Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы государственной поддержки инвалидов
1.1 Нормативно-правовая основа поддержки инвалидов в России
В России основным фундаментальным документом, создающим платформу для развития нормативной правовой базы по вопросам защиты прав инвалидов, является Конституция. Седьмая глава Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Это означает, что государство берет на себя обязанности по защите здоровья граждан, созданию безопасных и комфортных условий труда на рабочих местах, установлению минимальной индексируемой оплаты труда, поддержке семьи, отцовства и материнства, особенно в многодетных семьях, заботе о подрастающем поколении, пожилых людях, инвалидах, лицах с ограниченными возможностями, усовершенствованию сети социальных служб и услуг, гарантии выплат государственных пенсий и иных пособий. Отсюда следует, что защита прав инвалидов на законодательном уровне является одним из основных приоритетов страны.
В 90-х годах ХХ века дальнейшее усовершенствование нормативно-законодательной базы в вопросах создания безбарьерной среды и защиты прав инвалидов отражается в указах Президента РФ от 2 октября 1992 г. No 1157 и No 1156 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» , а также от 1 июля 1996 г. No 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» .
Одним из наиболее важных событий в решении проблемы инвалидов явилось издание в 1995 году Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» . В этом законе учтены опыт и достижения других стран, их актуальные на тот период времени нормативно-правовые документы и определена государственная политика по данному вопросу.
Впервые на законодательном уровне был рассмотрен вопрос не только об улучшении жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, а о новом для России направлении социальной политики – их реабилитации, которая становится одним из приоритетов. Это качественно новый законодательный акт, который, кроме отражения всех основных аспектов инвалидности, заложил теоретическую базу для развития правового института социальной защиты. Главной целью государственной политики становится создание людям с ограниченными возможностями возможности стать равноправными, полноценными членами общества, и в гражданском, и в экономическом отношении. В данном акте утверждены также специальные права инвалидов в повседневной жизни.
Принципиально новым, отвечающим представлениям современности содержанием было наполнено понятие «инвалид» как лица, имеющего ограничение жизнедеятельности. В это понятие были включены не только ограниченная трудоспособность, как это было раньше, но и временная, или постоянная утрата способности самообслуживания, передвижения без помощи сопровождающих лиц, контроля своего поведения, сложности в общении, обучении и проблемы с занятием трудовой деятельностью. Такое определение существенно расширило рамки социальной группы граждан, законодательно признаваемых инвалидами в Российской Федерации, и обеспечило им правовые гарантии.
Очень значимым явилось введение в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» понятия «социальная защита инвалидов», подразумевающее гарантию государства условий (посредством правовых, социальных и экономических мер), обеспечивающих инвалидам возможность равноправного участия в жизни общества наряду с другими гражданами.
В 1996 Правительство РФ на базе этого закона утвердило Положение о признании гражданина инвалидом, а также о создании государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ). В декабре 2009 года Минздравсоцразвития России утвердило приказ No1013н «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В настоящее время в медицинских заключениях при проведении МСЭ используются классификация и критерии, определённые этим Положением.
В 90-е годы ХХ века в Российской Федерации в связи с возникновением новых социально-экономических условий возникла острая необходимость обеспечения гарантии прав граждан с инвалидностью на новом, учитывающим современные условия жизни общества более высоком уровне.
Одной из наиболее важных гарантий является гарантия прав на образование, поскольку это базовое социальное благо, являющееся основой обеспечения достойного места в обществе в течение дальнейшей жизни гражданина с инвалидностью. Этот аспект нашёл отражение в постановлении
Правительства РФ от 18 июля 1996 года No 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов условиях на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Данное постановление обеспечивает получение инвалидами общего, среднего и высшего образования с учетом индивидуальной программы обучения.
Регулирование проблем трудового устройства инвалидов во всех сферах общественного производства в сложной социально-экономической ситуации приобретает особое значение. В ситуации старения населения большинства стран мира обеспечение права инвалидов занятием адекватным их возможностям трудом является не только гарантией прав граждан с инвалидностью, но и отвечает потребностям общества. В 2001 г. законодательно была установлена квота рабочих мест для инвалидов в размере 2-4%, определяемая органами государственной власти субъектов РФ, ответственными за реализацию квотированных рабочих мест для инвалидов.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. No 2347-р утвержден новый федеральный перечень комплексов мероприятий по реабилитации, необходимые для этого технические, медицинские средства и услуги, предоставляемые инвалиду.
Генеральная Ассамблея ООН 13 декабря 2006 года приняла Конвенцию о правах инвалидов , ставшую первым основным всемирным договором ХХI века о правах инвалидов. Свидетельством современного взгляда на статус инвалида является содержащееся в Конвенции утверждение, что человек является инвалидом не только в связи с его ограниченными возможностями или заболеваниями, но и вследствие наличия различных барьеров, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2012 году и присоединилась к странам мирового сообщества, одним из приоритетных направлений социальной политики которых является полноценная интеграция инвалидов в жизнь общества.
Какие меры соцподдержки инвалидов есть в России:
Страховая пенсия. Инвалиды I, II или III группы могут получать страховую пенсию по инвалидности. Она полагается при наличии страхового стажа и не зависит от его продолжительности, причин инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент человек с инвалидностью или нет .
Для назначения страховой пенсии нужно обратиться в территориальный орган ПФР по месту регистрации, в том числе временной, или в МФЦ.
Набор соцуслуг
1) лекарственные препараты и медизделия по рецептам, спецпродукты лечебного питания для детей-инвалидов;
2) путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
3) бесплатный проезд на пригородном и междугородном пассажирском транспорте к месту лечения и обратно.
Этот набор можно заменить денежным эквивалентом — для этого надо подать заявление в территориальный орган ПФР.
12 февраля 2021 года было подписано постановление Правительства РФ, по которому детям-инвалидам, проживающим на территории Дальневосточного федерального округа, будут оплачивать авиабилеты к месту лечения.
ЖКУ и налоговый вычет
1) инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляется компенсация расходов на оплату ЖКУ в размере 50 %;
2) инвалиды I и II групп имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. Он предоставляется налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, а налоговым периодом признается календарный год. Чтобы получить вычет, необходимо написать заявление работодателю или в налоговую инспекцию, а также предоставить подтверждающие документы.
Бесплатная парковка
Люди с ограниченными возможностями здоровья и сопровождающие их водители смогут бесплатно парковаться в любом городе. С 1 июля 2020 года не нужно получать отдельное местное разрешение на бесплатную парковку - информацию о транспорте возьмут из федерального реестра на основании ранее поданного заявления.
Средства технической реабилитации
Теперь инвалид может по месту пребывания, оформив временную регистрацию, бесплатно получить собаку-проводника, инвалидную коляску, протез или слуховой аппарат.
Культурная жизнь
Отказ инвалиду на коляске посетить концерт или ресторан будут штрафовать.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты, документы
1) Конвенция о правах инвалидов// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 26.05.2023)
2) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=li4922taea948895205 (дата обращения 26.05.203)
3) Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 16.01.2023) <О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду>// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57539/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=li49az3ray878100871 (дата обращения 26.05.2023)
4) Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/135367/?ysclid=li496atttd366470781 (дата обращения 26.05.2023)
5) Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/135367/?ysclid=li48n73db8537637029 (дата обращения 26.05.2023)
6) Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/135709/?ysclid=li494xf9q7881785895 (дата обращения 26.05.2023)
7) Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 (ред. от 26.07.2021) "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"//https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13819/?ysclid=li493ndggp887550956 (дата обращения 26.05.2023)
8) Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/?ysclid=li48iiu6m0953917357 (дата обращения 26.05.2023)
9) Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/?ysclid=li48o85fpu62479689 (дата обращения 26.05.2023)
10) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=li48pwbhck833976108 (дата обращения 26.05.2023)
11) Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/?ysclid=li49z97ctf671003296 (дата обращения 26.05.2023)
Статьи, монографии
12) Астраханцева Е. В., Роль локального регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений: исторический экскурс // Трудовое право в России и за рубежом. — 2022. — № 2. — С. 56-60
13) Ахантьева Н. В., Пиксин М. В. Пенсионное обеспечение детей-инвалидов: порядок предоставления, проблемы и пути их решения// НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. 2022. № 15. С. 3-5
14) Головатюк А. А., Фомина Н. Б., Нарусова Е. Ю. Развитие законодательной базы Росийской Федерации, гарантирующей права инвалидов, на рубеже XX-XXI вв// ПРАВО КАК ИСКУССТВО ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ. Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции. Курск, 2020. С. 270-276
15) Дахин А.В. Основы социального государства: учеб. пособие. / А.В. Дахин, С.А. Воробьев. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. 102 с.
16) Игнатенко В. А. Основные тенденции социальной политики государства в контексте конституционной реформы 2020 года: теоретико-правовой аспект//ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: КОМПЕНСАТОРНЫЙ ПОДХОД. Материалы Международной научно-практической конференции. Том Часть 1. Красноярск, 2021. С. 32-39
17) Морозова О.Н., Сафиуллина Н.Н. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, как объект реализации государственной политики//НАУЧНЫЙ АЛЬМАНАХ. 2020 № 6. С. 161-165
18) Чучадеева Л. С. Современная практика социального сопровождения семей с детьми-инвалидами в России: состояние и перспективы// МАТЕРИАЛЫ XXIII НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, АСПИРАНТОВ И СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. П. ОГАРЁВА. в 3 частях. Том Часть 3. 2019. С. 167-170
19) Шарин, В.И. Основы социальной политики и социальной защиты. Учебное пособие. Гриф МО РФ / В.И. Шарин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 739 c
20) Шеменева Е. А. К вопросу о государственной политике по защите прав инвалидов//ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник межвузовского круглого стола, посвященного Всемирному дню защиты ребенка. Ростов-на-Дону, 2020. С. 155-158