Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе важным аспектом развития детей является межличностное общение. Взаимодействие со сверстниками и старшими детьми позволяет ребенку учиться, развиваться и адаптироваться к новым условиям. Организация межвозрастного общения в дошкольных учреждениях имеет большое значение для формирования личности ребенка.
Актуальность работы заключается в том, что общение со сверстниками у дошкольников на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых путей развития рациональных взаимоотношений детей этого возраста с окружающим миром, накоплением личностного социального опыта. На современном этапе развития общества важно развивать коммуникативную активность дошкольников в процессе взаимодействия со сверстниками.
Обращаясь к актуальности данной проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что в основу коммуникативного развития детей и их взаимодействия со сверстниками положены следующие теории: роль эмоционального компонента общения (Е. Е. Кравцова) [24]; теории коммуникативного развития детей (С. А. Козлова, М. И. Лисина, Б. С. Мухина) [21, 30, 35]; работы ученого в области развития детской коммуникации при общении со сверстниками (Я. А. Кравцова).
Указанная актуальность исследования определила тему исследования "Психолого-педагогические условия организации межвозрастного общения дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях".
Целью данной работы является изучить психолого-педагогические условия организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста в ДОО.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач, которые будут решены в данной работе:
1. Рассмотреть формирование коммуникативного общения дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения
2. Определить формы работы по развитию общения и речи детей младшего возраста в условиях дошкольных образовательных организаций
3. Рассмотреть педагогические условия организации коммуникативной деятельности дошкольников
4. Сделать обоснование выбора и описание методов
5. Провести исследование и анализ полученных данных
6. Проанализировать результаты проведенного исследования и сформировать рекомендации по организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является межвозрастная коммуникация дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях. Предметом исследования являются психолого-педагогические условия организации межвозрастного общения дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
Методологической основой исследования послужили основные положения в области дошкольной педагогики, научные исследования в области дошкольной педагогики, труды таких ученых и педагогов России, как Шустова И. Ю., Воронцова М. А., Бойков Д. И., Гребенникова О. В. и др.
В работе рассматриваются теоретические аспекты межвозрастного общения, приводятся механизмы и методы организации и проведения этого типа общения с учетом психологических особенностей детей разных возрастных групп. Также в работе анализируются результаты эмпирических исследований, проведенных в детских садах, которые позволят установить основные условия и факторы, влияющие на эффективность межвозрастного общения. В итоге работы будут представлены рекомендации для педагогов, которые помогут им успешно организовать межвозрастное общение и повысить качество образования дошкольников.
1. Теоретический анализ проблемы межвозрастного общения детей дошкольного возраста в ДОО
1.1 Понятие межвозрастного общения и его значение для развития ребенка
Современное образование становится более гуманистичным благодаря использованию методик и форм, которые ориентированы на личность ученика. Важнейшими принципами являются приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности. Реализация этих принципов играет важную роль в психическом развитии детей, которое затрагивает мотивационную, интеллектуальную и коммуникативную сферы.
В то же время социально-экономические преобразования, происходящие в Российской Федерации, обусловили возникновение таких явлений, как социальная дезадаптация, коммуникативная некомпетентность, коммуникативный дефицит в коммуникативной сфере подрастающего поколения, что неизбежно приводит к нарушениям и отклонениям не только в общении, но и в психическом и личностном развитии в целом. В результате состояние коммуникативной сферы дошкольников характеризуется значительным снижением их психологической активности (эмоциональной, двигательной, коммуникативной, когнитивной), обеднением коммуникативного опыта, что приводит к серьезным трудностям в установлении межличностных отношений, в подготовке к школе, в реализации потенциальных возможностей.[12, с. 199]
Социально-психологическая готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию в настоящее время является необходимым условием развития личности в дошкольном возрасте. Именно на ранних этапах детского онтогенеза формируются основные личностные качества и психические свойства ребенка, имеющие первостепенное значение для его дальнейшего развития. Формирование коммуникативных умений и навыков является важнейшим компонентом личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Способность вступать в контакт с другими людьми, устанавливать с ними отношения, регулировать их поведение оказывает решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус личности в современном обществе.[4, с. 30] В связи с этим перед психолого-педагогической наукой и практикой встают вопросы теоретического обоснования и практического использования эффективных форм и методов воспитательного воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного образования и воспитания.
Все большее значение приобретает проблема развития коммуникативного взаимодействия ребенка с другими людьми в сочетании с его гармоничным психическим и личностным развитием.
Анализ научной литературы, посвященной изучению коммуникативного развития, его роли и влияния на психическое развитие детей, позволяет сделать вывод, что данная проблема находится под постоянным пристальным вниманием ученых. Некоторые ее аспекты достаточно полно освещены в работах как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов.[1, с. 145]
Важные теоретико-методологические основы коммуникативного развития дошкольников содержатся в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, М. С. Кагана, А. Н.Леонтьева, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже и других ученых. Также были проведены исследования взаимного влияния и взаимодействия коммуникативного развития с различными сферами развития детей: интеллектуальной, эмоциональной, личностной и деятельностной. Проблема формирования коммуникативного общения в дошкольной образовательной среде, несмотря на высокую степень разработанности многих ее психологических, социологических и педагогических аспектов, остается недостаточно изученной. В работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н.Леонтьева, М. И. Лисина и других ученых обосновано положение о том, что содержание процесса формирования коммуникативного общения дошкольников в полной мере определяется социальной ситуацией развития (Л. С. Выготский), в которой осуществляется их жизнедеятельность.
М. И. Лисиной и А. Г. Рузской были выделены особенности общения дошкольников со сверстниками, существенно отличающиеся от его общения со взрослым (рис. 8.2):
• большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий, что обусловлено обширным функциональным составом общения сверстников и многообразием коммуникативных задач;
• интенсивная эмоциональная насыщенность, которая выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и эмоциональной направленности действий по отношению к сверстнику;
• нестандартность и нерегламентированность общения детей, раскованность и ненормированность действий, использование непредсказуемых и нестандартных средств общения;
• доминирование инициативных действий над ответными, что проявляется в неспособности продолжить и развить диалог, который может распадаться из-за отсутствия ответной реакции и вызывать конфликты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности / ответственный редактор М. О. Вайполина. Санкт-Петербург: КАРО, 2005. 288 с. Текст: непосредственный.
2. Боярова О.С. Формирование основ культуры взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Евсевьевские чтения : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых / под ред. Т.И. Шукшиной, В.И. Лаптуна. – Саранск, 2018. – С. 12-17
3. Воронцова М.А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры: сборник трудов конференции. / М.А. Воронцова, Ш.С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. – С. 107-112. – ISSN 2411-8117.
4. Воробьева А.А. Использование игр на общение в работе по развитию коммуникативных навыков дошкольников / А.А. Воробьева, Н.Ю. Самсонова // Инновации в современной науке : материалы XIII междунар. летнего симпозиума. – М., 2016. – С. 30-33
5. Гребенникова О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности // Мир психологии. – 2015. - № 1 (81). – С. 101-111 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://catalog.karlib.kz/irbis64r_01/internet/2016/grebennikova.pdf
6. Гусева А. С. Особенности общения в воспитательном процессе [Электронный ресурс] // Наша сеть : социал. сеть работников образования : [сайт]. – [Б. м.], 02.02.2018. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/02/osobennosti-obshcheniya-v-vospitatelnom-protsesse
7. Егасова О.С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика соврем. науки. – 2018. - № 1 (31). – С. 213-219.
8. Жернакова К.А. Общение как основа воспитательного процесса // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. – СПб., 2015. - С. 94-96.
9. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие [Текст]/ Н.В. Иванова.- Череповец: ЧГУ, 2015. - 150
10. Кахнович С.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / С.В. Кахнович, И.Е. Парамонова // Евсевьевские чтения : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых "51-е Евсевьевские чтения", г. Саранск, 15-16 мая 2015 г. / редкол. А.Ю. Куприянов (отв. ред.) [и др.]. – Саранск, 2016. – С. 39-44
11. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Сер. Гуманит. исслед. - 2018. - № 3 (20). – С. 139-143 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-i-sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-starshih-doshkolnikov-v-igre-v-ramkah
12. Кахнович С.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / С.В. Кахнович, И.Е. Парамонова // Евсевьевские чтения : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых "51-е Евсевьевские чтения", г. Саранск, 15-16 мая 2015 г. / редкол. А.Ю. Куприянов (отв. ред.) [и др.]. – Саранск, 2016. – С. 39-44
13. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология [Текст]/ Под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.: Просвет, 2015. -287 с.
14. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 2018. - 128 с.
15. Прокопьева Т.И. Использование игры для развития навыков диалогового общения у старших дошкольников / Т.И. Прокопьева, В.Г. Евтюшкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. - № 3. – С. 210-213
16. Салиева А.Ж. Развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры // Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования : материалы II Междунар. науч.-практ. интернет-конф. - М, 2019. – С. 12-15.
17. Савичева О.В. Комплекс игр для развития общения дошкольника // Междунар. студ. науч. вестн. – 2017. - № 4. – С. 318-321
18. Сапрыкина О.В. Активизация речевого общения старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений / О.В. Сапрыкина, С.Я. Комарова // Вестн. науч. конф. – 2018. - № 9 (39). – С. 104-106
19. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2015. - 140 с.
20. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е.И. Смирнова, В.М. Холмогорова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 7. - С. 73-77
21. Сурьянинова Т. А., Ткаченко И. Г. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 140-147. — URL https://moluch.ru/archive/181/46629/
22. Учурова А.Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе социализации // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. – 2016. – № 1 (105). – С. 50-53
23. Федорова В. П. Особенности общения в семье и воспитательный результат [Электронный ресурс] / В. П. Федорова, В. П. Марфусалова // Концепт : электрон. журн. – 2017. – Т. 26. – С. 123–125. – URL: https://e-koncept.ru/2017/770729.htm
24. Шустова И. Ю. Воспитание от ребенка // Педагогика. - 2015. - № 8. – С. 53-58
25. Шустова И. Ю. Роль общения в воспитании школьников : значение, формы // Воспитание школьников. - 2016. - № 9/10. - С. 23-30.