Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в спортивной тренировке на первом плане должны стоять вопросы планирования и управления, причем во взаимосвязи и взаимообусловленности. Необходимо, чтобы планирование тренировки стало методом руководства при организации учебно-тренировочного процесса, одним из главнейших условий, обеспечивающих непрерывный рост спортивных достижений в процессе многолетней подготовки фехтовальщиков.
Огромное значение для развития физического совершенствования фехтовальщиков играет развитие таких физических качеств, как быстрота движений, ловкость, гибкость, выносливость. Правильно подобранные тесты и показанные в них результаты могут не только служить критерием оценки уровня развития отдельных физических качеств, но и определить уровень функционирования основных систем организма в целом, а также сделать вывод об эффективности учебно-тренировочных занятий. Для того, чтобы эффективно спланировать учебный процесс необходимо определить исходный уровень развития скоростных качеств у спортсменов.
Быстрота существовала и считается одним из важнейших физических качеств человека. Под скоростными качествами подразумевают те возможности человека, которые обеспечивают ему осуществление двигательных действий в минимальный для данных обстоятельств промежуток времени.
Проведенные исследования научно-методической литературы показывают, что развитию скоростных качеств спортсменов-фехтовальщиков уделяется незаслуженно мало внимания, хотя от быстроты движения очень сильно зависит спортивный результат. В литературе недостаточно представлено методик по развитию такого физического качества фехтовальщиков, как быстрота, существующие работы посвящены в большей мере совершенствованию техники передвижения спортсменов.
В связи с выше изложенным, возникает противоречие между необходимостью повышения уровня скорости передвижения и недостаточностью комплексов упражнений.
Выявленные противоречия определили проблему курсовой работы: «Исследование методики развития быстроты у спортсменов 10-11 лет, занимающихся фехтованием».
Объект исследования – методика обучения и методика тренировки
в учебно-тренировочном процессе.
Предмет исследования – оценка методики развития быстроты у спортсменов 10-11 лет, занимающихся фехтованием.
Цель – получить углублённые знания по проблеме «методики развития быстроты у спортсменов 10-11 лет, занимающихся фехтованием.
Реализация поставленной цели предусматривала выполнение следующих задач:
1. Осуществить обзор литературных источников.
2. Определить методы и организацию исследования.
3. Подвести итоги результатов исследования.
Гипотеза: мы полагаем, что дополнительные физические упражнения могут влиять на развитие скоростных способностей у спортсменов, занимающихся фехтованием при условии систематического и планомерного проведения их в разных формах работы.
Методы исследования:
- анализ литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- экспериментальное исследование;
- обработка и интерпретация данных.
Курсовая работа стоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава 1. Обзор литературных источников
1.1 Основные понятия темы данной курсовой работы
Для полноценности любого передвижения в фехтовании нужны быстрота, гибкость, координация, подвижность в суставах, прыгучесть. Нужно уметь менять амплитуду движений, чередуя короткие и длинные передвижения. Медленные, неторопливые движения сменяют мощные ускорения. И наоборот, моментально «гасится» скорость сближения и спортсмен переходит к плавному «вкрадыванию». Одним из основных физических качеств спортсменов-фехтовальщиков являются скоростные качества.
В вопросе воспитания скоростных качеств разные авторы сходятся на том, что наиболее высокие темпы развития скоростных способностей наблюдаются в 9-12 лет.
Скоростные качества можно различать по следующим видам :
- по быстроте двигательных реакций;
- по быстроте одиночных движений;
- по частоте (темпу) движения.
Перечисленные виды считаются элементарными видами (формами) проявления скоростных качеств .
Скоростные качества характеризуются подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Увеличение максимальной частоты движений в разнообразные возрастные периоды неодинаково. Самый Большой ежегодный прирост отмечается у детей от 4 до 6 лет и от 7 до 9 лет. В последующие возрастные периоды темпы роста снижаются.
В таблице 1.1. представлен прирост быстроты у школьников различных возрастных групп, в %.
Таблица 1.1
Прирост быстроты у школьников различных возрастных групп, в %
Возрастная группа Общий прирост быстроты Среднегодовой
прирост
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Младшая (1-Ш Кл) 17,4 14,2 5,8 4, 7
Средняя (IV-VIII Кл.) 15,9 10,9 3,2 2,2
Старшая (IX-Xкл.) 6,0 -1,4 3,0 -0,7
Среди наиболее важных проявлений скоростных качеств у фехтовальщика - скорость одиночного движения, латентное время зрительной (тактильной) реакции, частота движений. Кроме того, быстрота определяется и несколько взаимодополняющими факторами, в частности уровнем волевых усилий, умением расслаблять неработающие группы мышц, силовыми возможностями, подвижностью в суставах, технической подготовленностью .
1.2. Фехтование – как вид спорта
В теории и методике спортивной тренировки, согласно возрастным особенностям физического развития спортсменов научно доказаны этапы подготовки, которые позволяют оптимизировать построение спортивного совершенствования юных фехтовальщиков.
Этапы спортивной тренировки подразделяются на:
Первый этап является предварительной подготовкой:
Второй этап спортивной подготовки - начальная спортивная специализация;
Третий этап спортивной тренировки - углубленная тренировка;
Четвертый этап спортивной тренировки - спортивное совершенствование .
В технической подготовке на первый план выходит освоение общей структуры специализированных положений и движений и типовых комбинаций (боевой стойки, начальных и конечных положений вооруженной руки и оружия) при выполнении в упражнениях и в поединках. Не следует также ограничиваться освоением только выпада как основного приема нападения. Обязательным является и выполнение шага и выпада (для фехтовальщиков на саблях комбинаций - выпад и повторный выпад, шаг и выпад и повторный выпад), что позволит постоянно иметь тактические поводы для маневра и применения атак с дальней дистанции.
Тактическая подготовка сосредотачивается на элементарной оптимизации состава действий (как в наступлении, так и в обороне), чтобы преднамеренные действия и ведение боя в неожиданно возникающих ситуациях отражали условия, характерные для фехтовального поединка и вида оружия .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безруков М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений// М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО/ под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 359 с.
3. Бычков, Ю. М. Тренер в уроке фехтования : монография / Ю. М. Бычков. - М. : Физ. культура, 2006. - 176 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 149-168.
4. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров/ Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 460 с.
6. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие/ И.М. Прищепа. – Минск: новое знание, 2006. – 416 с.
7. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
8. Смоляков Ю.Т. Тренировка фехтовальщиков на шпагах/ Ю.Т. Смоляков. - Минск: Высшая школа, 2014. – 84 с.
9. Спортивное фехтование /Составитель и общий редактор Д.А. Тышлер,
М.: Физкультура, образование и наука, 1997. – 259 с.
10. Спортивное фехтование : учеб. для вузов физ. культуры [Электронные ресурсы] // lib.sportedu.ru % Ред. Тышлер Д.А. - М.: ФОН, 1997. - 389 с.: URL: lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=921 (дата обращения 19.05.2023).
11. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2023. – 198 с.
12. Тычинин Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.- 158 с.
13. Тышлер Д. Фехтование на саблях. Техническая и тактическая подготовка /Д. Тышлер, Г. Тышлер. — М: «Физкультура, образование и наука», 1998. –185с.
14. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Инфра, 2016. – 480 с.
15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастая психология). – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.