Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Одной из основных задач, которая решается в процессе физического воспитания спортсменов, является обеспечение оптимального развития заложенных в человеке физических качеств. Физические признаки принято называть врожденными (наследственными) признаками, благодаря которым возможна физическая активность человека, которая в полной мере проявляется в двигательной активности.
Основными физическими характеристиками являются мышечная сила, скорость, выносливость, гибкость и ловкость [42].
Термины «развитие» и «воспитание» используются в смысле динамики изменения физических характеристик. Термин «развитие» характеризует естественный ход изменения физических качеств, тогда как термин «воспитание» активно и целенаправленно влияет на рост показателей физического качества [42].
В лыжных гонках, связанных с длительной циклической работой, определяющими для достижения спортивных результатов являются высокоразвитые показатели общей и специфической выносливости, то есть, говоря научным языком, степень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточно развитой выносливости невообразим высокий уровень общей и специальной подготовки юных лыжников. За последние годы накопилось большое количество литературы по развитию выносливости в циклических спортивных дисциплинах.
В практике юных спортсменов невозможно использовать все средства и методы развития выносливости (особенно специальные) лыжников старшего возраста. В подготовке юных спортсменов эффективно используются средства и методы, способствующие сохранению здоровья, повышению работоспособности и восполнению командного состава, т.е. росту спортивного резерва.
Современный лыжник должен поддерживать высокий темп не только в течение одной дистанции, но и в течение всего турнира. Он должен безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать работоспособность в короткие периоды отдыха во время занятий и игр. Выносливость нужна лыжникам не только во время соревнований, но и для того, чтобы много тренироваться, чтобы не уставать от длительной разминки и для более быстрого восстановления. А также высокая общая выносливость является одним из основных показателей отличного здоровья спортсмена. Вот почему так важен процесс развития этого физического качества.
Актуальность исследования заключается в том, что тренировочная и соревновательная деятельность в таком виде спорта как лыжные гонки зависят от уровня развития выносливости, который в конечном итоге определяют эффективность всей деятельности. Чем выше уровень развития выносливости спортсмена, тем эффективнее соревновательная и тренировочная деятельность, где крайне важна способность спортсмена противостоять утомлению. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности развития выносливости в лыжных гонках»
Цель исследования – рассмотреть возможности развития выносливости в лыжных гонках.
Задачи исследования:
1.Проанализировать понятие «выносливость» как физическое качество.
2. Дать характеристику выносливости как обязательного физического качества спортсменов, участвующих в лыжных гонках.
3. Определить средства и методы развития выносливости.
В исследовании используются теоретические методы исследования:
- обобщение психолого-педагогической литературы
- анализ;
- синтез;
- обобщение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учеб. для пед. институтов / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
2. Аулик, И. В. Порог анаэробного обмена и его роль при тренировке выносливости [Текст]: Научно-спортивный вестник / И. В. Аулик, И. Э. Рубана. – 1986. – № 5. – С. 15-19.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
4. Богатырев, В. С. Методика развития физических качеств юношей [Текст]: Учебное пособие / В. С. Богатырев. – Киров, 1995.
5. Букатин, А. Ю. Юный хоккеист [Текст]: Пособие для тренеров / А. Ю. Букатин, В. М. Колузганов – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 208 с.
6. Букатин, А. Ю. Я учусь играть в хоккей: Энциклопедия юного хоккеиста [Текст] / А. Ю. Букатин. – М.: Лабиринт Пресс, 2014. – 352 с.
7. Быстров, В. А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст] / В. А. Быстров. – М.: Терра – Спорт, 2016. – 64 с.
8. Васильева, В. В. Физиология человека [Текст] / В.В. Васильева, Э. Б. Коссовская, Н. А. Степочкина. – М.: Физкультура и спорт. – 1973. – 191с.
9. Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С. М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 488 с.
10. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 330с.
11. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
12. Волков, В. М. Спортивный отбор [Текст]/ В. М. Волков, В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
13. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов – 2-е изд., дораб. / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
14. Годик, М. А. Спортивная метрология [Текст] / М. А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 192 с.
15. Дерябин, С. Е. Система этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах [Текст]: автореф. дис.канд.пед.наук. / С. Е. Дерябин. – М., 1982. – 21 с.
16. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В. И. Дубровский. – М.: Владос, 1998. – 480 с.
17. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст] / Ю. И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.
18. Жариков, Е. С. Психология управления в хоккее [Текст] / Е. С. Жариков, А. С. Шигаев. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 183 с.
19. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ю. Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
20. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. для студентов вузов – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
21. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В. М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
22. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст]: Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.
23. Карандин, Ю. Л. Хоккей по правилам [Текст] / Ю. Л. Карандин. – Изд. ХК «Сибирь», Новосибирск, 1997. – 78 с.
24. Климин, В. П. Управление подготовкой хоккеистов [Текст] / В. П. Климин., В. И. Колосков. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 271 с.
25. Колосков, В. И. Подготовка хоккеистов: Техника, тактика [Текст] / В. П. Климин., В. И. Колосков. – М.: Физкультура и спорт, 1981. -200с.
26. Костка, В. Современный хоккей [Текст] / В. Костка. – Киев: Физкультура и спорт, 1996. – 248 с.
27. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
28. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
29. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]/ Л. П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.
30. Менхин, Ю. В. Физическая подготовка спортсмена [Текст]: Учебное пособие / Сост. Ю. В. Менхин. – М.: ГЦОЛИФК, 1993. – 88 с.
31. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов [Текст] / М. Я. Набатникова. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 129 с.
32. Никонов, Ю. В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов [Текст] / Ю. В. Никонов. – Минск: Асар, 2015. – 352 с.
33. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель, 2004. – 863 с. 36. Павлов, С. Е. «Секреты» подготовки хоккеистов [Текст] / С. Е.
34. Павлов. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 220с.
35. Погодаев, Г. И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г. И. Погодаев. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.
36. Решетников, Н. В. Физическая культура [Текст]: Учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 152 с.
37. Савин, В. П. Теория и методика хоккея [Текст] / В. П.Савин. – М.: Академия, 2003. – 400 с.
38. Селуянов, В. П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов физ.культуры / В. П. Селуянов, М. П. Шестаков, И. П. Космина. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. – 184с.
39. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – М.: Владос, 2002. – 608 с.
40. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учеб. для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 520 с.
41. Фомин, Н. А. На пути к спортивному мастерству [Текст]/ Н. А. Фомин, В. П. Филин . – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 159 с.
42. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2002. – 480 с.