Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1. Сущность патриотического воспитания
Патриотическое воспитание на всем протяжении российской истории находится в поле зрения государства, приобретая особое значение в периоды внутренних и международных кризисов. Современная реальность изобилует вызовами, эффективно противостоять которым может только сплоченное российское общество, построенное на традиционных духовно-нравственных ценностях, объединяющее социально активных граждан со зрелым гражданским самосознанием, которые осознанно включены в жизнь и развитие своей страны [16].
Обострение внешнеполитических проблем, усиление межгосударственных противоречий, экономическая нестабильность, попытки разрушения традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, распространение деструктивных идеологий, насаждение чуждых нравственных и поведенческих моделей – все это требует оперативного и адекватного реагирования со стороны системы патриотического воспитания [2].
Патриот – человек, который идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой Родины, ощущает себя ответственным за ее благополучие, осознает социальную ответственность по отношению к своим соотечественникам, в том числе проживающим за рубежом, готов вносить своей деятельный вклад в процветание Отечества и стоять на защите его интересов [14].
Патриотизм – нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства [26].
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание [10].
Система патриотического воспитания – это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации [4].
Инструменты патриотического воспитания – совокупность приемов, форм, методов и средств, применяемых субъектами патриотического воспитания в отношении объектов патриотического воспитания для достижения целей патриотического воспитания. Направление патриотического воспитания – сектор патриотической работы, обладающий специфическими характеристиками, на основе которых он может быть вычленен из общей массы мер формирования и развития патриотизма [11].
Программа патриотического воспитания – совокупность мероприятий и проектов, осуществляемых в целях патриотического воспитания в отношении целевой аудитории, а также стратегический документ, определяющий цели, задачи, содержание патриотического воспитания и закрепляющий полномочия вовлеченных сторон. Патриотический проект – комплекс действий и процессов, направленных на развитие у целевой аудитории чувства патриотизма, отдельных его аспектов или составляющих (ценностей) в течение определенного временного отрезка [30].
1.2. Понятие и виды внеклассной работы
Внеклассная работа – это организация различных мероприятий для учащихся во внеурочное время. Эта работа направлена на развитие творчества школьников, приобщение их к здоровому образу жизни, содействие в профессиональном самоопределении, помощь в адаптации их к жизни в обществе. Она может иметь различные формы: клубы, кружки, конкурсы, соревнования, беседы, вечера, посещение спектаклей, встречи с интересными людьми [9].
Учащиеся должны добровольно принимать участие во внеклассной работе. Задача учителя в данном случае – вовремя обнаружить заинтересованность школьника в определенном виде деятельности и направить ее в нужное русло [25].
Результаты внеклассной работы ученика оцениваются не в баллах, а в виде отчетных концертов, вечеров, в выпуске стенгазеты, радиопередачи. Содержание и форма внеклассной работы должны основываться на желаниях и интересах учеников [27].
Внеклассная работа всегда связана с урочной работой, но материал нужно подбирать, учитывая индивидуальные склонности и уровень подготовки школьника. Кроме того, он должен быть интересным и информативным, а форма его подачи – привлекательной для детей. Специфика подачи материала заключается в том, что учителю нужно обращаться к разуму ребенка через эмоции, т.е. во внеклассной работе преобладает эмоциональный аспект [21].
Кроме заинтересованности учащихся во внеклассной работе необходимо следить за их обязательностью в выполнении поручений, которые они добровольно взяли на себя, например, при подготовке концерта. Внеклассная работа должна носить регулярный характер, например, раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц [7].
Разнообразные виды внеклассной работы помогают ребенку самореализоваться, повысить собственную самооценку, укрепить уверенность в своих силах. У учащегося формируется положительное восприятие себя как личности. То, что ребенок пробует себя в различных видах деятельности, обогащает его опыт, и ученик приобретает практические навыки [29].
Внеклассная работа своим разнообразием пробуждает у детей интерес к разным видам деятельности, им хочется участвовать в одобряемой обществом деятельности. Принимая участие во внеклассной работе, дети раскрывают свои творческие способности, а также учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих друзьях. Замечено, что в школах, где внеклассная работа по предмету проводится ярко и результативно, такой предмет высоко ценится учащимися [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменко, И.М., Соколова, В.А., Чистяков, Б.Ю. Младший школьный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка / И.М. АБраменко, В.А. Соколова, Б.Ю. Чистяков // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021. – С. 100–109.
2. Амирханова, Е.Н. Современные образовательные технологии: российский и зарубежный опыт. Монография / Е.Н. Амирханова. – Тамбов: Старт, 2020. – 640 с.
3. Архангельская, М.А., Сурков, И.С. Эффективность различных форм организации внеклассной деятельности в начальной школе в общей системе воспитательной работы / М.А. Архангельская, И.С. Сурков // Сборник статей Саратовского государственного университета. Вып. 3. Педагогика начальной школы. – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2020. – С. 50–63.
4. Балакина, Л.Д., Гусева, И.С., Щербакова, А.В. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в условиях современных условий развития общества / Л.Д. Балакина, И.С. Гусева, А.В. Щербакова // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. – Томск: Парадигма, 2020. – С. 40–52.
5. Барсукова, И.М., Чадова, Р.В. Современные психолого-педагогические исследования в контексте социальных преобразований: теория и методика / И.М. Барсукова, Р.В. Чадова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки». – Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2023. – С. 90–101.
6. Барышникова, Я.В., Трезубцева, А.М., Заврагина, М.В. Программные и творческие компоненты внеурочной работы в младших классах: проблемы и перспективы применения в практической деятельности учителя начальной школы / Я.В. Барышникова, А.М. Трезубцева, М.В. Заврагина // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы современного образования». Омск: Омский государственный университет, 2018. – С. 9–16.
7. Бурунова, И.С., Гаврикова, А.В., Полунина, Т.А. Реализация дидактических принципов в процессе воспитания учащихся начальной школы / И.С. Бурунова, А.В. Гаврикова, Т.А. Полунина // Вопросы современной педагогики. Сборник статей. – Архангельск: Перекресток, 2018. – С. 157–172.
8. Гавриленко, Т.А., Самоходова, Е.Н., Хариненко, Н.Е. Проектный метод как эффективная технология обучения в современном мире: теория и методология исследования / Т.А. Гавриленко, Е.Н. Самоходова, Н.Е. Хариненко // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 4. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2023. – С. 105–114.
9. Головко, А.В., Хлебников О.С., Чекмарева М.А. Формы внеурочной деятельности в современной начальной школе / А.В. Головко, О.С. Хлебников, М.А. Чекмарева // Вопросы педагогического образования. 2021. – № 12. – С. 24–30.
10. Давидян, С.О., Месхиева, И.В., Карубинова, М.И. Принципы воспитания младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности: методология и практика применения / С.О. Давидян, И.В. Месхиева, М.И. Карубинова // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2022. – № 1.– С. 206–215.
11. Иванченко, С.А., Широкова, Е.Н., Баншикова, Я.В. Развитие патриотизма младших школьников: основные проблемы и методики / С.А. Иванченко, Е.Н. Широкова, Я.В. Банщикова // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке: проблемы и перспективы теории и практики». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 36–50.
12. Капустина, И.С., Холмогорова, Ю.И., Пятницкая, С.В. Внеклассная деятельность как образовательное пространство для патриотического воспитания школьников: теория и методология / И.С. Капустина, Ю.И. Холмогорова, С.В. Пятницкая // Сборник статей Кировского государственного университета. Вып. 1. Педагогические технологии. – Киров: Издательство Кировского государственного университета, 2022. – С. 52–62.
13. Куликова, А.С. Внеурочная деятельность в начальной школе: организация и методики реализации / А.С. Куликова. – Хабаровск: Зеркало, 2017. – 340 с.
14. Лопатникова, А.П., Харламов, И.М., Оганесян, В.В. Роль начальной школы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы А.П. Лопатникова, И.М. Харламов, В.В. Оганесян // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. – С. 80–91.
15. Марьянова, А.П., Червинникова, С.И., Володин, П.А. Проблема развития патриотических чувств детей в современных социально-экономических реалиях / А.П. Марьянова, С.И. Червинникова, П.А. Володин // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – С. 68–80.
16. Микулина, Е.Г., Гульчина, Е.С., Пономаренко, Г.В. Эффективность проектного метода в современном образовательном процессе: результаты эмпирических исследований / Е.Г. Микулина, Е.С. Гульчина, Г.В. Пономаренко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования в России». – Ярославль: Ярославский государственный педагогический институт, 2021. – С. 80–94.
17. Носов, М.И. Патриотическое воспитание младших школьников / М.И. Носов. – Липецк: Адамант, 2022. – 182 с.
18. Остапенко, С.М., Головина, А.В., Суржанская, И.Т. Внеклассная деятельность как пространство для эффективного воспитания младших школьников: основные формы и методы педагогического воздействия / С.М. Остапенко, А.В. Головина, И.Т. Суржанская // Вопросы педагогики начальной школы. – 2021. – № 7. – С. 66–78.
19. Островская, М.И., Лагушкина, О.В., Белебейко, С.М. Особенности организации внеклассной деятельности в современной системе начального образования: теоретико-методологические подходы и практические разработки педагогов / М.И. Островская, О.В. Лагушкина, С.М. Белебейко // Сборник статей Ростовского государственного университета. Вып. 6. Педагогика. – Р.-н.Д.: Издательство Ростовского государственного университета, 2020. – С. 36–50.
20. Петрова, И.М., Малышев, А.А., Курочкина, В.А. Современные модели воспитания и развития патриотических чувств учащихся начальных классов: педагогические технологии и проблемы их реализации в современной школе / И.М. Петрова, А.А. Малышев, В.А. Курочкина // Вестник Сыктывкарского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3. – С. 27–37.
21. Решетникова, А.В. Патриотическое воспитание школьников / А.В. Решетникова. – Вологда: Старт, 2020. – 236 с.
22. Саломатина, А.М., Иванов, И.В., Соколовская, С.С. Педагогические условия формирования патриотизма учащихся начальных классов в процесс реализации учебной и внеурочной деятельности: теория и методология вопроса / А.М. Саломатина, И.В. Иванов, С.С. Соколовская // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 1. Начальная школа. Ǿ Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2022. – С. 90–105.
23. Соломонова, А.П., Голованская, Ю.В., Тараторкина, А.А. Современные подходы у изучению педагогических методов и форм обучения: проблемы и перспективы применения в практике образовательной деятельности / А.П. Соломонова, Ю.В. Голованская, А.А. Тараторкина // Материалы международной научно-практической конференции «Современная педагогика: проблемы и перспективы». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 45–59.
24. Супонева, А.П., Жарикова, И.М., Смысленко, Г.В. Современные образовательные технологии: традиционные и инновационные методы и инструменты обучения / А.П. Супонева, И.М. Жарикова, Г.В. Смысленко // Вестник Иркутского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 40–52.
25. Тарновская, Т.А., Хорошева, В.А., Пятигорская, Я.С. Исследование патриотизма младших школьников и его развития в процессе учебной деятельности / Т.А. Тарновская, В.А. Хорошева, Я.С. Пятигорская // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. – 2020. – № 10. – С. 105–116.
26. Урманов, С.М., Шевченко, А.С., Малинина, Л.П. Мотивация младших школьников к различным видам педагогического воздействия: учебный процесс и внеклассная деятельность – сравнительный анализ / С.М. Урманов, А.С. Шевченко, Л.П. Малинина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. – 2020. – № 7. – С. 89–100.
27. Финогентова, Т.В., Урсуляк, Ю.В., Хмельницкая, А.С. Роль изучения принципов патриотического воспитания в системе воспитания младших школьников / Т.В. Финогентова, Ю.В. Урсуляк, А.С. Хмельницкая // Вестник Хабаровского государственного педагогического университета. – 2019. – № 12. – С. 33–46.
28. Черниту, В. Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности / В. Черниту // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/02/20/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-mladshih (дата обращения: 19.05.2023).
29. Яковлева, А.В., Петрова, И.С. Психологическая диагностика младших школьников / А.В. Яковлева, И.С. Петрова. – М.: Приоритет, 2018. – 206 с.
30. Яковлева, И.М., Завадская, Н.А. Современные принципы обучения: основные формы и инструменты педагогической работы / И.М. Яковлева, Н.А. Завадская // Известия Самарского государственного университета. – 2022. – № 11 (38). – С. 100–108.