Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наши дни тема информационных технологий в образовании, в том числе и в дополнительном, является одной из самых актуальных. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационному обществу. Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов.
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно использовать их в работе, родителями, коллегами - всеми участниками образовательного процесса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения.
Из-за большого количества информации появилось много проблем, самой важной из которых является проблема обучения. Особый интерес для нас представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся становится все труднее.
Одним из самых доступных средств в данном случае является использование компьютерной техники и сети Интернет. Средства информационных и компьютерных технологий позволяют автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют педагоги дополнительного образования и методисты при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. В-третьих, в создании таковых участвуют воспитанники творческих объединений, приобретая для себя немало новых навыков и принося этим самым пользу не только себе, но и учреждению дополнительного образования детей.
Сегодняшние воспитанники, учреждений дополнительного образования, достаточно активно интересуются информационными и Интернет технологиями, сеть Интернет в данном случае может выступать отличным средством для развития их творческих способностей.
Сеть Интернет позволяет обучающимся не только получать нужную информацию, но и самим опубликовывать свои работы, что является отличным стимулом в обучении.
Исследование показало, что наиболее эффективной формой компьютерного обучения является "педагог-компьютер-группа обучающихся". Эффективна совместная деятельность, осуществляемая в педагогике сотрудничества. При использовании компьютера как средства обучения можно выделить следующие типы задач: уже имеющиеся дидактические задачи, в которых повышается эффективность их решения за счет использования справочных и экспертных систем в обучении; организация контроля и тренировки при сохранении традиционной формы обучения; новые дидактические задачи, например, имитация эксперимента; моделирование содержания объектов усвоения.
В XXI веке уже недостаточно иметь академические знания и критичность мышления, для достижения успеха нужно ещё иметь технические навыки. Поэтому уже в раннем возрасте дети стремятся получить знания в области информационных технологий, как наиболее перспективной области деятельности человека.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Объектом настоящего исследования является использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Предметом исследования являются условия применения информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Цель исследования. Изучить и описать теоретические основы и опыт использования информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
В связи с указанной целью работы необходимо поставить следующие задачи:
1) изучить развитие ИКТ в конце XX-начале XXI века;
2) проанализировать психолого –педагогический аспект;
3) исследовать использование ИКТ в образовательном процессе детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования;
4) составить методические рекомендации использования ИКТ на уроках технологии занятиях в учреждениях дополнительного образования.
Теоретической основой являются концептуальные положения о теоретических основах и опыте использования информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования таких выдающихся ученых как Р. Вильямс, К. Клейман, С. Пейперт, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Т.В. Минькович, И.В. Левченко, Г.Л. Луканин, И.В. Роберт и др.
Основными методами данной курсовой являются сравнительный метод, позволяющий наблюдать и отслеживать результаты использования информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе детей младшего школьного возраста в комплексе дидактических, методологических компонентов в системе дополнительного образования; метод изучения научной, психолого-педагогической литературы.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которой последовательно достигалась намеченная цель и раскрывалась тема работы, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы использования ИКТ и электронных средств обучения в образовательном процессе детей младшего школьного возраста
1.1. Развитие ИКТ в конце XX-начале XXI века
В начале 70-х гг. двадцатого века наметилась тенденция перенесения основной нагрузки автоматизированных систем управления на фундаментальные элементы информационных технологий. В этот период основная работа по-прежнему осуществлялась на массивных ЭВМ. Эти аппараты размещались в специальных вычислительных центрах.
В середины 80-х гг. прошлого столетия важнейшим нововведением стали персональные компьютеры с увеличением возможностей создания и использования программных продуктов. В это время информационные и коммуникационные технологии очень активно развиваются и проникают во все сферы человеческой деятельности: бизнес, промышленность, образование, науку, медицину. Этот период характеризуется переходом компьютеров на микропроцессорную базу. В это время начинают использоваться глобальные и локальные компьютерные сети.
Далее происходит повышение функциональных возможностей персональных информационных устройств, а также возрастание использования сети интернет в различных сферах человеческой деятельности.
На современном этапе развития научно-технического прогресса состояние информационных технологий характеризуется следующими особенностями:
1. Увеличение количества программно-аппаратных комплексов и платформ с целью повышения эффективности организации и управления производства, баз данных, хранения большого количества информации, которая необходима для дальнейшего развития важнейших направлений жизни общества.
2. Разработка технологий, которые способны обеспечить интерактивный доступ пользователей к ресурсам и информации. Технической основой для этого служат открытые (Free) и корпоративные системы поиска информации (Information Retrieval Systems - IRS), государственные и коммерческие системы связи, глобальные (Global Network Systems), национальные (NNS) и региональные (RNS) информационно-вычислительные сети; международные соглашения, стандарты и протоколы обмена данными.
3. Повышение функциональных возможностей информационных технологий посредством применения серверов высокой мощности.
4. Внедрение в информационные технологии перспективные интерфейсов для взаимодействия пользователя с экспертными системами [6].
В настоящее время приоритетным направлением развития информационных технологий является производство iPod,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова – М.: Издательство Юрайт. – 2016. – 811 с. – Текст: непосредственный.
2. Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А.Антонова, Е.В.Оспенникова, Е.В.Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – № 14. – С. 5–37. - Текст: непосредственный.
3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика. – 2015. – 336 с. – Текст: непосредственный.
4. Бороненко, Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2 (38). – С. 167–193. – Текст: непосредственный.
5. Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы/ А.А. Вербицкий. – Текст: электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – №1(6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019. (дата обращения: 01.11.2021).
6. Габдуллина, З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей / З.М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2017. - 139 с. – Текст: непосредственный.
7. Горвиц, Ю.М. Компьютер и дети / Горвиц Ю.М. // Помоги себе сам. – 2016. – №9. – С. 2-3. – Текст: непосредственный.
8. Дуванов, А.А. Изучаем компьютер / А.А. Дуванов – М.: Эксмо, 2018. – 112 с. – Текст: непосредственный.
9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский Центр «Академия». – 2016. – 192 с. – Текст: непосредственный.
10. Зворыгина, Е.В. Психолого - педагогические основы использования программно - педагогической системы «Кид/малыш» / Зворыгина Е.В.// Информатика и образование. – 2018. – №2. – С. 43-51. – Текст: непосредственный.
11. Зеньковский, В.В. Психология детства / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 346 с. – Текст: непосредственный.
12. Иванова, И.А. Организация дополнительного образования в условиях самоизоляции на примере работы педагогов дополнительного образования ЦВР «Лад» города Радужный // Про-ДОД. 2020. № 4 (28). С. 71-76. – Текст: непосредственный.
13. Каджаспирова, Г.М. Использование технических средств в дошкольном образовании»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Г.П. Каджаспирова, Петров К.В. – М.: Академия, 2018. – 256 с. – Текст: непосредственный.
14. Каптелинин, В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности / Каптелинин В.Н. // Вопросы психологии. – 2015. – №5. – С.54 - 65. – Текст: непосредственный
15. Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2015. – №12. – С. 51-53. – Текст: непосредственный.
16. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2016. – 231 с. – Текст: непосредственный.
17. Леонова, Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации /Л.А. Леоновой, А.А.Бирюкович и др. – М.: Изд-во Моск.психол.-соц.ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК». – 2015. – 63 с. – Текст: непосредственный.
18. Леонова, Л.А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л.А. Леонова, Л.В. Макарова. – М: Изд. центр «Вентана – Граф». – 2015. – 26 с. – Текст: непосредственный.
19. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. - М.: Педагогика. – 2018. – 192 с. – Текст: непосредственный.
20. Молчанова, Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования / Е.В.Молчанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-4. – С.133-135.
21. Моторин, В.В. Воспитательные возможности компьютерных игр /В.В.Моторин // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 11. – С. 53 - 57. – Текст: непосредственный.
22. Омарова, С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации /С.К.Омарова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 1 (9). – С. 78–83. – Текст: непосредственный.
23. Организация дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения / Северное окр. упр. образования Департамента образования г. Москвы, Методический центр. Москва, 2008. – Текст: непосредственный.
24. Павлова, Е.Е. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 405-407. – Текст: непосредственный.
25. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С.16. – Текст: непосредственный.
26. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» – Текст: электронный//Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – [сайт]. – 2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90180/6b9425f00074782e85 554240526c0f90f19ee869/ (дата обращения: 03.11.2021)
27. Роберт, И.В. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе /И.В.Роберт // Школьные технологии. – 2017. – № 6. – С. 19-28. – Текст: непосредственный.
28. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование. – 2015. – 256 с. – Текст: непосредственный.
29. Степанова, Г.А. Психолого-педагогические проблемы цифровизации российского образования / Г.А.Степанова, А.В.Демчук, М.Р.Арпентьева // - Педагогический журнал Башкортостана. – 2020. – №4-5 (89-90). – С. 157-171. – Текст: непосредственный.
30. Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2020 г.) / [отв.за вып. Е.Н. Ялунина ; отв. ред. М.В. Чудиновских] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, УрО ВЭО России, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2020. - 221 с. – Текст: непосредственный.
31. Трусова, Л.Э. Дополнительное образование в контексте концепции развития дополнительного образования детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-2. С. 137-140. – Текст: непосредственный.
32. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» – Текст: электронный // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – [сайт]. – 2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 02.11.2021).
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. – Текст: электронный // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – [сайт]. – 2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (дата обращения: 12.10.2021).
34. Шатров, А. Проблемы информатизации образования/ Шатров А., Цевенков Ю. // Информатика и образование. – 2016. – №5. – С. 5. – Текст: непосредственный.
35. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК. – 2018. – 416 с. – Текст: непосредственный.
36. Яницкий, М.С. Психологические аспекты цифрового образования /М.С.Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – №2 (34). – С.38-44. – Текст: непосредственный.