Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов, влияя тем самым на речь.
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык.
Отечественная языковая картина мира, резко обновившаяся в последние десятилетия, фиксирует изменения и в речевой идеологии, и в речевом поведении прежде всего молодых носителей языка, сформировавшихся на рубеже ХХ – ХХI веков. Культурно-языковая ситуация этого периода действительно отражает «динамику русского лексикона. Наиболее показателен в этом отношении язык молодежи», <он же> «общемолодежный жаргон, становление которого в мощную языковую подсистему приходится на конец 80-х – начало 90-х гг., когда и в обществе, и в языке происходит ломка стереотипов, смена приоритетов».
Признавая за сленгом «первоначальное обозначение языка молодежи», равно как и приравнивая «общемолодежный жаргон» к «языку молодежи», исследователи, тем не менее, имеют в виду лишь часть молодежи, в нашем случае – российской, употребляющей нарушающие нормы речевые элементы. Однако следует признать, что, в силу своих психосоциальных особенностей, в частности – чувства возрастной солидарности, практически абсолютное большинство молодых людей нашего времени стремится общаться одинаково, унифицированно, не исключая употребления (с разной степенью активности) жаргонно-сленговых образований. Последние же успешно активизируются на благодатной почве разговорной речи.
Специфика современного мира — свобода от ограничений разного рода, разрушение старых стереотипов мышления, — не могла не отразиться в языке. В настоящее время сокращения вообще и усечения в частности являются продуктивным способом образования новых слов.
Усечения представляют собой особое языковое явление. Усечения являются лексическими единицами со своими структурными, семантическими и функциональными особенностями. Усечения приемлемы во всех английских языковых жанрах. Усечения не находятся на периферии словарного состава. Они становятся достоянием всего языкового коллектива, отражают важные социальные понятия, употребляются для обозначения предметов реальной действительности, повседневной жизни, науки, политики, культуры и т. д.
Целью данной работы является изучение слов, образованных способом усечения, в речи молодежи.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить языковые особенности речи молодёжи;
• Рассмотреть усечение как способ современного словообразования;
• Проанализировать усечения в устной и письменной речи современной молодежи.
Объект исследования: речь молодежи.
Предмет исследования: усечения в речи молодежи.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Языковые особенности речи молодёжи
Русский язык, которым пользуется основная часть молодежи современной России (возраст от 14-ти до 30-ти лет), функционирует на базе разговорно-речевого пласта, сформировавшегося как мощная альтернатива узусу литературному уже в третьей четверти ХХ века, то есть к самому началу не только социальных и культурных перемен в жизни носителя русского языка, но и тому технологическому прорыву, который общением в интернете заменил сегодня молодежи общение с печатной продукцией. Для отечественного менталитета «отцов» это стало потрясением, тогда как «дети» восприняли этукультурную коммуникативную революцию вполне прагматично.
В 90-е гг. разговорная речь постепенно обретает статус узуса, поскольку появляются еѐ письменные формы, не соответствующие канонам функциональной стилистики и представляющие сферу компьютерной глобальной сети и области сотовой связи, как-то: чаты, форумы, гостевые книги и иные формы интерактивного общения, переписка по электронной почте, SMS-сообщения, тексты на «аффтарском языке» . Молодежь письменно общается online, то есть в режиме реального времени или в приближенных к этому режиму условиях. Анна А. Зализняк называет подобные формы «спонтанной» письменной речью , которая к концу второго десятилетия ХХI века прочно занимает свое место прежде всего в молодежной коммуникации и, получая дискурсивное закрепление, во многом способствует перерастанию явлений, называвшихся жаргоном, сленгом, социолектом и под., в современный русский молодежный язык. Более того, данные явления определенным образом трансформируются, сглаживая. нейтрализуя свои инвективные «грани».
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Буров А.А., Бурова Г.П. Cовременная отечественная лингвистика: о связи языковой идентичности и языковой картины мира // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 4. С. 114-119.
2. Виноградова Н. В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции // Исследования по славянским языкам. № 6. Сеул, 2001. С. 203–216
3. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. №6. С. 111 – 121.
4. Громов Д.В. Сленг молодежных субкультур: лексическая структура и особенности формирования // Русский язык в научном освещении. 2009. №1 (17). С. 228 – 240.
5. Джаубаева Ф.И. Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе. Опыт словаря. Ставрополь: СГУ. 2008. 264 с.
6. Ермакова О.П. Современный русский язык. Активные процессы на рубеже XX в. М.: Языки славянских культур, 2008. 712 с.
7. Загоровская О.В. Речевое портретирование социальной группы как задача современной лексикографии // Вестник Воронежского ГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. №2. С. 174 – 77.
8. Зализняк Анна А. Переписка по электронной почте как лингвистический объект, 2006. http://www.dialog-21.ru/dialog2006/materials/html/Zalizniak.htm
9. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1987. 226 с.
10. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. 302 с.
11. Иванов Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста. 2000. http://www.faq -www.ru/lingv.htm
12. Изотов В.П. Параметры описания системы способов русского словообразования. Орел: ОГУ, 1998. 149 с.
13. Какорина Е. В. Язык интернет-коммуникации // Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007. С. 393–479.
14. Караулов Ю.Н. Русская речь, русская идея и идиостиль Достоевского // Русский язык. 2001. №39 (303). С. 5 – 9.
15. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. №2. С. 3 – 21.
16. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. 287 с.
17. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: Языки славянских культур, Знак, 2008. 232 с.
18. Литневская Е.И. Письменные формы разговорной речи (К постановке проблемы): Монография. М.: МАКС Пресс, 2011. 304 с
19. Лукашанец Е.Г. Словообразовательная система русского арго и проблемы ее описания. Минск: изд. МГЛУ, 2007. 299 с.
20. Мечковская Н. Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век интернета // Русский язык в научном освещении. № 2 (12). М., 2006. С. 165–185
21. Никитина Т.Г. Молодежный сленг. Толковый словарь. М.: Аст-Астрель. 2009. 1102 с.
22. Осипова Л.И. Имена существительные-универбы в русской разговорной речи. М.: МГПУ, 2014. 238 с.
23. Панюшкин В.В. Образование новых слов и синонимия в ономасиологическом аспекте: На материале русской советской художественной прозы 70–80-х гг. ХХ в. и словарей новых слов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж: Воронеж. гос. университет, 1989. 23 с.
24. Полехина Е.А. Молодежный жаргон как объект лингвистического исследования // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2012. №1 (15). С.180 – 184.
25. Чабаненко М.Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2007. 32 с.
26. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованияю. М., 1968. 310 с.
27. Шаронов И. А. Коммуникативы и методы их описания // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог 2009». Вып. 8 (15). М.: РГГУ, 2009. С. 543–548