иванова. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/151211/nekotorye-problemy-organizacii-distancionnogo-obuchenija-v-vuze.html.
15. Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по учебной дис-циплине: Пособие для преподавателей / И.И.Ильясов, Н.А.Галатенко. - М.: Логос, 1994. - 205 с.
16. Использование современных информационных и коммуникацион-ных технологий в образовательном процессе.: Учебно-методический ком-плект для системы педагогического образования / под общ. ред. A.M.Семибратова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 200 с.
17. Калмыков, А.А. Дистанционное обучение. Введение в педагогиче-скую технологию: учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалифика-ции преподавателей / А.А.Калмыков, О.А.Орчаков, В.В.Попов. - М.: МИРЭА, 2005. - 179 c.
18. Канаев, В.И. Дистанционное обучение: технологические аспекты / В.И.Канаев. - М.: СГА, 2004. - 192 с.
19. Классификации электронных учебных курсов [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://do.rksi.ru/site/about/need_klass.xml.
20. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iatp.am/economics/resource/do/consept2.html#п12 (дата обращения: 16.10.2012).
21. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А.Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики»>, 2006. - 231 с.
22. Методические рекомендации по дистанционному обучению для преподавателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.snfpo.ru/help/articles/mrpdo.html.
23. Методические рекомендации по созданию учебно-методических комплексов для электронных обучающих систем [Электронный ресурс]. - Ро-стов-на-Дону, 2006. - http://rudocs.exdat.com/docs/index-62940.html.
24. Могилев, А.В. Педагогические аспекты дистанционного образова-ния / А.В.Могилев, И.Я.Золотникова, В.В.Кравец. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1997. - 184 с.
25. Никуличева, Н.В. Какими компетенциями должен обладать пре-подаватель дистанционного обучения и как их сформировать / Н.В.Никуличева [Электронный ресурс] // e-Learning PRO. - 2009. - N 11. - Режим доступа: http://www.elearningpro.ru/page/zhurnal-pro-elearning.
26. Никуличева, Н.В. Квалификационная характеристика преподава-теля дистанционного обучения как один из аспектов качества всей системы дистанционного обучения / Н.В.Никуличева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elw.ru/reviews/detail/1047/.
27. Новые педагогические и информационные технологии: учеб. по-собие для вузов / под ред. Е.С.Полат. - М. : Академия, 1999. - 224с.
28. Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ [Электронный ресурс] - . Новокуйбышевск: , 2009 -. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/129/150.php.
29. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного вос-питания детей раннего возраста: к вопросу обновления системы общественно-го воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 8–13.
30. Пак Н.И. Компьютерная диагностика знаний в системах дистанци-онного образования / Н.И.Пак, А.Л.Симонова [Электронный ресурс]. -. Ре-жим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/00/2_00/st218.html.
31. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.
32. Педагогам о дистанционном обучении / Под ред. Т.В.Лазыкиной - СПб.: РЦОКОиИТ, 2009. - 98 с.
33. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2006. - 400 с.
34. Полилова, Т.А. Опыт проведения дистанционных курсов / Т.А.Полилова [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://textbook.keldysh.ru/megaproject/distant/polilova.htm.
35. Силакова О.В., Еремеева О.В. Семейное образование как альтер-натива школьному образованию: достоинства и недостатки // Общество: со-циология, психология, педагогика. 2022. № 11 (103). С. 160–165. https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.24.
36. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д.Смирнов. - М.: Академия, 2001. - 304 с.
37. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, ин-струментарий. / Под ред. З.О.Джалиашвили. - СПб.: БХВ - Петербург, 2003. - 336.
38. Станкевич П.В., Попова Р.И., Киселева Э.М. Стратегия формиро-вания специализированных магистерских программ в области безопасности жизнедеятельности // Вестник Челябинского государственного педагогическо-го университета. 2013. № 11. С. 177–186.
39. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Алма-Ата, 1983. 126 с. Ушинский К.Д. О воспитании детей и юношества. Традиции русской гуманистической педагогики. М., 2018. 212 с.
40. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
41. Технологии дистанционного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-11.html.
42. Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие (Обобще-ние методологии и практики использования) / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В Трайнев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 294 с.
43. Трайнев, В. А. Методология построения и развития системы ди-станционного обучения в вузе: (обобщение практики и рекомендации) / В. А. Трайнев, О. В. Трайнев ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Прометей, 2006. - 342 с.
44. Фёдорова Г.А. Профессиональная подготовка учителей к реализа-ции дистанционных образовательных технологий в современной школе [Электронный ресурс]; 2012.- Режим доступа: http://www.science-education.ru/103-6172.