Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Обучение – это всегда целенаправленный и мотивированный процесс. Задача каждого педагога заключается в том, чтобы каждого из учеников включить в этот учебно-воспитательный процесс. Для этого необходимо обеспечить формирование и развитие их познавательных потребностей и познавательных мотивов. Школьное обучение является особым этапом в жизни каждого человека. Учебная деятельность субъекта непосредственно связана с изменением его деятельности в дальнейшем и освоением новой социальной роли, которая предполагает расширение и совершенствование коммуникативных и продуктивных связей человека.
Решающее значение в обучении предметам в общеобразовательной школе приобретает формирование у школьников широкого кругозора, воспитание у них уважения к слову, тексту и развитие умений свободно пользоваться изобразительно-выразительными возможностями учебных предметов. Всё это способствует формированию коммуникативной компетенции учеников и их грамотности. Помочь в этом педагогу может межпредметная интеграция учебных дисциплин.
Межпредметная интеграция - это процесс объединения учебных с целью осуществления в педагогическом процессе потенциальных межпредметных связей. Это может быть использовано самым разнообразным образом и с самыми различными дисциплинами. Проявляться это может в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществляемая на этом уровне систематизация содержания приводит к важному познавательному результату. Речь идёт о формировании целостной картины мира в сознании школьников.
Это обеспечивается учителем в процессе проведения целенаправленной работы, которая направлена на формирование необходимых ЗУН, коммуникативных умений, включая умение правильно точно, понятно и выразительно формулировать мысли в устной и письменной форме.
Цель работы: изучить и обосновать межпредметную интеграция в процессе образования на уроках истории и литературе в 10 классе.
Объект исследования: интеграционный учебно – воспитательный процесс на уроках истории и литературы.
Предмет исследования: приёмы и методы, используемые на интегрированных уроках истории и литературы.
Задачи:
1. Провести анализ понятия межпредметная интеграция на примере дисциплин истории и литературы в 10 классе.
2. Описать процесс активизации познавательной деятельности старших школьников в процессе межпредметной интеграции на уроках истории и литературы.
3. Рассмотреть организационно – педагогические условия межпредметной интеграции в процессе образования на примере дисциплин истории и литературы в 10 классе.
4. Предложить методические рекомендации по обеспечению межпредметной интеграции в процессе образования.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы межпредметной интеграции
1.1. Анализ понятия межпредметная интеграция на примере дисциплин истории и литературы в 10 классе
В современном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) на каждой образовательной ступени, от дошкольной организации и до вуза устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы. В ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО речь идёт о личностных, предметных и метапредметных результатах. Под межпредметной интеграцией понимают состояние связанности отдельных дифференцированных частей в одно целое. Применительно к системе обучения понятие интеграция принимает два значения, как цель и как средство обучения. Как цель обучения интеграция должна дать старшему школьнику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы. Это позволит понять, что мир – это единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции школьника. Интеграция должна соединять получаемые знания в единую систему. Можно также говорить о том, что интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений [22]. Речь идёт не о простом соединении уроков, а о восполнении материала одного предмета материалом другого. При любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей и основной. При интеграции происходит объединение понятийно-информационной сферы разных предметов с целью наилучшего запоминания сведений.
Интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала. Это, прежде всего, способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций. Это - вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера и максимальное выявление важных и полезных межпредметных связей образовательных областей. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества.
Мнения субъектов могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. В условиях введения ФГОС в приоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем реализации школьного образования. Многие педагоги испытывают серьезные затруднения при реализации принципов осуществления межпредметных связей. В методических материалах указывается, что основной эффективной формой реализации межпредметных связей является интегрированное занятие. Специфика интегрированного урока заключается в том, что его проводят и организуют два или более учителя. Один учитель тоже сумеет это осуществить, но лишь при соответствующей подготовке. При подготовке интегрированного урока особенно важно продумать методику его проведения.
Часто интегрированному занятию предшествует опережающее домашнее задание, которое выполняются либо учениками всего класса, либо отдельными учениками. Домашнее задание в этом случае также будет иметь свою особенность. Оно задается не по одному, а по нескольким предметам сразу. Интегрированный урок, в зависимости от работы и активности учеников подразумевает возможность выставление отметок по нескольким учебным дисциплинам.
Изначально идея интеграции занятий возникает из сопричастности и взаимодополняемости некоторых школьных предметов. Перед педагогами современное образование ставит задачу сформировать у школьников целостную картину мира. В рамках проведения интегрированного занятия ученики могут приобрести разносторонние углубленные знания, используя информацию по нескольким предметам. На интегрированном занятии есть возможность сформировать важное умение - перенос знаний из одной отрасли в другую. Данный факт позволяет развивать у школьников критическое мышление, аналитическую деятельность и др. Благодаря всему выше перечисленному, достигается целостное восприятие окружающей действительности.
Интеграция образовательных областей позволяет формировать творческие способности самостоятельной и ответственной личности. Интегрированные занятия позволяют реализовать дифференцированный подход к получению информации и знаний. Интегрированный урок открывает возможности для разных категорий учеников. Школьникам предлагают различные методы получения и усвоения знаний, от глубокого, подробного анализа изучаемых процессов до простого пересказа изученной информации. В ходе интегрированного занятия у школьников развивается умение обобщать, систематизировать, анализировать полученные знания из нескольких предметов. Именно таким образом формируется преемственность знаний.
Под межпредметными связями понимают целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами. Это организационные формы использования конкретного учебного материала в процессе изучения тех или иных явлений. На каком бы уроке не работал школьник, он всегда работает с текстами. Наиболее тесные межпредметные связи существуют между русским языком и литературой, химией и биологией, математикой и физикой, литературой и историей [13].
Межпредметные связи - это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы. К.Д. Ушинский рассматривал работу с межпредметными связями как процесс, облегчающий весь ход обучения, вызывающий интерес детей и помогающий связать новый материал со старым. Сегодня межпредметные связи часто называют метапредметными, что связано с реализацией ФГОС в образовательном процессе на каждой ступени обучения. Метапредметные связи между отдельными учебными дисциплинами предполагают обращение учителя к «метапредмету» и использование метапредметного подхода.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
2. Афанасьева, Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся современной школы посредством многоаспектной работы с текстом на уроках литературы с целью совершенствования уровня их речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Afanasieva.pdf (дата обращения: 21.05.2023).
3. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. – Изд. 2-е, испр. и доп.– Ростов-на-Дону, 2010. – 505 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
5. Бурганова, Ф.Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся [Текст] / Ф. Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ.- СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html (дата обращения: 21.05.2023).
7. Гилазова, Э. Г. Кратковременные проекты на уроках [Электронный ресурс] / Э.Г. Гилазова // Альманах педагога. – 18.03.2018. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22534 (дата обращения: 21.05.2023).
8. Гниломедова, Т.П. Формирование языковой и лингвистической компетенции при работе с текстами на уроках [Текст] / Т.П. Гниломедова // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 190 – 196.
9. Давоян, О.Н. Работа с текстом на уроках истории как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О.Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 83 - 85.
10. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Текст] / О.В. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – No 2.
11. Ено, М.Н. Игровые моменты на уроках литературы [Электронный ресурс]/Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, 2011. – URL: http://ext.spb.ru/faq/5515-2014-06-15-18-11-21.html (дата обращения: 21.05.2023).
12. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель приморья. – 2012. - No 5. - С. 4-5.
13. Исяндавлетова, Э. В. Проектная деятельность на уроках литературы как способ формирования активной мотивации обучения [Текст] / Э. В. Исяндавлетова // Молодой ученый. – 2017. - No 9. – С. 332 – 334.
14. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная педагогика. – 2000. - No 7. – С.18.
15. Калабухова, Н.П. Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе литературы [Текст] / Н.П. Калабухова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. - No10. – С. 20 – 24.
16. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
17. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
18. Кузьмина, Н.Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках истории в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.Г. Кузьмина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 180 – 185.
19. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 2001. – 85 с.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка и литературы в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
21. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 21.05.2023).
22. Никонова, Л.В. Методическая модель коммуникативно-ориентированного обучения лексике на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе (5 – 6 классы) [Текст] / Л.В. Никонова. – Дис. ... канд. педагог. наук М. - 2013. – 236 с.
23. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – No 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
24. Рыльцева, Т.Г. Создание благоприятных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка на уроках [Электронный ресурс]/ Сообщество учителей предметников «Учительский портал», 2007 – 2020. – URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4703(дата обращения: 21.05.2023).
25. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. - NoXIX. – С. 89-91.
26. Султанова, М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / М. С. Султанова // Молодой ученый. – 2017. - No 49. – С. 407-409.
27. Сазанова, Н.В. Развитие коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natalija.novki-shkola.ru/li4n-rez-shk.html (дата обращения: 21.05.2023).
28. Саунина, Е.Н. Использование технологий компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы [Текст] / Е.Н. Саунина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 199 – 206.
29. Шедогубова, Е.П. Игровые методики обучения на уроках литературы [Электронный ресурс] / Е.П. Шедогубова // Современная педагогика. – 2014. - No 5. – URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2358 (дата обращения: 21.05.2023).
30. Ярошенко, С. Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Вестник ОГУ. - 2004. - No9.-С. 28-31.