Фрагмент для ознакомления
2
Данные навыки формируются в процессе обучения и представляют собой умение разбираться в деталях, структурах и закономерностях.
3. Развитие творческих навыков: Работа Н.Н. Резвой подчеркивает важность развития творческих навыков младших школьников, которые постепенно формируются в процессе обучения. Важно положительно и стимулирующе оценивать творческие проявления ребенка, развивать его интерес к творческим трудам и занятиям.
4. Развитие коммуникативных навыков: Исследование Н.В. Рудневой выделяет важность развития коммуникативных навыков у младших школьников, что предполагает умение выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать собеседника, участвовать в совместной деятельности и решать конфликты.
Таким образом, отечественные психологи подчеркивают важность и необходимость индивидуального подхода к детям данной возрастной группы, а также создания благоприятной и стимулирующей образовательной среды для их развития.
Отечественные психологи проводят исследования психологических особенностей мышления младших школьников, выделяя ряд важных характеристик:
1. Познавательное развитие: Одной из главных характеристик мышления младших школьников является постепенное формирование элементов познавательного развития. Отсутствие у многих детей опыта позволяет воспринимать мир более наивно и волшебно, что может стать препятствием для формирования логического мышления, однако создаёт благоприятную почву для развития творческих способностей.
2. Восприятие и внимание: В работе Е.Е. Гребенюк отмечается, что у детей этого возраста происходит формирование сенсомоторной деятельности, которое связано с развитием восприятия и внимания. Они привлекаются к ярким и необычным объектам, но могут быть неспособными фокусировать внимание на задании длительное время.
3. Теории действия: Из работ Б.Г. Мещерякова следует, что мышление младших школьников характеризуется формированием теорий действия. Ребенок учится абстрагироваться от конкретной ситуации и переносить полученный опыт на другие ситуации. Также младшие школьники начинают обобщать и систематизировать полученные знания.
4. Формирование образного мышления: В работе Н.И. Федотовой отмечается, что одной из важных характеристик мышления младших школьников является формирование образного мышления. Ребенок начинает абстрагироваться от конкретных объектов и представлять их в упрощенных образах, что особенно важно для восприятия относительных связей между объектами.
Таким образом, отечественные психологи выделяют важность индивидуального подхода к детям данной возрастной группы, а также необходимость создания благоприятной образовательной среды для их развития. Особое внимание уделяется развитию вербальных навыков, творческого мышления и самостоятельности в принятии решений.
Психологические особенности мышления младших школьников - это характеристики психических процессов, которые присущи детям в возрасте 7-10 лет и влияют на способность воспринимать и обрабатывать информацию, анализировать данные, решать проблемы и принимать решения.
Отмечается, что у младших школьников происходит формирование элементов познавательного развития, включающий развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, абстрактного и логического мышления. Дети начинают осваивать теории действия и развивать системное мышление.
Образное мышление является одной из важнейших характеристик мышления младших школьников, которое позволяет абстрагироваться от конкретных объектов и представлять их в упрощенных образах, что особенно важно для восприятия относительных связей между объектами.
Младшие школьники обладают высокой уважительностью, доверчивы, неумело совершают логические выводы. Для них характерны непредсказуемость действий и мыслей, быстрое меняющаяся эмоциональность. Однако, у детей этого возраста возрастает уровень самоконтроля, они становятся способными к абстрактному мышлению и умеют анализировать свои поступки и рассуждать о возможных последствиях.
Таким образом, психологические особенности мышления младших школьников характеризуются постепенным переходом от непосредственного восприятия к более сложным познавательным процессам и формированием необходимых навыков для успешного обучения и социального развития.
Василий Васильевич Давыдов толкует понятие "мышление" следующим образом: "мыслительный процесс отражения действительности, внешняя форма творческой деятельности человека" [9, 28 с.].
Мышление - это процесс познавательной деятельности, говорил Олег Константинович Тихомиров, продукты которого характеризуются общим и косвенным мышлением (мышлением, отражающим необходимые особенности объектов и явлений) действительности [13].
2.2. Исследование психологических особенностей мышления младших школьников в зарубежной литературе
Зигмунд Фрейд дает следующее определение понятию "мышление":" процесс, направленный на поиск способа достижения бессознательных стремлений с учетом определенной социокультурной ситуации " [19].
Джон Уотсон назвал внутренний диалог мышлением и сказал, что это тип поведения.
В зарубежной литературе выделяют следующие психологические особенности мышления младших школьников:
1. Эгосентризм: дети в этом возрасте склонны рассматривать мир исключительно через призму своего личного опыта и интересов.
2. Антропоморфизм: мадшие школьники склонны приписывать человеческие качества и эмоции животным и предметам.
3. Интуитивный стиль мышления: дети в этом возрасте часто доверяют своим интуитивным ощущениям, а не логическому мышлению.
4. Магическое мышление: дети верят в чудеса и магию, не понимая концепции причинности и связей причина-следствие.
5. Обобщающее мышление: младшие школьники склонны обобщать и установливать связи между объектами и понятиями на основе сходства, а не различий.
6. Относительно медленное мышление: дети в этом возрасте могут требовать больше времени для выполнения задач, требующих абстрактного, критического или логического мышления.
7. Низкий уровень самоконтроля: младшие школьники могут иметь трудности с контролем своих эмоций и поведения, что может приводить к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми.
Эти психологические особенности учитываются педагогами и родителями при разработке программ обучения и воспитания для младших школьников.
Зарубежные авторы посвятили много работ психологическим особенностям мышления младших школьников. Вот несколько примеров:
1. Пиаже и Инхельдер: в своей теории развития детства Пиаже и Инхельдер выделяют несколько стадий мышления у детей в возрасте от 7 до 11 лет. Они отмечают, что дети изначально склонны к конкретному мышлению, а затем начинают формировать абстрактные понятия и логические связи в своих мыслях.
2. Виготский: Виготский отмечает, что младшие школьники все еще находятся в процессе формирования познавательных процессов, и что эти процессы неравномерно развиваются у разных детей.
3. Гарднер: Теория множественного интеллекта Гарднера предполагает, что у детей в этом возрасте развиваются не только логическое или математическое мышление, но и другие формы интеллектуальной деятельности, такие как музыкальная или пространственная интеллектуальная способность.
4. Бергер: Одна из наиболее известных работ Бергера - "Семь простых характеристик мышления у младших школьников". Он развивает идеи о психологических особенностях мышления младших школьников, включая их эгосентризм, интуитивное мышление и упор на конкретные детали.
5. Флюгель: Флюгель в своей работе "Психология детского возраста" выделяет несколько сфер познавательной деятельности детей в этом возрасте, таких как восприятие, анализ и абстрактное мышление.
Эти авторы подчеркивают важность учета психологических особенностей мышления младших школьников при разработке методов обучения и воспитания в школе и дома.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альпарова, Н. Н. Посещение жарким летом. Музыкально-игровое оборудование для дошкольников и младших школьников / Н. Н. Алпаров, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Феникс, 2020. - 128 с.
2. Альпарова, Н. Н. Зимние истории. Музыкально-игровое оборудование для дошкольников и младших школьников / Н. Н. Алпаров. - М.: Феникс, 2020. - 778 с.
3. Английский язык в таблицах и схемах для старшеклассников. - М.: Литера, 2018. - 458 с.
4. Башаева Т. В. Лучшие задания и развивающие игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная деятельность / Т. В. Башаев. - Москва: синтег, 2019. - 176 с.
5. Буковская, Г. В. Игры, курсы по формированию экологической культуры у детей младшего школьного возраста / Г. В. Буковская. - М.: Владос, 2019. - 192 с.
6. Вербовская, М. Э. Английский язык для младших школьников. Часть 1 / М. Е. Вербовская. - М.: Росман, 2020. - 786 с.
7. Воры, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление юных школьников: управленчески и методично. Аспекты / С. Г. Воры. - М.: Гостимский А. С., 2018. - 176 с.
8. Воры, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление юных школьников: управленчески и методично. Аспекты / С. Г. Воры. - М.: Книга по запросу, 2019. - 287 с.
9. Дик, Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье юных школьников / Н. Ф. Дик. - Москва: синтег, 2021. - 320 с.
10. Крушельницкая, О. И. все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьяков. - М.: Сфера, 2018. - 357 с.
11. Куличковская, Е.В. Как вы преодолеваете свой страх? Рассказы и развивающие игры для дошкольников и младших школьников / Е. В. Куличковская, О. В. Степанова. - М.: Речь, 2021. - 144 с.
12. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - М.: Союз, 2019. - 224 с.
13. Лаптева, Людмила Прекрасная улыбка. Образовательная программа для младших школьников / Людмила Лаптева, Эдит Кузьмина. - М.: Чистые пруды, 2020. - 851 с.
14. Локалова, Н. П. 120 уроков по психологическому развитию младших школьников. Разделить на 2 части. Часть 2. Материалы для занятий по психологическому развитию / Н. П. Локалов. - М.: Ось-89, 2019. - 160 с.
15. Мищенкова, Л. В. 50 развивающих курсов с младшими школьниками / Л. В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2018. - 706 с.