Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
1.1.Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы
Перейдем к этимологии слова "коллективный". Оно имеет латинское происхождение , означает «коллективный», то есть говорит об объединении людей. В психолого-педагогической литературе Слово «коллективный» имеет два значения.
В первом случае под коллективом понимается любое объединение, организация людей (группа студентов, коллектив факультета и т. д.) - Это хотя и общее, но все же условное понимание коллектива. Во втором случае речь идет о высоком уровне развития и организации группы людей, обладающих сплоченностью, духовным единством, взаимным влиянием друг на друга.
Коллектив студенческой группы - это наиболее близкое окружение студента, в котором он впервые реализует свои профессиональные способности, участвует в различных видах учебной и профессиональной деятельности, усваивает социальные критерии отношения к себе как к субъекту будущей деятельности, вырабатывает жизненные установки.
Студенческий коллектив - это объединение студентов, основанное на социально значимых целях, общих интересах и ценностных ориентациях, совместной деятельности и общении, ответственной зависимости, автономии.
В группе студентов происходят динамические процессы структурирования, формирования и изменения межличностных отношений (эмоциональных и деловых), распределения групповых ролей и назначения лидеров и т. д. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность учащегося, на успешность его учебной и профессиональной деятельности, на его поведение.
Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формального, так и неформального руководства и подвергаются определенному управленческому давлению со стороны наставника.
В студенческой группе такие социально-психологические явления, как "коллективные переживания и настроения" (эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать приподнятое, безразличное или неудовлетворительное настроение).
Явления подражания, внушаемости или конформизма, явления конкуренции (форма взаимодействия людей, эмоционально ревнующих к результатам своей деятельности, стремящихся к успеху).
Основным видом деятельности студенческой группы является преподавание, а факторы школьной сплоченности ниже, чем производственные, поэтому иногда сплоченная команда не формируется.
Группа студентов может перейти от типа "Ассоциация" к "коллективному" уровню или перейти к типу "общество".
Ассоциация - это группа, в которой отношения опосредованы только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация - это группа, для которой характерна реальная организационная структура, межличностные отношения носят деловой характер, подчинены достижению требуемого результата при выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Общество - это группа, объединенная исключительно внутренними целями, не выходящими за рамки ее сферы применения, стремящаяся достичь своих групповых целей любой ценой, в том числе за счет других групп.
Коллектив - это устойчивая во времени организационная группа людей, взаимодействующих с конкретными органами управления, объединенных общими целями общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных отношений между членами группы.
Студенческий коллектив в университете - это сложное социальное образование, имеющее определенную структуру. Основой этой структуры является академическая группа, затем идут команды курса, факультета, Университета.[1]
Все типы групп, учитывая их специфику, участвуют в решении образовательных задач учащихся путем организации определенных мероприятий: научных, профессиональных, спортивных, туристических, экологических и т. д.
Признаками студенческого коллектива являются
иметь социально значимую цель;
общие интересы и ценности;
духовное единство;
сотрудничество и общение;
сплоченность, взаимная требовательность и ответственная зависимость
наличие компетентных органов студенческого самоуправления.
1.2.Особенности межличностного отношения в юношеском возрасте
Юность - это период жизни человека, онтогенетически расположенный между подростковым и взрослым возрастом, ранней юностью. Именно в юности происходит формирование личности как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетического выявления сходства с другими людьми, приписал им социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, отношение к окружающим.
Молодость-которая представляет собой пятую стадию жизненного цикла Э. Эриксона-считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Теоретический интерес Э. Эриксона к этому возрасту и его характерным проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие этапы саморазвития.
Задача, стоящая перед молодыми людьми, состоит в том, чтобы собрать все существующие знания о себе (кем являются их сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т. д.) и объединить, интегрировать эти многочисленные представления о себе в свою идентичность, которая представляет собой осознание прошлого и будущего, которое их объединяет.
Э. Эриксон (1982) подчеркивает психосоциальную сущность ощущения идентичности я, уделяя особое внимание не конфликтам между психологическими структурами, а скорее конфликту внутри самого Я, то есть конфликту идентичности и ролевой предвзятости.. Основное влияние оказывается на " Я " и на то, как общество влияет на него, особенно на группы сверстников. Следовательно, самоидентификация может быть определена следующим образом.
В определении самоидентификации, данном Э. Эриксоном, можно выделить три элемента. Во-первых, молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя как "по своей сути идентичных самим себе". В этом случае индивид должен сформировать образ самого себя, сложившийся в прошлом и связанный с будущим.
Во-вторых: значимые другие люди также должны видеть в человеке "идентичность и целостность". Это означает, что молодым людям нужна уверенность в том, что внутренняя целостность, которую они развили ранее, будет принята другими важными для них людьми.
Поскольку они могут не осознавать как свои самооценки, так и свои социальные образы, их возникающее чувство самоидентификации может быть противоположно неуверенности в себе, застенчивости и апатии.
В-третьих, у молодых людей должна быть "повышенная уверенность" в том, что внутренние и внешние планы этого набора согласованы. Их самовосприятие должно быть подтверждено опытом межличностного общения посредством обратной связи.[2]
По мнению Э. Эриксона, основа благоприятной юности и обретения целостного чувства самоидентификации закладывается в детстве. Однако, помимо того, что подростки получают в детстве, на развитие их идентичности сильно влияют социальные группы, с которыми они себя идентифицируют.