Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Психическая структура личности - это сложная система взаимосвязанных психических процессов и состояний, которые определяют поведение, мышление и эмоции человека. В общем виде, психическая структура личности включает в себя три основных компонента: "я" (эго), "оно" (ид) и "супер-эго".
Теория Эдипова комплекса является одной из наиболее известных теорий, описывающих влияние детских переживаний на структуру личности. Эта теория была предложена Зигмундом Фрейдом в начале XX века и получила свое название в честь греческого мифа об Эдипе, который случайно убил своего отца и женился на своей матери.
Согласно теории Эдипова комплекса, в раннем детстве у детей возникает сильное привязанность к родителю противоположного пола (обычно это мать), а также чувство ревности по отношению к родителю того же пола (обычно это отец). В ходе дальнейшего развития, дети осознают, что эти чувства не соответствуют общепринятым нормам и начинают сдерживать их.
Изучение Эдипова комплекса имеет актуальность в психологии и психиатрии, так как позволяет понимать некоторые аспекты формирования личности и возможных проблем, связанных с этим. В частности, изучение Эдипова комплекса может помочь в понимании:
-Развития детской психики и эмоциональных переживаний в раннем возрасте;
-Влияния семейной среды на формирование личности;
-Психических расстройств, связанных с нарушением нормального развития Эдипова комплекса, таких как неврозы, фобии, депрессии и т.д.;
-Влияние культурных и социальных норм на формирование личности.
Также изучение Эдипова комплекса может быть полезно для психотерапевтов и психиатров при работе с пациентами, которые испытывают проблемы, связанные с этим комплексом. В целом, изучение Эдипова комплекса позволяет лучше понять человеческую психику и ее развитие, а также может помочь в работе с людьми, которые испытывают проблемы в связи с этим комплексом.
Таким образом, Эдипов комплекс представляет собой сложный психологический процесс, включающий в себя привязанность к родителю противоположного пола, ревность и злость по отношению к родителю того же пола, а также постепенное принятие социальных норм и ограничений. В целом, теория Эдипова комплекса является одной из основных теорий развития личности и играет важную роль в современной психологии.
Цель исследования: изучить роль Эдипова комплекса в формировании психической структуры личности в современных условиях.
Объект исследования: Эдипов комплекс.
Предмет исследования: роль Эдипова комплекса в психической структуре личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю возникновения и развития теории Эдипова комплекса;
2. Описать содержание теории Эдипова комплекса и его влияние на развитие детской психики;
3. Проанализировать проявление Эдипова комплекса в жизни человека и его роль в формировании личности.
Гипотеза исследования:
1) Эдипов комплекс является одним из ключевых факторов, определяющих психическую структуру личности
2) существуют различия в представлениях об «идеальной» матери у подростков в зависимости от пола.
Теоретико-методологическая база исследования: психоанализ Зигмунда Фрейда,
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: сравнительный метод, метод анализа, метод сопоставления.
В ходе эмпирического исследования использовались следующие методики:
1) Модифицированный вариант теста «20 утверждений» М. Партленда.
2) Анкета, направленная на сбор информации о семье подростка, особенностях взаимоотношений в семье, и включающая вопросы об «идеальной» матери.
Эмпирическая база исследования. Выборка проводимого исследования составила 100 подростков в возрасте 12–14 лет, которые обучаются в ГБОУ «Школа № 124 с углубленным изучением английского языка» г. Екатеринбург, в 5–7-х классах. В исследовании приняло участие 50 юношей и 50 девушек.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОЙ МАТЕРИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Культурно-исторический контекст Эдипова комплекса
Эдипов комплекс - это термин, введенный психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, который описывает феномен, когда дети испытывают сильное сексуальное притяжение к родителю противоположного пола и соперничают с родителем того же пола за его внимание и любовь. У мальчиков этот комплекс называется Эдиповым, а у девочек - комплексом Электры. В основе этого комплекса лежат инцестуозные либидиозные желания, которые являются запретными и порочными в культуре. Тем не менее, культура и история свидетельствуют о том, что амбивалентное отношение к инцесту существует уже долгое время.
В Европе, термин "инцест" был осмыслен как "кровосмешение" только в христианскую эпоху, а до этого времени не существовало отдельного термина для обозначения сексуальных отношений между близкими родственниками. Некоторые исследователи предполагают, что термин "кровосмешение" может быть связан с метафорой на неясном основании или с народной этимологией.
В древней Греции такого термина не было, и инцест был одним из видов недозволенного сексуального поведения. В римской традиции инцест-кровосмешение также выделился из инцеста-греха позднее. В самую раннюю эпоху, когда еще не было противопоставления "дозволенных" и "недозволенных" сексуальных связей, господствовал промискуитетный брак.
Первая ступень на лестнице социального развития - это разделение хозяйственных и религиозных функций между мужчиной и женщиной, что привело к установлению женской власти - матриархата. В этот период не было осознания связи между сексом и деторождением, и промискуитет, в том числе инцест, был в порядке вещей [1, C.57].
Таким образом, первоначальный инцест можно отнести к примитивному типу. В дальнейшем произошла вторая гендерная революция, в ходе которой установилось мужское главенство и когнитивная связь между сексом и рождением ребенка. Это привело к установлению родословной по мужской линии и к борьбе с инцестом. Запрет на инцест не связан с безличной тенденцией к "улучшению породы", как это может показаться на первый взгляд. Этот запрет скорее связан с культурно-исторической динамикой и социальными изменениями, которые происходили в обществе.
С точки зрения "улучшения породы" инцест, возможно, может быть необходим, как в животном мире, где определенное количество болезненных и слабых "выродков" служит дополнительным регулятором численности и качества популяции.
Вместо примитивного инцеста, который существовал в ранних стадиях развития человечества, появился сакральный инцест, который символизировал царственную вседозволенность и пренебрежение главным моральным запретом. Такой инцест стал практиковаться римскими императорами, особенно популярными в этом смысле были Нерон и Калигула. Биографы, современные императорам, осуждали такое поведение, но в то же время упоенно описывали его, как и другие императорские распутства.
Маркиз де Сад описывал сакральный инцест и промискуитет в своих книгах, где герои, практикующие инцест и промискуитет, были носителями безраздельной власти над другими людьми и моралью. Они были "царями" в предельном субъективно-позитивном смысле, но в то же время, они были одновременно и явно отвратительными, и тайно привлекательными. Инцест и промискуитет в таком контексте становились естественными и одновременно пугающими, и притягательными.
В искусстве страх перед инцестом часто переходит в страх перед судьбой. Это проявляется в произведениях, таких как трагедия «Об Эдипе», где главный герой осуществляет предсказание, которое было его роком, а не проявлением свободной воли. Также этот страх отражен в рассказе Мопассана «Франсуаза», пересказ которого был известен в России благодаря Льву Толстому, и в романе Макса Фриша «Homo Faber» [2, C.45]
Однако в литературе также прослеживается привлекательность инцеста. Чаще всего это квази-инцест и промискуитет, где промискуитет является оправдательным контекстом для инцеста. Квази-инцест включает в себя одновременную связь с матерью и дочерью или отцом.
Промискуитет и квази-инцест связаны с инцестом только в том случае, если круг сексуальных связей ограничен сообществом близких людей, и тайные связи могут легко стать явными, что усиливает запретную привлекательность инцеста. Другие формы нарушения норм сексуального поведения, такие как Дон-Жуан, используют нарушения, которые произошли в доэдиповом периоде развития.
Квази-инцест и промискуитетные мотивы обуславливают глубинную привлекательность "мыльных опер" в латиноамериканском варианте, где все оказываются "тайными родственниками" друг друга. Мистико-инцестуозные мотивы используются в кино и литературе ужасов, где вампиры и оборотни часто находятся в инцестуозной связи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономова, Н. С. Познание и перевод: опыты философии языка / Н. С. Автономова. – М.: РОССПЭН, 2008. – 704 с.
2. Золотухина, О. Б. Психологизм в литературе: пособие / О. Б. Золотухина. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 178 с.
3. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Б. Д. Карвасарский. – Режим доступа: http://www.samomudr.ru/d2/Enciklopedija_PSIXOTERAPEVT.pdf
4. Кейзин, А. Мудрость, обретённая в изгнании. Классик без ретуши: литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критич. отзывы, эссе, пародии / А. Кейзин; пер. с англ. Н. Казаковой. – М.: Новое лит. обозрение, 2000. – С. 596-599.
5. Психология развития / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.: Сфера, 2001.- 352 с.
6. Путра, В. А. Механизмы символообразования в психоанализе З. Фрейда / В. А. Путра, О. Б. Элькан // Вестник Московского государственного университета культуры. – 2016. – № 4(72). – С. 59-64.
7. Путра, В. А. Формирование символической сферы культуры в представлениях аналитической психологии К. Г. Юнга / В. А. Путра, О. Б. Элькан // Культурная жизнь Юга России. – 2017. – № 3(66). – С. 20-24.
8. Райгородский Д.Я. Психология семьи [Текст] / Д.Я. Райгородский.- Самара: БАХРАХ-М, 2002 .- 752 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
10. Слученкова К.А. Образ реального и идеального отца: особенности представлений у подростков [Электронный ресурс] / К.А. Слученкова // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. – 2018. – № 3(45). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5613
11. Собкин В.С. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт [Текст] / В.С. Собкин // Психологическая наука и образование. – 2019. Т. 24, №2. – C. 5—10
12. Современные проблемы реализма и модернизм: сб. статей; отв. ред. А. С. Мясников. – М.: Наука, 1965. – 615 с.
13. Фомичева Л.Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков / Л.Ф. Фомичева // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 26-39.
14. Фрейд, З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1990. – С. 39-121.
15. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы [Текст] / Ю. Хямяляйнен. - М.: Просвещение, 1993. - 284 с. 69.
16. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст] / В.М. Целуйко.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
17. Шевченко, Н. И. Психоанализ как основа методологии изучения литературы / Н. И. Шевченко // Молодой учёный. – 2015. – № 3. – С. 995-996.
18. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
19. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб: Питер, 2008. - 672 с.
20. Юнг, К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы. Классический психоанализ и художественная литература: хрестоматия / К. Г. Юнг. – СПб.: Питер, 2002. – С. 106-130.