Фрагмент для ознакомления
2
Информатизация общества привела к глубокому проникновению информационных технологий в сектор образования. Принципиально изменился не только логистический и технический уровень обеспечения обучения различным предметам, но и появились новые информационно-коммуникативные инструменты, которые, по сути, позволяют проводить моделирование, обучение и эксперименты, а также не требуют дополнительного специального оборудования.
Одной из важных и актуальных задач современного образования в соответствии с действующими стандартами ФГОС является подготовка конкурентоспособной личности, не столько обеспечение объема знаний, сколько развитие творческого, критического мышления учащихся, формирование исследовательских способностей, анализ научной информации. Для решения подобных задач недостаточно одного учебника и традиционных методов обучения с объяснениями учителя. Необходимо использовать инструменты, позволяющие применять современные подходы к обучению.
Современный Дидактический материал позволяет развивать предметные навыки, но для полноценного обучения и развития личности школьников необходима организация работы по метапредметным результатам.
Решение этой проблемы невозможно без помощи современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В последнее десятилетие отмечается активное внедрение ИКТ в образовательный процесс, при этом значение ИКТ стремительно возрастает не только в сфере образования, но и во всех других сферах деятельности.
Применение новых подходов к решению важных проблем в методе изучения физики невозможно без использования разнообразного дидактического материала в том, числе информационного. Таким образом, учитывая сложность содержания физического материала, частой нехваткой учебных часов, отсутствием необходимого лабораторного оборудования предопределяет необходимость использования дидактического информационного материала в практике обучения физики в основной школе.
Таким образом, актуальность темы исследования вызвана противоречием между необходимостью развития предметных и меиапредметных знаний обучающихся на уроках физики и недостаточным использования для этого информационного дидактического материала.
Цель исследования – рассмотреть особенности использования дидактического информационного материала для развития предметных и метапредметных знаний обучающихся на уроках физики.
Объект исследования – процесс развития предметных и метапредметных знаний обучающихся на уроках физики.
Предмет исследования- использование дидактического информационного материала для развития предметных и метапредметных знаний обучающихся на уроках физики.
Задачи исследования:
1.Обозначить требования к предметным и метапредметным знаниям обучающихся на уроках физики;
2. Раскрыть понятие об информационных технологиях;
3. Рассмотреть сущность и виды дидактического информационного материала;
4. Описать особенности использования дидактического информационного материала на уроках физики;
5. Разработать комплекс дидактического информационного материала на уроках физики, направленного на развитие предметных и метапредметных знаний.
Методы исследования – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость обусловлена тем, что в работе рассматривается основные классификации дидактического информационного материала на уроках физики, представлены принципы его использования.
Практическая значимость результатов данного исследования обусловлена тем, что разработанный комплекс дидактического информационного материала на уроках физики может быть использован педагогами.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулов, Р. М. Использование современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения / Р. М. Абдулов, Е. В. Абдулова // Педагогическое образование в России, 2014. С. 135-136.
2. Аллахвердиева, Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения / Д.Т. Аллахвердиева // Высшее образование в России. - №2. - 2009. - С. 102-104
3. Анискина, А. И. Применение ИКТ на уроках в школе / А. И. Анискина // Новые технологии в образовании. 2015. С. 111-11.
4. Батакова, Е.Л. Интерактивные средства обучения как часть электронно-образовательных ресурсов / Е. Л. Батакова, Н. В. Батакова // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2016. С.105- 107.
5. Борисова, Т.Н. Применение в учебном процессе компьютерных и информационных технологий / Т.Н. Борисова, Л.М. Захарцова, А.Н. Кузьмина // Специалист. – 2008. - № 6. - 2008. С.45.
6. Голицынский, Ю.А. Дидактический материал как помощник в преподавании / Ю.А. Голицынский. – СПб.: Сфера, 2003. – 89 с.
7. Зашихина, Н.А. Информационные технологии на занятиях / Н.А. Зашихина // Специалист. – 2008. - № 5. – С. 76.
8. Илхомжонов, Х.М. ИКТ НА УРОКЕ ФИЗИКИ / Х. М. Илхомжонов, Х. Т. Жураева // Экономика и социум. 2020. №1 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-na-uroke-fiziki (дата обращения: 17.05.2023).
9. Крюкова, О.С. Традиционная и «цифровая» педагогика в современном образовательном пространстве / О. С. Крюкова // Россия: тенденции и перспективы развития, 2018. С. 852.
10. Маковецкая, Л. С. Применение интерактивной доски в рамках внедрения ИКТ в школах / Л. С. Маковецкая// Проблемный и ноосферный подходы в реализации методов современного образования для устойчивого развития цивилизации. Материалы конференции. 2016. С. 56-59.
11. Медведева, Л. Д. Традиционные и нетрадиционные методы обучения в профессиональном образовании : [учебно-методическое пособие] / Медведева Л. Д., Елбаев Ю. А., Самброс Н. Б. ; Российский ун-т дружбы народов, Сибирская акад. финансов. - Изд. 2-е Москва : Изд-во Перо, 2016 - 57 с.
12. Метапредметное содержание образования / А.В. Хуторской // Современная дидактика. Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — С. 159-182.
13. Методика преподавания физики в 7-8 классе средней школы: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Усовой. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
14. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы / Под ред. В.П. Орехова, А.В. Усовой. — М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
15. Методика проведения занятий с использованием ИТ: Практический материал: сборник / Сост.: Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова. - Саранск: МО Республики Мордовия, МРИО, 2007. - 195 с.
16. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под ред. Э.М. Браверман. — М.: Ассоциация учителей физики, 2003. — 400 с.
17. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт. – М. : Дрофа, 2008. 312 с.
18. Русских, Г.А. Дидактические основы современного занятия: учебно-практическое пособие / Г.А. Русских. – М.: Ладога-100, 2012. – с.152.
19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2010. - 256 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
21. Ярутова, А.Н. Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату / А. Н. Ярутова // материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Экспертнометодический центр, 2018