Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена преобразованиями, происходящими в жизни современного общества и требующими определения места образования как целостного пространства, направленного на организацию саморазвития его субъектов. Это становится возможным при условии реализации преемственности всех ступеней системы образования, что должно обеспечить повышение его эффективности. В системе школьного образования вопросам преемственности уделяется серьезное внимание на каждом из предметов. В частности, на уроках русского языка этот вопрос решается как в рамках согласованности содержания тем, так и ступеней обучения.
Осмысление преемственности как важного дидактического принципа включает идейно-мировоззренческие, дидактические, психологические, методические и другие аспекты. Лингводидактическим аспектам преемственности посвящены труды М.Т. Баранова, Е.А. Быстрова, Г.В. Горецкого, В.Г. Костомарова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, О.Д. Митрофановой, Е.И. Пассова, Б.Т. Панова, А.В. Текучева, Л.П. Федоренко, B.М. Чистякова, Н.М. Шанского и др.
Выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.) обращали внимание на важность осуществления связи и согласованности целей, задач, методов, средств, содержания, а также форм организации учебно-воспитательного процесса на каждой ступени образования. В XX и XXI веке искомый вопрос проанализирован в публикациях Т.С. Комаровой, М.Б. Есаулова, А.П. Орлова, А.П. Сманцер и других.
Они представили содержательную характеристику преемственности, перечислили педагогические аспекты, способствующие ее осуществлению на разных возрастных этапах. Вместе с тем тема продолжает дополняться важными замечаниями в связи с противоречиями в современном образовании. В частности, О.С. Анисимов, А.П. Владиславлев, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, Е.В. Ткаченко, ВД. Шадриков и др. уверены: противоречия в современном образовании разрешимы в рамках традиционных академических подходов.
В обратном убеждены А.П. Асмолов, О.С. Газман, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.М. Моисеев и др. Они полагают, что регулирование учебных планов и программ, совершенствование методик, распространение эффективных педагогических технологий и прочие мероприятия недостаточны, вследствие чего настаивают на необходимости системного пересмотра исходных принципов современного образования. Противоречивые взгляды порождают проблему, наличие которой требует ее изучения.
Объект исследования – процесс обучения на уроках русского языка. Предмет исследования – процесс обучения на уроках русского языка с учетом преемственности начального и среднего образования.
Цель исследования – охарактеризовать процесс обучения на уроках русского языка с учетом преемственности начального и среднего образования. Задачи исследования:
осмыслить принцип преемственности начального и среднего образования на уроках русского языка;
проанализировать проблему реализация принципа преемственности предметного содержания обучения русскому языку между начальной и основной школой;
перечислить педагогические условия обеспечения преемственности начального и среднего образования на уроках русского языка;
обозначить пути решения проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальным и средним звеном школы.
Методы: теоретические (анализ литературы по теме исследования), эмпирические (обобщение передового педагогического опыта).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты преемственности начального и среднего образования на уроках русского языка
1.1 Научное осмысление преемственности начального и среднего образования на уроках русского языка
Соблюдение принципа преемственности является важным условием успешного преподавания русского языка. Применительно к предметной области опора на данный принцип будет заключаться в последовательности и систематичности изложения учебного материала, в учете уровня языкового развития учащихся. В научной литературе вопросам преемственности на уроках русского языка уделяется много внимания. Однако между специалистами, занимающимися разработкой данной проблемы, нет единства мнений относительно содержательного наполнения понятия. Подтверждая сказанное, обратимся к ряду источников.
В «Глоссарии методических терминов и понятий по русскому языку и литературе», составленному Е.Р. Ядровской, сказано о том, что принцип преемственности связан с «изучением нового языкового материала с опорой на знания, умения, навыки, полученные на предыдущих этапах обучения: начальное образование – основное образование – среднее образование» [6, с. 41]. В учебнике для студентов вузов «Методика преподавания русского языка в школе», написанном М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, Н.А. Ипполитовой, М.Р. Львовым, дано следующее определение: «преемственность – это учет знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала» [14, с. 107].
В учебно-методическом пособии О.А. Стычевой «Методика школьного курса русского языка» отмечается, что под преемственностью следует понимать «опору на пройденное с целью всестороннего и последова
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Антонова Е.А. О преемственности и перспективности в обучении русскому языку между начальной и средней школой // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. № 13. – с. 87 - 91.
2) Бунеева Е.В. Непрерывное языковое образование и современный школьный учебник по русскому (родному) языку. – М.: Баласс, 2014. – 70 с.
3) Васильева М.А. Проблема преемственности предметного содержания обучения русскому языку между начальной и основной школой // Современные проблемы науки и образования. – 2015. № 2. – с. 42-49.
4) Гладченко В.Е. Взаимосвязь принципа преемственности с частнометодическими принципами обучения русскому языку // Культурная жизнь Юга России. – 2014. № 3. – с. 128-130.
5) Глизерина Н.Д. Формирование коммуникативной компетенции на основе преемственно-перспективных связей // Начальная школа. – 2014. № 4. – с. 47 - 49.
6) Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / Под общ. ред. Е.Р. Ядровской, А.И. Дунева. – СПб.: Свое издательство, 2015. – 306 с.
7) Голованева Е.С. Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения и реализации ФГОС // Солнечный свет: международный педагогический портал. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/preemstvennost-mezhdu-nachalnoy-stu/. – Дат обращения: 07.05.2017.
8) Горобец Л.Н., Гладченко В.Е. Принцип преемственности в современной профессиональной научно-методической периодике // Начальная школа. – 2015. № 11. – с. 87-90.
9) Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. – 2012. № 1. – с. 8-14.
10) Киселева Н.А. Вопрос о реализации принципа преемственности при обучении русскому языку в начальных и средних классах общеобразовательной школы // Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты: сб. матер. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. – Пермь: ПГГПУ, 2016. – с. 178-185.
11) Корощуп Л.А. Преемственность и перспективность как принципы обучения русскому языку в средней школе // Язык профессионального общения и лингвистические исследования. – Белгород, 2011. – с. 115-118.
12) Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
13) Медведева Н.В. Преемственность изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» в начальной и основной школе на примере программы «Гармония» (1-4 классы) и УМК под редакцией М.М. Разумовской (5-й класс) // Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты: сб. матер. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. – Пермь: ПГГПУ, 2016. – с. 221 - 229.
14) Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
15) Милкус А. Ольга Васильева: Расходы на издание учебников сокращаем, а на повышение квалификации учителей – увеличиваем // Комсомольская правда. – 2017. – 27 июля.
16) Милютина А.А. Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка: автореф. дисс. … канд. филологических наук. – Челябинск, 2017. – 25 с.
17) Михайлова А.В. Преемственность в процессе преподавания русского языка между начальной школой и средним звеном // Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы: труды и материалы. – М.: Издательство Московского университета, 2012. – с. 66-68.
18) Петленко Л.В. Изучение морфологии в начальной школе с учетом принципов преемственности и перспективности: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 24 с.
19) Старикова Т.Л., Федяева О.В. Проблемы преемственности в преподавании русского языка в начальной и средней школе // Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/562845/. – Дата обращения: 06.05.2018.
20) Стычева О.А. Методика школьного курса русского языка: учебно-методическое пособие для студ. вузов. – Киров: МЦНИП, 2013. – 170 с.
21) Султанова Т.Ю. Реализация принципа преемственности при обучении имени существительному учащихся начальных классов // Современные наукоемкие технологии. – 2016. № 10. – с. 383-387.
22) Шипигузова Т.Н. Организация преемственности между начальной и основной ступенями обучения // Справочник заместителя директора школы. – 2012. № 7. – с. 16-32.