Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Российское образование является одним из лучших в мире на протяжении всего времени его существования. Многие иностранцы получили образование в России. Поэтому особенно важно рассмотреть истоки развития российской школьной системы. Важно понять, кто заложил основы этой системы, как она развивалась и какие национальные задачи решала школа в первые годы своего становления. Изучение истории нашей страны жизненно важно для воспитания характера всех граждан России.
У нашей страны великая история, которой мы по праву должны гордиться и изучать. Россия не является и никогда не была отсталой страной по сравнению с Западом. Отношение к русским, например, как к варварам, совершенно необоснованно. И для того, чтобы навсегда развеять этот миф, изучение грамотности и образования в России должно стать центральной темой. Вопрос о формировании школьной системы в Древней Руси практически не изучен, хотя уже в 19 веке он привлекал внимание исследователей.
Наиболее подробно этот вопрос рассмотрел историк Н. Лавровский в своей монографии «О школах Древней Руси». Эта работа основана на огромном материале, собранном и систематизированном самим Н. Лавровским [9]. В своей работе Лавровский утверждает, что образование в России распространилось после принятия христианства, но первыми появились и распространились церковные школы, созданные по образцу западноевропейских школ эпохи Византии и Карла Великого.
Поэтому обучение в этих школах было фиксированным. Эту точку зрения поддерживает и П.Ф. Каптерев, который утверждает, что грамотность не существовала в дохристианской Руси и распространялась исключительно через церковное образование в Киевский период. А это образование, по мнению П.Ф. Каптерева, было очень низкого уровня [7].
Философская монография Егора Классена «Древняя история славян», опубликованная в 1854 году, представляет большой интерес. Е. Классен утверждает, что текст является специфически славянским и гораздо древнее греческого или римского. Более того, славяне были христианами задолго до прихода Кирилла и Мефодия в Моравию [8].
Известный дореволюционный русский историк Д. Иловайский, исследуя славянское происхождение болгар, однозначно утверждает, что славяне имели свою письменность в 7-8 веках нашей эры [6]. Проблему формирования системы образования в Древней Руси изучали Н.А. Лебедев, С. Миропольский, М.Д. Хмыров, Н.Г. Чернышевский и др. Этот вопрос в той или иной форме затрагивается в общих трудах всех российских историков, а также в общих трудах клерикальных историков по русской церковной истории.
В советской историографии дело обстоит совсем иначе: например, в работе Ф.П. Филина «Происхождение и судьба русского литературного языка» проблема рассматривается как с точки зрения формирования русского языка и литературы, так и с точки зрения русской письменной культур [19].
Интересно, что, несмотря на данные о дохристианской славянской грамотности, авторы всех школьных учебников продолжают «внушать» детям мысль о том, что «Русь приобрела письменный славянский язык и способствовала распространению грамотности после введения христианства, то есть после 988 года». То же самое можно сказать и о шеститомной «Истории детей и юношества» Ю.Н. Лубченкова и Г.В. Кроковой [20].
В монографии Светланы Жук «Киевская Русь», также основанной на археологических данных, доказывается, что городское население Древней Руси было полностью грамотным. Существовала письменность в виде гребенчатого письма. Что касается системы воспитания и обучения, то она согласуется с теорией Егорова [4].
Целью данного исследования было раскрыть систему образования, воспитания и педагогической мысли Древней Руси.
Для решения этой проблемы есть несколько задач:
- выяснить, существовала ли грамотность у славян в дохристианский период и как она распространялась.
-выяснить, существовала ли письменность у славян до христианизации Руси, и если да, то какая.
-выяснить характер первых образовательных учреждений и то, чему учили в русских школах.
Объектом исследования являются древние русские учебные заведения. Предмет исследования: система школьного образования в древней Руси.
Методы исследования: сравнительно-исторический и материальный анализ.
ГЛАВА 1. ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
1.1. Система образования Древней Руси
Сложившаяся система образования и воспитания в Руси X-XIII века представляет собой фундаментальное культурно-историческое явление. В связи с упадком образования в старой Руси в результате татарского и монгольского нашествий традиционно выделяют два периода истории педагогики и образования, предшествующих петровскому периоду: киевский (X-XIII века) и московский (XIV-XVII века).
В период крещения Руси в крупных русских городах имелись грамоты, люди были грамотными, что привело к индивидуальному обучению грамоте. Постепенно возникало и развивалось школьное образование, и в 988 году крещеный на Руси князь Владимир Святолавич построил церковь, назначил священников и стал собирать детей придворных и вельмож, чтобы приобщить их к книжной культуре, или «книжному учению», согласно I веку. Школы «книжной культуры» в рамках программы «Содержательная организация» носили элитарный характер и предназначались для обучения детей князей, дворян и воинов. Это были частные учебные заведения, и их первыми учителями были греки, болгары и русские, присоединившиеся к «книжной культуре» [10].
Традиция распространения «книжного знания» была успешно продолжена в 11 веке, когда Ярослав, мудрый король Киева, основал в Киеве первую русскую библиотеку, в которой хранились переводы с древнееврейского, сирийского, греческого и старославянского языков. При дворе князя Ярослава была средняя школа, где многие деятели культуры того времени получили серьезное образование, став писателями, летописцами, переводчиками, писцами, миссионерами и культурными «людьми письма». Святой Ярослав способствовал созданию школ в крупных русских городах: в 1028 году по его указу в Новгороде была открыта школа для обучения детей священников и горожан, рассчитанная на 300 учеников. Смоленский князь Роман Ростиславич также организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) основал школы и приказал монахам учить детей в своем монастыре; в конце XI века в монастыре в Киеве была основана школа для девочек, где девочек учили читать, писать, петь и шить; в XIII веке школа для девочек была основана в Суздале [5].
Из этих и других источников можно сделать вывод, что в Киеве в X-XX веках при церквях и монастырях создавались академии для подготовки грамотных людей для духовенства и государства. О высоком уровне грамотности на Руси в этот период можно судить по «писцам» из бересты, письменным принадлежностям, надписям на стенах церквей и предметам быта, найденным при раскопках древних городов. Их содержание говорит о том, что письменность пронизывала все слои общества, от феодалов до горожан[12].
Монастыри, как центры культуры и образования, сыграли важную роль в развитии образования в Киевский период. В монастырях создавались летописи и другие тексты морального и религиозного содержания, сохранялись и переписывались рукописные книги, формировались библиотеки, то есть расширялась книжная культура. Стоит отметить, что в Киевской Руси книги пользовались уважением и относились к ним как к величайшей ценности.
Таким образом, в Киевской Руси существовали различные типы учебных заведений, представляющие начальный и средний уровни образования, но без преемственности. Поскольку уровень развития государственных институтов, экономики и хозяйственной жизни не требовал большого количества педагогов, начальный уровень образования существовал в основном в форме внешкольного образования, поддерживаемого семьями, которое часто осуществляли «мастера грамоты». Их основной задачей было обучение чтению, письму и арифметике (счету), и они обучали грамоте так же, как другие ремесленники обучали своей профессии. Кроме того, детей ремесленников, фермеров и землевладельцев в семье обучали земледелию и различным бытовым навыкам. Также имело место обучение в подмастерьях, причем некоторые ремесленники помимо своего ремесла обучали молодых людей чтению, письму и пению. По уровню грамотности Россия была похожа на Византийскую империю того времени. [3].
Начальное обучение проходило в специальных частных платных училищах (школы назывались академиями, где учились ученики), а иногда детей обучали прямо на дому «мастера грамоты». Поскольку в Киевский период не было специальных учителей, обучение обычно осуществлялось духовенством низшего звена (канторами, пастырями, чтецами), чиновниками низшего ранга, грамотными господами и служащими различных государственных учреждений. Родители заключали договор с «господами грамотеями», оговаривая, чему они будут обучать их детей, в течение какого времени и за какую плату. Местом получения начального образования также считалась церковная или монастырская школа, где главной целью обучения было дать детям возможность работать самостоятельно, используя Библию и книги по церковным вопросам [11].
Второй этап образования в Киевской Руси был известен как «книжное обучение»: между 11 и 13 веками по всей Руси возникли центры «книжного обучения». Эти центры создавались при царских дворцах, монастырях и церквях для обучения детей князей и бояр, а также сыновей (сын Ярослава Всеволода знал пять иностранных языков) и дочерей (дочь полоцкого князя Вошеслава Евросиня была сведуща в «книжной мудрости») князей. Так оно и есть. Исследователи считают, что «учение о книге» этого периода было основано на тринитарной теории (грамматика, риторика и диалектика), унаследованной от Византии. Грамматика состояла из учения о восьми частях речи, сведений об этимологии слов, грамматических категорий и поэтических образов языка. На этой основе изучаются и интерпретируются библейские тексты и произведения античных писателей. Образцом риторического искусства являются труды Иоанна Златоуста и другие византийские тексты,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ардаширова Э.Т. Исскуство и духовное познание детей. – М.: Просвещение, 1998. – 70 с.
2. Буторина, Т.С. История педагогики и образования / Т.С. Буторина, З.И. Васильева, Н.В. Седова. - М.: Academia, 2016. - 384 c.
3. Васильева, З.И. История педагогики и образования: Учебник / З.И. Васильева. - М.: Академия, 2014. - 224 cДжуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Джуринский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 637 с.
4. Жук, Светлана Михайловна. Киевская Русь / С. М. Жук. - Москва: Мир кн., 2007. - 236
5. Захарченко М. История школ и книжного дела в Древней Руси: историографический анализ. Издательство: Санкт-Петербург: 2003. Страницы: С. 3 - 16
6. Иловайский, Дмитрий Иванович (1832-1920). Разыскания о начале Руси [Текст]: вместо введения в русскую историю / Д. И. Иловайский. - Москва: Академический проект, 2015. - 521
7. Каптерев, Петр Федорович (1849-1922). История русской педагогики / П.Ф. Каптерев. - Санкт-Петербург: О. Богданова, [1909]. - VIII, 540 с.; 25.
8. Классен Е. И. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до-рюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова. В. 1-3. С прил. «Описания памятников», сост. Фаддеем Воланским и перев. Е. Классеном. – М., Тип. МУ, 1854. Репринт. переи-е СПб., «Андреев и согласие», 1995
9. Лавровский, Николай Алексеевич (1825-1899). О древнерусских училищах [Текст]: от принятия христианства на Руси до конца XV века / Н. А. Лавровский. - Изд. 2-е. - Москва: URSS, cop. 2018. - 189 с.
10. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России (с древнейших времен до ХVIIв.) /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. –208 с.
11. Мазалова, Марина Алексеевна. История педагогики и образования: конспект лекций / М. А. Мазалова, Т. В. Уракова. - Москва: Высш. образование, 2006 (Архангельск: ИПП Правда Севера). – 184 с
12. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен. Т. 1,2/ Ред. М.В. Захарченко/СЗО РАО. - СПб.,2000. - Т.2.
13. Орлов А.С. Вологодско-Пермская летопись о школе Владимира Святославича 988//Хрестоматия по истории России: учеб. пособие. /авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Гергиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.-М,2009.
14. Орлов А.С. Повесть временных лет, начало XII века. // Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004.
15. Пискунов А.И. История педагогики и образования / А.И. Пискунов. — М.: Сфера, 2004. – 490 с.
16. Пискунов И.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ векая: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. -512 с.
17. Попов, В.А. История педагогики и образования: Учебник / В.А. Попов. - М.: Academia, 2017. - 80 c.
18. Соловьев, Сергей Михайлович (1820-1879). История России с древнейших времен [Текст]: [12+] / Сергей Соловьев. - Санкт-Петербург: Амфора, 2015
19. Филин, Федот Петрович (1908-1982). Истоки и судьбы русского литературного языка [Текст] / Ф. П. Филин. - Изд. 2-е. - Москва: КРАСАНД, 2010. - 325 с.
20. Шишов Ю. Н. История России для детей и юношества [Текст]: в 6 т / А. В. Шишов, Ю. Н. Лубченков. - Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. - 447 с
21. Ярхо В. Как учили и учились в Древней Руси / В. Ярхо // Наука и жизнь. - 2002. - №7.