Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Занятия физическими упражнениями отличаются от других занятий в детском дошкольном учреждении высокой двигательной активностью занимающихся, во время занятий задействованы различное спортивное оборудование, инвентарь.
В связи с вышесказанным на занятиях воспитанники могут попасть в группу риска, которая подвержена травматизму.
Существуют специально разработанные правила безопасного поведения дошкольников, которые широко обсуждаются на сегодняшний день в рамках образовательных учреждений, в семье, в средствах массовой информации. Казалось бы, все с данными правилами хорошо знакомы. Однако довольно часто можно встретить сведения о серьезных травмах, полученных дошкольниками дома, на улице, в дошкольном учреждении.
В образовательных учреждениях России на сегодняшний день уделяется серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма, как самих воспитанников, так и работников учреждения. Несчастные случаи с воспитанниками, происходящие во время учебно-воспитательного процесса, остаются актуальны, они наносят ущерб как самим учащимся, так их родителям, а также педагогическим работникам.
Вопросам, связанным с правилами безопасности, проведению занятий физической культурой в образовательных учреждениях страны посвящено много научных исследований. Причины и профилактика травм на занятиях физическими упражнениями раскрыты в трудах, опубликованных в разное время многими исследователями.
Так, В.К. Величко в своей книге «Физкультура без травм» , описывал основные причины детского травматизма и давал советы по предупреждению и профилактике травматизма и правилам поведения на занятиях физической культурой.
В.К. Величко издал книгу «Физкультура без травм» в прошлом столетии, но и в настоящее время проблемы, затронутые автором актуальны и требуют комплексного рассмотрения.
Профилактика травм и безопасности проведения занятий по физической культуры рассматривались такими известными учеными, как Г.М. Брадик и В.Ф. Гуцу . В.Ю. Давыдов .
В работах рассматриваемых выше ученых в первую очередь затрагиваются причины появления травматизма, являющиеся как следствие довольно низкой организацией физкультурных занятий, плохого материально-технического снабжения спортивным оборудованием, спортивным инвентарем, не всегда качественной спортивной формой у занимающихся.
Итак, предваряя рассмотрение вопроса профилактики травматизма на физкультурных занятиях в ДОУ актуализируется вопрос актуальности темы профилактики детского травматизма, что является одной из значимых проблем дошкольного воспитания.
Объект – образовательный процесс, обращенный на профилактику травматизма.
Предмет: методические основы профилактики травматизма на физкультурных занятиях в ДОУ.
Цель: на основании научных источников раскрыть профилактику травматизма на физкультурных занятиях в ДОУ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
1.Провести анализ научной литературы по теме исследования.
2.Проанализировать основные направления профилактики травматизма на физкультурных занятиях в ДОУ.
3. Сформулировать рекомендации по результатам исследования.
В ходе научной работы использовались следующие методы исследования:
- методологической основой исследования является комплекс подходов и методов научного познания. Основным из них является диалектический метод. Во время исследования учтены основные принципы диалектики, такие как: объективность, системность и др.;
-широко использованы общенаучные методы познания: наблюдение, описание и сравнение имеющихся разновидностей.
В работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части дипломного исследования.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер.
Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная структура работы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования
1.1. Виды, характер, локализация повреждений, степень тяжести травм и заболеваний
Анализ научной литературы показ, что в основном травмы могут быть: тяжелые, средней степени тяжести и легкие (Рис.1.1).
Рис.1.1.- Основные травмы, которые могут получить дети школьного возраста
Тяжелые травмы могут вызвать резкое проявление нарушения состояния здоровья индивида, выраженные нарушения здоровья. Тяжелые травмы могут приводить индивида к потере учебной и спортивной трудоспособности на время более месяца. При тяжелых травмах человек лечится или же в больнице или в специализированных отделениях поликлиник.
Средняя тяжесть травм – травмы, когда наиболее ярко выражены изменения в организме, которые приводят к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10-ти до 30-ти дней.
Легкие травмы – травмы, которые могут не вызывать больших изменений и нарушений в организме индивида и индивид не теряет своей как общей, так и спортивной работоспособности. Легкие травмы, это такие травмы, как: ссадина, потертость, поверхностная рана, незначительные ушибы, растяжения 1-й степени и др.
Растяжение – повреждение без нарушения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бажин А.В., Зубарев Н.Д. О необходимости использования упражнений ЛФК для профилактики заболеваний суставов на занятиях физической культурой в образовательных учреждениях /А.В. Бажин, Н.Д. Зубарев //В сборнике: Диалог культур в педагогическом континууме. 2017.С.6-10.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Академия, 2008. 272 с.
3. Брадик Г.М., Гуцу В.Ф. Педагогические аспекты предупреждения спортивного травматизма /Г.М. Брадик, В.Ф. Гуцу //В сборнике: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента. 2016.С.52-58.
4. Велитченко, Виталий Кондратьевич.Физкультура без травм / В. К. Велитченко. - М. : Просвещение, 1993. 127,[2] с. : ил.
5. Давыдов В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2007. С.4-5.
6. Давыдов В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2007. 256 с..
7. Дильмиева Т. Р., Марчук Н. Ю., Пестова И. В. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. 52 c.
8. Ермин Р.В. Основные причины травматизма на занятиях по физической подготовке в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел /Р.В. Ермин //В сборнике: Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности, 2016.С.146-152.
9. Кораблева Е .Н. Профилактика спортивного травматизма на занятиях по физической культуре и спорту в ВУЗе /Е.Н. Кораблева //Вестник Науки и Творчества. 2016. №10. С.90-94.
10. Кузнецова А.Э.. Методика обучения безопасности жизнедеятельности (практикум). Нижневартовск, изд-во Нижневартовского государственного университета, 2015. 110 с.
11. Мальцев Д.Н. Методические рекомендации по профилактике травматизма на уроках физической культуры /Д.Н.Мальцев [и др.].-Киров, 2009.156 с.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высших спец. физкультурных учебных заведений / Л.П.Матвеев. – 4-е изд., стер. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2008. 160 с.
13. Михайлов Л. А, Соломин В.П., Михайлов А.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005. 302 с.
14. Прохорова Е. Как уберечь детей от травматизма /Е. Прохорова //Основы безопасности жизнедеятельности.2018. №10. С.36-39.
15. Радов А.Г. Что доверить детям; М.: Знание, 1984. 204 c.
16. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г. Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова». 2023. 198 с
17. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Р.А. Абзалова.- Казань, изд-во "Вестфалика", 2013.- 202 с.
18. Трухан Д. И. Клиника, диагностика и лечение основных ревматических болезней: учебное пособие / Трухан Д. И., Филимонов С. Н., Викторова И. А. – СПб.: СпецЛит, 2014. 160 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155). URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=330197 (дата обращения 17.05.2023).
20. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А. Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. – Минск: Выш.шк., 2018. 544 с.
21. Хаертдинова М.З. Травматизм на занятиях физической культурой /М.З. Хаертдинова //В сборнике: Через физическую культуру и спорт к здоровому образу жизни материалы III Международной заочной научно-практической интернет-конференции, посвященной массовым спортивным движениям в России и в мире. Ответственный редактор О.А. Малушко, 2015, С.333-336.
22. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Academa, 2016. 480 с.
23. Шпак В.Г. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Шпак. - ВГУ им. П.М. Машерова, 2023. – 96 с