Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Начальная школа – важный и ответственный период в обучении учащихся наших школ, и особенно важно в этом возрасте правильно выстроить языковое образование детей, начиная уже с 1-го класса системную работу по формированию речевых умений. Если эта работа организована правильно, то уже к четвертому классу ученики получают достаточно высокий уровень знаний: они умеют составлять связные тексты на заданные темы, умеют рассуждать на те или иные темы, не только пересказывая тексты, но и создавая их самостоятельно, способны строить описания тех или иных предметов и явлений, причем прибегая в той или иной мере, в зависимости от темы и объекта, к художественным описаниям.
Как пишет Г.А. Бакулина, «к четвертому году обучения младшие школьники достигают довольно высокого уровня языковых знаний и речевых умений, которые позволяют им вступить в самый ответственный и интенсивный этап работы над сочинением» [1, с. 58].
Но к этому уровню нужно прийти, строя работу с учениками с 1 класса таким образом, чтобы сложились элементарные навыки создания устных и письменных текстов на языке, со слабым знанием которого многие пришли в школу. И это очень сложно сделать, потому что «у учащихся младших классов ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. Поэтому учителя начальных классов стремятся научить детей чувствовать слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции» [2].
Этого, при правильно поставленной работе, удается достичь только через два-три года, ближе к окончанию начальных классов, и то часть учащихся оказывается с недостаточной, а то и слабой речевой подготовкой. Ответственность учителя начальных классов за результаты работы по развитию речи учащихся очень высока.
Качество дальнейшего обучения учащихся – в средних и старших классах во многом зависит от того, как будет поставлена работа по развитию речи в младшем возрасте.
Проблемой развития речи младших школьников в начальной школе занимались Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., Рамзаева Т.Г., Никитина Л.А. И многие другие педагоги.
Важнейшим условием развития речи младших школьников является, во-первых, потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства, что требует умелой организации коммуникативно-деятельного подхода к обучению; во-вторых, наличие содержательной основы для высказывания, когда младший школьник не только хочет, но и может о чем-то сказать. Для этого необходимо расширять и уточнять представления младших школьников об окружающем мире, что можно осуществлять как с помощью личных наблюдений, так и с помощью книг, картин, рассказов других людей.
Одна из форм обучения младших школьников русскому языку - обучение написанию сочинения. Данный процесс ведет за собой развитие речи, развитие творческого потенциала, развитие мышления младшего школьника. Научить младших школьников грамотно, правильно и красиво написать сочинение - это не легкая работа. В данном виде работы, младший школьник может выразить свои мысли, переживания, чувства, вызванные у него на данную тему.
При написании сочинения – формируется личность младшего школьника, развивается речь, грамотность, фантазия. А также пополняется лексикон младшего школьника.
Сочинение – один из самых интересных видов работ. Младшие школьники любят писать сочинения, поскольку данный вид работы не имеет границ, в нем младший школьник выражает свое видение проблемы. И все же, не смотря на то, что сочинение творческая работа, писать его надо уметь. Именно поэтому учителю начальной школы необходимо уделять огромное внимание обучению написанию сочинений.
Цель исследования – изучить особенности написания сочинения младшими школьниками в Российской электронной школе.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;
- проанализировать развитие связной письменной речи младших школьников;
- провести эмпирическое исследование уровня овладения сочинением младших школьников;
- апробировать ресурсы портала «Российская электронная школа» при обучении сочинению младших школьников;
- проанализировать результаты организации опытно – экспериментальной работы по обучению сочинению младших школьников
Объект исследования: сочинение в начальной школе.
Предмет исследования: Методы и приемы обучения написанию сочинению в начальной школе.
Методы исследования:
анализ научно-методической литературы по теме; наблюдение за работой учителя начальных классов.
Экспериментальной базой исследования послужила МАОУ СОШ № 5 города Павлово Нижегородской области, в исследовании приняли участие учащиеся 2-х классов "Градо Б".
Структура работы: включает введение, две главы, заключение и список источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Андрюхова Л. Л. , Шевердина Н. А. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания –Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-320с
3. Бакулина Г.А. О новых видах сочинений по русскому языку в 4 классе / Г.А. Бакулина // Начальная школа. – 2016. № 12. 58 (58-65) с.
4. Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. – Тула: Родничок, 2006. – 220 с.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003. - Т.З.-328 с.
6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14- 19 с.
7. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86 с.
8. Елизарова Е.М. Сочинение в начальной школе его виды и методика проведения [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-y
9. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980. С. 187-233.
10. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
11. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.]; под ред. Т. И. Зиновьевой. – М.: Юрайт, 2021. – 468 с.
12. Романкова А. А., Титова Е.И. Информационные технологии в образовании // Молодой учёный. — 2015. — № 6 (86). — С. 677—679.
13. Российская электронная школа [Электронный ресурс] — URL: https://resh.edu.ru/for-teacher
14. Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов «Российской электронной школы» по русскому языку и литературе. — Курск: ООО «Учитель», 2018. — 64 с.
15. Саломатина Л.С. Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе / Л.С. Саломатина. – М.: Прометей, 2016. – 300 с
16. Серикова С.В. Обучение младших школьников написанию сочинений [Электронный ресурс]. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=476.
17. Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования – 5-е изд., испр. – СПб.: Первый класс, 2018. – 270 с.